Проблема гендера в спортивной деятельности
Гендер – это принятое поведение человека в обществе. Характерные черты, присущие только женскому или мужскому поведению, принятые в обществе как эталон поведения[19, с. 236]. Проблемы гендера в спорте, рассматривается в 2 ключевых вопросах. Первый относиться к равенству спортсменов женского пола в спортивной деятельности. Как девушки добиваются равных результатов, где преобладают мужчины в таких показателях как сила, скорость, мощь, а так же как это влияет на них в физическом плане, прослеживается ли у них агрессия, насилие. Второй исследуется, как девушки конструируют свое поведение в спортивной деятельности. [18] Майкл Месснер проводил глубинные интервью со спортсменами. Целью исследования было как формируется маскулинность и те изменения, которые она претерпевает, взаимодействуя с социальным миром профессионального спорта. В России были исследование проведенные Н. Б. Стамбуловой, которая рассматривала различия мужской и женской карьеры. Так же проблему гендерных стереотипов мотивации расматривали такие исследователи, как М.Р. Минигалиева, Т.А. Араканцева, Е.М. Дубовская, В.В.Знаков, Л.П. Трубчанина. Спортивная мотивация – это многообразный комплекс, на которую немало важно влияет биологический пол спортсмена, и его психологический пол, определяющий поведение и психику спортсменов. Люди мужского пола наиболее предрасположены к спортивной деятельности, в отличие от людей женского пола. У мужского населения более сформированы такие качества, как дух соперничества, лидерство, и они менее предрасположены к стрессу. Выраженность в двигательной активности наиболее проявлена у людей мужского пола. (Таблица 1.1)
Таблица 1.1 Среднестатистическая активность, выраженная (в километрах) в летний период (согласно сведениям Р. А. Ахундова, Ю. Н. Чусова и В. А. Сковородко)[16,с.33].
Согласно исследованиям Е.П. Щербакова, наибольшее влияние на приход в спорт детей оказывают учителя по физкультуре (28.8%) родители (21.9%). Друзья повлияли в (15.7% случаев).Другие условия (приглянулось, наблюдал за выступлением, источники разнообразной литературы и др.) влияли не настолько существенно.[16,с.34]. Так же им было выявлено, что мальчиков спорт привлекает как средство развития таких физических качеств как(основополагающая сила, скорость, выносливость), а девушек - развитие стройного телосложения, красивой осанки, гибкости. Для мальчиков они менее привлекательны. Так же есть различия интереса к разным видам спорта у мужского пола и женского. Наиболее популярными для мужского пола являются игровые виды спорта, за ними следуют единоборства, следующие - циклические виды и последние, такие как тяжелая атлетика, стрельба и др. Для девушек наиболее приоритетны изящные виды спорта. Заметно возрос интерес к восточным единоборствам у девушек. Таблица 1.2- ??????????????????????
Виды спорта, так же могут разделяться по гендеру. Чаще всего это разделение по гендерным различиям, может повлиять на выбор вида спорта, из – за, так называемого, гендерного стереотипа. Но,большинство девушек и женщин, чтобы доказать свое равноправие, стремятся охватить мужские виды спорта. Выраженность маскулинности и феминности в разных видах спорта своем исследовании сопоставила С. В. Афиногенова.
Итак, в большей степени у девушек преобладала феминная черта, но показатели изменяются, если девушки занимаются «мужскими» видами спорта. У спортсменов же прослеживается преобладание маскулинных черт – 58%, дальше следует андрогинная черта – 28% и феминная – 14%. [16,с.36] Таблица 1.3- ????????????????????????
Исследование гендера в спортивной психологии мало изучено, но имеют значение в спортивной деятельности, как юношей, так и девушек. Как усвоенные стереотипы маскулинности и феминности формируют стандарты жизни и влияют на спортивную деятельность. Выводы по первой главе
Исследование теоретической части из разных научных источников вопроса мотивации и надежности, представляет большой интерес, так как успешность спортсмена зависит от уровня мотивации и психической надежности спортсменов. Мотивы прихода в спортивную деятельность у каждого человека разные, факторами прихода человека может послужить желание к самосовершенствованию к самовыражению и самоутверждению, социальные установки, удовлетворение внутренних и материальных нужд так же может, внутригрупповая симпатия. Преобладание ведущих мотивов может меняться со временем, они зависят от побуждающей силы, толкающей спортсмена к спортивной деятельности, изменения ценностных ориентаций. Например, у профессиональных спортсменов мотив достижения успеха стоит на более высоком уровне, в отличие от среднестатистического спортсмена. Проблема надёжности стала развиваться в профессиональном спорте. Надёжность спортсмена в наибольшей степени может проявляться в соревновательных условиях. В экстремальных условиях спортивной деятельности аспект надёжности (устойчивость спортивной деятельности) раскрывается наиболее конкретно. Надёжность обусловливается балансом между восприимчивостью к стрессу, факторам и особыми качествами личности. Надёжность спортсмена повышается вследствие его постоянной психологической подготовки, которая имеет ряд взаимосвязанных систематически педагогических компонентов, направленных на повышение надёжности. Уровень успешности спортсменов, зависит от сформировавшейся мотивационной сферы и компонентов надежности.
Исследование гендера в спортивной психологии мало изучено. Гендерные особенности являются важной составляющей в спортивной деятельности для наиболее лучшего учета психологических особенностей, как парней, так и девушек для успешной спортивной деятельности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|