Особенности творческих проявлений детей
Каждый, кто занимается воспитанием детей, знает, что одинаковых детей не бывает. Особенно ярко детская индивидуальность проявляется в творческой деятельности. Эту индивидуальность нужно внимательно изучать, не для того, чтобы унифицировать манеру изображения, но чтобы эффективно организовывать и направлять работу детей. Хорошо, когда у каждого ребенка складывается свой стиль, проявляется собственный творческий почерк. В чем же проявляются индивидуальные способности детей в изобразительной деятельности? Прежде всего в характере протекания психических процессов, лежащих в основе творческого труда: восприятия, представления, мышления, воображения. Они связаны также с чертами характера и темпераментом ребенка, склонностями и направленностью его личности. Рассмотрим проявления детской индивидуальности в изобразительной деятельности. Одно из наиболее важных условий полноценного всестороннего развития личности ребенка – индивидуальный подход. Он должен базироваться на знании специфических особенностей каждого малыша. Особое значение для развития способностей к изобразительной деятельности имеет формирование перцептивных действий ребенка, прежде всего восприятия предметов и явлений окружающего мира. Исследования педагогов и психологов (Б. Г. Ананьев, Л. А. Венгер, Т. С. Комарова, Т. В. Лаврентьева, Э. Г. Пилюгина, Н. П. Сакулина, Е. А. Флерина и др. ) убедительно доказывают, что детское восприятие индивидуально. Российский психолог Б. Г. Ананьев отмечал, что различия сенсорного развития возникают не сразу после рождения младенца, а постепенно, по мере накопления собственного опыта. В процессе воспитания и обучения «индивидуальные особенности приобретают более выраженный характер».
Различия в воспитании могут быть связаны с особенностями типа нервной системы ребенка, а также с отличительными чертами характера. Одни дети спокойны, уравновешенны; все, за что берутся, делают серьезно, основательно. Другие дети подвижны, легко возбудимы, у них неустойчивое внимание, они быстро переключаются с одного действия на другое. Как отмечает Н. П. Сакулина, особенности восприятия основного показателя сенсорного развития ребенка зависят от различий в состоянии воспринимающего аппарата: зрения, слуха, тактильных ощущений и др. Индивидуальные различия определяются также способами восприятия, которыми овладел ребенок. Есть дети, которые, посмотрев на предмет, как бы сразу делают с него снимок, что в дальнейшем помогает им создавать отчетливые изображения. Другие не выносят из краткосрочного восприятия достаточно ярких представлений и испытывают значительные затруднения при воспроизведении объекта, поэтому приходится вторично, а иногда и неоднократно показывать им предмет, дольше наблюдать с ними за различными явлениями. Особенности восприятия ребенка определяются не только состоянием органов чувств, но и тем сенсорным опытом, который он приобрел в раннем детстве. О том, что необходимо развивать детское восприятие и обогащать сенсорный опыт ребенка начиная с самого раннего возраста, говорят многие педагоги и психологи. Действительно, практика и исследования показывают, что чем раньше начать развивать ощущения и восприятие малыша, тем разнообразнее и полнее будет его сенсорный опыт к тому времени, когда он начнет рисовать, лепить. Данное обстоятельство положительно отразится на освоении им изобразительной деятельности, что убедительно показано в исследовании Э. Г. Пилюгиной. Различия в рисунках, поделках, аппликациях проявляются уже в начале освоения детьми этих видов творческого труда. Все особенности тесно связаны с индивидуальным сенсорным опытом малышей и сказываются на содержании работ. Так, за одно занятие, на котором детям предлагают нарисовать то, что они умеют, некоторые создают пять, семь и более изображений, причем не только простых, но и сложных, а другие ограничиваются одним‑ двумя изображениями. Мы провели такое занятие весной, то есть после восьми месяцев посещения ребятами детского сада. К этому времени они приобрели некоторый опыт, навыки и умения. Из двадцати четырех детей шесть нарисовали только один‑ два предмета. Восемь детей нарисовали пять и более изображений. Остальные дети выполнили по три‑ четыре рисунка.
Особенности подхода ребенка к изобразительному творчеству определяются и тем, какому содержанию он отдает предпочтение, какие предметы стремится отразить в рисунках, лепке, аппликации. Такие различия, как правило, проявляются достаточно отчетливо уже к пяти годам, когда дети овладевают основными формообразующими движениями, что, в свою очередь, позволяет им свободно выбирать тему. Некоторые дети с большим удовольствием изображают отдельные предметы. При этом они достаточно точно передают в рисунке не только основную форму предмета, но и его строение, отличительные особенности, характерные детали. Так, Лена З. уже с первых занятий в средней группе выделялась среди других детей тем, что лучше всех (точнее, полнее, детальнее) создавала предметные изображения. Несмотря на это, девочка была недостаточно уверена в себе, нуждалась в поддержке, поощрении, а иногда в дополнительном обращении к предмету, его восприятию с включением движений рук по предмету. Услышав ободряющие слова педагога (экспериментатора), Лена тут же принималась за рисунок и фактически больше не испытывала потребности в помощи. Катя Ш. (из этой же группы), наоборот, предпочитала создавать сюжетные композиции и, даже если рисовала какойто предмет, старалась изобразить обстановку, окружающую его, взаимодействие с другими объектами. По‑ разному относятся дети и к передаче в рисунке цвета. Одни проявляют к нему большой интерес, используют цвет не только как признак предмета, но и как средство украшения всего рисунка. Для других детей цвет как бы не существует (особенно это характерно для малышей), они все решают одним тоном.
У некоторых детей очень рано появляются любимые цвета и оттенки, что сказывается при создании изображений. Приведем примеры цветовых решений детей четвертого года жизни в рисовании по замыслу. Из двадцати четырех детей шестеро воспользовались карандашом одного цвета, даже когда создавали несколько изображений. Так, Илюша нарисовал грибочки и шарик коричневым карандашом, Ира, создавшая семь совершенно разных рисунков (дерево, мама с бантиком, зайчик и др. ), не выпускала из рук красный карандаш. У Марины получились зеленые яблоки и такие же грибочек, девочка и шарики. Четверо детей использовали два разных карандаша, хотя также нарисовали несколько предметов. Примеры говорят о том, что цвет не имел для детей значения. Часто использовавшийся цвет не был свойствен ни одному изображаемому предмету. С другой стороны, больше половины детей использовали в рисовании от трех до пяти цветов. Анализ рисунков по замыслу (выполнены в середине года) пятилетних детей выявил иную картину. Из двадцати ребятишек трое рисовали карандашом одного цвета, как правило, взятого наугад. Например, Вася нарисовал трактор, тракториста и домик на курьих ножках, автомашину и колеса (около автомашины) синим карандашом. Но большинство ребят использовали карандаши разных цветов. Более того, в данной группе выделились дети, осознанно передававшие цвет. Так, Даша нарисовала растущие в огороде помидоры, на двух растениях по одному помидору: один – красный, другой – зеленый. Остальные изображения в ее рисунке получили соответствующую цветовую характеристику: облака были голубыми, солнце – оранжевым, растения – зелеными, земля – коричневой. Богатую цветовую гамму использовал в своем рисунке Володя. При этом травку он изобразил с помощью темнои светло‑ зеленого карандаша. Различается и манера исполнения рисунка: одни дети рисуют достаточно крупно, создают обобщенное изображение, лишенное деталей; у других предметы получаются маленькими, зато прорисовываются характерные особенности. Детали ребята также передают по‑ разному: одни обозначают их несколькими штрихами, другие стараются тщательно прорисовать.
Индивидуальные различия между детьми обнаруживаются и в том, как они овладевают изобразительными умениями и навыками. Кто‑ то осваивает их легко, схватывая правильные приемы работы с первого показа, но таких детей немного; большинству же требуются определенное время и упражнения. Есть малыши, которые нуждаются в систематическом длительном внимании и помощи педагога. Зато, овладев графическими навыками и умениями, они приобретают свободу действий и больше не чувствуют своей неумелости, отличающей их от товарищей и приносящей им огорчения. Движения рук ребенка отличаются различным характером: силой, быстротой, размахом, слитностью или, наоборот, прерывистостью. На рисунках все это сказывается следующим образом: одни стремятся передать предмет предельно точно, другие – нет. Цвет изображений может быть передан локально, без привлечения отделки или, наоборот, с включением разных тонов. Индивидуальные различия проявляются и в самом характере действий ребенка в процессе рисования, что связано с особенностями развивающейся личности. Одни дети работают смело и уверенно даже тогда, когда их навыки и умения находятся на невысоком уровне. Им приносит радость и удовольствие сам факт активного действия. Они не требовательны к своей работе, их устраивает любой рисунок. Создав изображение, даже очень несовершенное, такой ребенок не выражает желания что‑ то дополнить, исправить в нем. Другие дети требовательны к себе, не отдают рисунки, пока не изобразят задуманное. Как правило, они самостоятельны и не обращаются за помощью к педагогу, хорошо овладевают изобразительными навыками и умениями; у них богатый сенсорный опыт, развитое восприятие, большой запас представлений. Чаще всего их рисунки интересны, выразительны, разнообразны по содержанию, а если что‑ то получается не так, как хотелось, эти дети особенно не огорчаются, но ошибки и промахи запоминают и в дальнейшем стараются их не повторять. Некоторые ребята сильно переживают неудачи, даже плачут (конечно, такое поведение более характерно для младших дошкольников). Зато преодоление трудностей, исправление ошибок вызывают у них радость. Как правило, ребенок сам способен справиться с возникшим затруднением, со стороны педагога требуется лишь поддержка их уверенности. Иногда нужно вовремя подсказать, как исправить ошибку, улучшить рисунок, лепку, уточнить детали, внести дополнения. Например, когда дети рисовали портрет мам, в рисунке у Коли один глаз получился больше другого. Это очень огорчило мальчика. Я посоветовала ему подождать, когда краска высохнет (дети рисовали гуашью), снова закрасить розовой краской часть лица, подождать, пока рисунок подсохнет, и затем постараться нарисовать одинаковые глаза (для этого краски надо взять немного, лишь на кончик кисти). Исправив рисунок, ребенок радостно сказал, что маме понравится портрет.
Конечно, в каждой группе есть и очень неуверенные в себе, несамостоятельные дети, которые по любому поводу обращаются к педагогу за помощью. Их необходимо постепенно приучать к самостоятельности, вселять в них уверенность; например, можно вызвать ребенка к доске, для того чтобы он показал товарищам тот или иной прием изображения и объяснил, как нужно действовать. Необходимость быть активным, сознание того, что он смог все выполнить как следует, вселяют в малыша уверенность, и постепенно он становится все более самостоятельным. В своей работе «Рисование в дошкольном детстве» Н. П. Сакулина отмечает, что у четырех‑, пятилетних детей складываются две основные манеры рисования. Одни предпочитают рисовать отдельные предметы: у них по преимуществу развивается способность изображения. Другие склонны к развертыванию сюжета, повествования. Выражение сюжета в рисунке дополняется речью и приобретает игровой характер. Согласно этим двум направлениям развиваются и способности детей. У детей, для которых основное – передать предмет как таковой, преимущественно развивается зрительное восприятие и формируются зрительные представления. Маленькие творцы, склонные к сюжетно‑ игровому типу рисования, отличаются живым воображением, активностью речевых проявлений. Зачастую их творческое выражение в слове настолько полно, что рисунок является лишь опорой для развертывания рассказа, потому изобразительная сторона «картины» развивается слабо. Отличаясь впечатлительностью, эти дети не задерживают внимание на внешнем облике предмета, не рассматривают его, не удерживают в памяти присущие ему пространственные свойства. Повествование требует быстрого темпа движений: процесс изображения должен успевать за словом. Быстрота рисунка вырабатывает соответствующую технику – смелый, сильный мазок и штрих, быструю ориентировку на плоскости. Если ребенок, рисующий в такой манере, не обладает хорошими моторными данными, его рисунок часто неотчетлив, плохо «читается», непонятен. Дети, интерес которых преимущественно сосредоточен на воспроизведении объекта как такового, активно воспринимают и предмет, и создаваемое ими изображение, заботятся о качестве своей работы. У них преобладает интерес к структурной стороне рисунка. Такие ребята нередко тяготеют к декоративности изображения: вносят элементы симметрии в расположение частей, расцветку. Изображение одного и того же предмета они «отрабатывают», придавая ему ритмическую организацию. У некоторых детей, особенно у девочек, проявляется интерес к рисованию узоров, основное содержание которых – повторяющиеся элементы. При этом у них развиваются ритмо‑ цветовое эстетическое чувство, глазомер, формируются плавность, ритмичность, четкость движений. При рисовании отдельных изображений и стремлении к полноте и отчетливости формы темп рисования замедляется, в особенности когда ребенок впервые ищет форму изображения данного предмета. Приведем несколько кратких характеристик рисования по замыслу четырехлетних детей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|