Что мешает успешному развитию детского творчества
Основная задача изобразительной или художественно‑ творческой деятельности заключается в том, чтобы развить эстетические чувства, представления и взгляды на мир; научить детей создавать своими руками аппликацию, рисунок; предоставить растущей личности возможность познать радость созидания, получить удовлетворение от своей деятельности. Осуществляя руководство изобразительной деятельностью, необходимо помнить о ее специфике – это не обычное учебное занятие, на котором дети просто чему‑ то учатся, что‑ то узнают, это – художественно‑ творческая деятельность, требующая от ребенка положительного эмоционального отношения, желания создать изображение, картину, прикладывая усилия мысли и физические усилия. Без этого успех невозможен. Однако зачастую на практике специфика изобразительной деятельности игнорируется, сама деятельность ставится в ряд с другими занятиями, что приводит к формализации педагогического процесса. Воспитатель часто диктует детям, сколько предметов в сюжетном изображении они должны передать (как будто это не творческая художественная деятельность, а занятия по математике). Например, предлагая нарисовать осенний парк, говорит: «Нарисуйте два дерева». Делается это обычно из боязни, что дети не справятся с большим количеством изображений, не успеют завершить работу в срок, но таким образом ограничиваются возможности всех ребят. Использовать образцы можно только в декоративном рисовании. За образцы, как правило, принимаются предметы народного искусства. Такой эталон не сковывает инициативу ребенка и развивает эстетическое восприятие действительности, формирует эстетическое представление.
Формализм в руководстве изобразительным творчеством детей нам видится и в том, что педагог не только не поощряет внесение ребенком дополнений, обогащающих изображение, но и не разрешает это делать. Некоторые воспитатели сознательно ограничивают изображение (в предметном рисунке, лепке, аппликации) одним предметом, иначе, по мнению таких педагогов, получится не предметное, а сюжетное рисование, аппликация. Но ведь ребенку совершенно не важно, предметный у него рисунок (аппликация) или сюжетный. Маленький художник стремится передать свои впечатления от окружающего мира. Внесение дополнений будит его воображение, позволяет полнее передавать образ, характер, особенности предмета. Именно так ребенок творит, и педагогу следует не просто хвалить его за проявленную инициативу, а стимулировать развитие и обогащение образа. Изобразительная деятельность как часть воспитательно‑ образовательной работы с детьми должна соответствовать дидактическим принципам. Однако применительно к изобразительной деятельности детей общедидактические правила рассматриваются в качестве основы обучения, не формально, а с учетом специфики изобразительной деятельности. Поэтому на первое место выдвигаются те принципы, которые в руководстве развитием детского художественного творчества являются определяющими. Как уже неоднократно отмечалось, в изображении дети передают те впечатления, которые они получили от окружающего мира и произведений искусства. Один из наиболее важных принципов, на котором должно основываться руководство художественной деятельностью со стороны взрослого, – связь обучения с жизнью. Это значит, что изобразительная деятельность должна опираться на впечатления, полученные ребенком от действительности. Необходимо учитывать, как окружающая обстановка действует на растущего человека, его интересы. Не следует, однако, ориентироваться только на уже имеющиеся интересы и устраняться от их формирования. Подобный подход приведет к ограничению представлений и знаний детей, приостановит развитие фантазии и творческих способностей. Малышам интересно изображать то, что им хорошо знакомо, с чем они встречаются в повседневной жизни, что привлекает их внимание. Чем интереснее, насыщеннее, богаче по содержанию жизнь детей, тем больший отклик она находит в их творчестве. Необходимо давать ребенку возможность пережить полученные впечатления. Это повышает личностно значимую мотивацию занятий. Игнорирование данного принципа проявляется в следующем: воспитатели мало задумываются над тем, что интересно детям, и механически используют разработки занятий, опубликованные или рукописные, хранящиеся в методическом кабинете, без творческого осмысления и учета особенностей своих подопечных.
Важным принципом, характеризующим специфику рисования, лепки, аппликации, является принцип наглядности. Опираясь на него, необходимо обеспечивать познание детьми предметов и явлений, организовывать осознанное восприятие действительности и наблюдение над ней. Не следует надеяться на то, что дети когда‑ то уже видели те или иные объекты. Впечатления от воспринятого ранее могут сглаживаться, стираться в памяти под влиянием новых. К сожалению, все еще очень мало используются в качестве наглядных средств произведения изобразительного искусства: репродукции картин, иллюстрации к детским книгам, подлинные изделия народных мастеров, скульптура и т. д. Приступая к изображению предмета, ребенок часто обнаруживает недостаточность своих знаний. Заметив его затруднения, педагог должен помочь маленькому художнику, предложив вновь взглянуть на предмет; уточнить его форму, величину и место расположения частей, активно включив его в процесс познания. Пусть ребенок подойдет поближе к окну и посмотрит: есть ли на улице то, что он собирается изобразить, или найдет ли он то, что ему нужно, в игровом или книжном уголке. Формализм, неправильная постановка обучения часто бывают связаны с непониманием педагогом в программах и методических рекомендациях обязательного, рекомендуемого и вариативного. Формализм в работе с детьми возникает и тогда, когда педагоги нетворчески, некритически воспринимают опыт своих коллег (пусть даже и передовой) и рекомендации, которые, как правило, имеют необязательный характер. К тому же они не всегда учитывают конкретные особенности дошкольного учреждения, школы, отдельной группы детей.
Методические рекомендации создаются в помощь воспитателю, но они не могут быть идеальными, подходящими ко всем случаям жизни, поэтому относиться к ним нужно творчески, учитывая обстановку, в которой живут дети, их возрастные и индивидуальные особенности, опыт владения изобразительной деятельностью, уровень развития знаний, умений, навыков. Бывает, что рекомендации воспринимаются буквально, как требование, обязательное для выполнения. Например, в ряде методических пособий была высказана рекомендация, согласно которой с детьми следовало проводить примерно одинаковое число занятий, посвященных решению разных задач: предметному изображению, сюжетному, декоративному, по замыслу. И, хотя в пособиях оговаривается, что это лишь примерное количество занятий, которое можно изменять и которое зависит от того, какие впечатления получают дети, как они усваивают материал и овладевают умениями, – все напрасно. Руководители разных рангов при анализе деятельности педагога буквально считают детские рисунки, аппликации и сравнивают их чуть ли не поштучно, требуя сохранения всех детских работ для проверок. Но ведь детские рисунки, аппликации должны «жить» в детском учреждении, использоваться в его интерьере, в играх детей, на праздниках, они могут быть подарены родителям, друзьям, гостям. Их можно использовать и для организации выставок детского творчества не только в детском саду и школе, но и за их пределами. А вместо этого все шедевры лежат в шкафу для отчета! Одной из частых ошибок является недооценка возможностей детей и стремление воспитателя все делать самостоятельно: приготовить все и разложить на столах, опасаясь, что дети сделают что‑ то не так. А ведь, включаясь в посильную подготовку, дети уже мысленно входят в творческую работу, начинают понимать, что им предстоит делать: рисовать, лепить или вырезать и наклеивать. Вот, казалось бы, такая незначительная деталь, как раскладывание листов бумаги для рисования или аппликации. Когда это делает воспитатель, ребенок принимает положение листа на столе как должное и не думает, почему его надо класть именно так. Тем самым педагог фактически задает композицию рисунка, лишает детей возможности поразмышлять, как будет выглядеть творение. Совсем другое дело, когда ребенку предлагают самому взять лист бумаги со стола воспитателя и решить, как его лучше положить, чтобы картина получилась красивой. При этом целесообразно показать детям варианты композиционного решения на примере репродукций картин, книжных иллюстраций и даже рисунков их товарищей.
Одним из существенных недостатков организации учебных занятий по изобразительной деятельности следует считать ограниченное количество материалов, предлагаемых детям для рисования, аппликации и лепки; небольшое число используемых детьми способов изображения. Некоторые считают, что детям не стоит показывать разнообразную технику изображения, что это, дескать, формализует, засушивает детское творчество. Однако такое мнение ошибочно. Дети любят новизну, им интересны разные приемы рисования, и далеко не все могут самостоятельно выделить и воспроизвести определенные способы изображения. Развитию творческих способностей, активности, воображения способствуют разнообразие предоставляемых детям изобразительных материалов, отход от традиционного и привычного, поиск новых решений. Например, для аппликации целесообразно использовать не только готовую цветную бумагу. Очень интересные работы получаются из бумаги, которую раскрашивают восковыми мелками при положении мелка плашмя по отношению к листу. Детям нравится создавать композиции из нарисованных и вырезанных ими изображений. Необходимо разнообразить занятия аппликацией: создавать изображения методом вырезания и наклеивания, способом обрывания (особенно выразительно можно передать облака; снег на земле, на ветвях деревьев, на крыше дома, заборе; снеговика; одуванчики и многое другое). Аппликация может быть плоскостной и объемной (в этом случае вырезанное изделие или его части наклеиваются на картину не полностью), тогда изображение получается более выразительным, живым. Особенно интересны созданные таким образом композиции с цветами («Цветы в корзине», «Ваза с цветами», «Цветущий луг» и др. ), летающими бабочками и стрекозами. Также можно создавать настольно‑ печатные игры. В качестве материалов можно использовать обертки от конфет, обои, плакаты, цветные страницы журналов и даже газеты.
Для отработки способов изображения и выразительного применения различных изобразительных материалов можно использовать образные игровые упражнения, например, раскрашивание с разным нажимом «перьев», из которых затем составляют хвост и крылья сказочной Синей птицы, Жар‑ птицы, дымковского петуха; раскрашивание лепестков для Аленького цветочка или просто красивого цветка, цветов для декоративной композиции; раскрашивание рыбок, плавающих в ручейке. Творчески работающий воспитатель может придумать и предложить детям разные игры‑ упражнения, в результате которых возникнет выразительный образ, но, прежде чем предложить детям использование какого‑ то приема, педагогу следует попробовать его самому. Постепенно в это придумывание следует включать и детей. Неинтересные занятия, нарушение ряда дидактических принципов учебно‑ воспитательной деятельности, неправильное руководство детским творчеством обусловлены и недостаточным уровнем квалификации педагогов. Некомпетентные наставники прежде всего понимают личную готовность к занятию только как подготовку материалов, ознакомление с методическими рекомендациями или уже разработанными кем‑ то конспектами. А между тем профессиональный педагог строит каждое занятие с учетом личных наблюдений, опыта, прочитанных книг, изученных художественных альбомов, иллюстраций – иными словами, с опорой на все, что может помочь в поисках творческого разнообразия решений. Недостаточно развитое эстетическое восприятие педагогов является причиной формирования штампов, которые внедряются в сознание детей: «Так бывает, а так не бывает» (а жизнь ведь многообразна), «это надо рисовать так, а это вырезается так». Один из наиболее прочно закрепившихся стандартов – у дерева коричневый ствол. Посмотрите вокруг! Много ли вы увидите деревьев с коричневыми стволами? Иногда приходится сталкиваться с абсурдными «правилами», касающимися того, что и как надо рисовать: дерево надо рисовать снизу вверх, потому что оно растет снизу, а ветки – только от ствола и ни в коем случае наоборот. Авторы подобных рекомендаций склонны рассматривать свои советы как некое новаторство. Но, во‑ первых, нельзя строить процесс изображения по законам биологии, во‑ вторых, педагоги должны знать, что для ребенка движение руки с карандашом или кистью вниз значительно легче и естественнее, чем вверх, и линии при этом получаются более слитными, плавными. Когда ребенок подрастает и рука становится более умелой, он свободно может осуществлять движения в разных направлениях. Низкий уровень квалификации педагога определяет формальный, нетворческий подход к организации занятий: используются одни и те же методы и приемы обучения, в работу не включаются игровые приемы и ситуации, часто дается непосредственный прямой показ способа изображения, в результате чего у детей образуется установка на то, что рисовать, лепить или делать аппликацию можно только после того, как воспитатель продемонстрирует, как это надо делать. Не продумывают педагоги и варианты занятий. Знание условий, отрицательно влияющих на развитие творческих способностей детей, поможет педагогам избежать ошибок, сделать свою работу наиболее эффективной и приносящей радость детям.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|