Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблема гендера в спортивной деятельности




 

Гендер – это принятое поведение человека в обществе. Характерные черты, присущие только женскому или мужскому поведению, принятые в обществе как эталон поведения[19, с. 236].

Проблемы гендера в спорте, рассматривается в 2 ключевых вопросах. Первый относиться к равенству спортсменов женского пола в спортивной деятельности. Как девушки добиваются равных результатов, где преобладают мужчины в таких показателях как сила, скорость, мощь, а так же как это влияет на них в физическом плане, прослеживается ли у них агрессия, насилие. Второй исследуется, как девушки конструируют свое поведение в спортивной деятельности. [18]

Майкл Месснер проводил глубинные интервью со спортсменами. Целью исследования было как формируется маскулинность и те изменения, которые она претерпевает, взаимодействуя с социальным миром профессионального спорта.

В России были исследование проведенные Н. Б. Стамбуловой, которая рассматривала различия мужской и женской карьеры. Так же проблему гендерных стереотипов мотивации расматривали такие исследователи, как М.Р. Минигалиева, Т.А. Араканцева, Е.М. Дубовская, В.В.Знаков, Л.П. Трубчанина.

Спортивная мотивация – это многообразный комплекс, на которую немало важно влияет биологический пол спортсмена, и его психологический пол, определяющий поведение и психику спортсменов.

Люди мужского пола наиболее предрасположены к спортивной деятельности, в отличие от людей женского пола. У мужского населения более сформированы такие качества, как дух соперничества, лидерство, и они менее предрасположены к стрессу. Выраженность в двигательной активности наиболее проявлена у людей мужского пола. (Таблица 1.1)

Таблица 1.1 Среднестатистическая активность, выраженная (в километрах) в летний период (согласно сведениям Р. А. Ахундова, Ю. Н. Чусова и В. А. Сковородко)[16,с.33].

Возраст Лица мужского пола Лица женского пола
6 лет 10.1 8.1
7 лет 12.0 8.4
8лет 18.5 12.5
9лет 18.6 14.3
21-30 20.3 13.6
31-40 13.4 11.0

 

Согласно исследованиям Е.П. Щербакова, наибольшее влияние на приход в спорт детей оказывают учителя по физкультуре (28.8%) родители (21.9%). Друзья повлияли в (15.7% случаев).Другие условия (приглянулось, наблюдал за выступлением, источники разнообразной литературы и др.) влияли не настолько существенно.[16,с.34].

Так же им было выявлено, что мальчиков спорт привлекает как средство развития таких физических качеств как(основополагающая сила, скорость, выносливость), а девушек - развитие стройного телосложения, красивой осанки, гибкости. Для мальчиков они менее привлекательны.

Так же есть различия интереса к разным видам спорта у мужского пола и женского.

Наиболее популярными для мужского пола являются игровые виды спорта, за ними следуют единоборства, следующие - циклические виды и последние, такие как тяжелая атлетика, стрельба и др. Для девушек наиболее приоритетны изящные виды спорта. Заметно возрос интерес к восточным единоборствам у девушек.

Таблица 1.2- ??????????????????????

пол Укрепление здоровья и физическое совершенствование Культурно-развлекательный мотив Мотив спортивного совершенствования
Мужчины 60.9 24.3 14.9
Женщины 72.8 21.1 5.3

Виды спорта, так же могут разделяться по гендеру. Чаще всего это разделение по гендерным различиям, может повлиять на выбор вида спорта, из – за, так называемого, гендерного стереотипа. Но,большинство девушек и женщин, чтобы доказать свое равноправие, стремятся охватить мужские виды спорта.

Выраженность маскулинности и феминности в разных видах спорта своем исследовании сопоставила С. В. Афиногенова.

Итак, в большей степени у девушек преобладала феминная черта, но показатели изменяются, если девушки занимаются «мужскими» видами спорта.

У спортсменов же прослеживается преобладание маскулинных черт – 58%, дальше следует андрогинная черта – 28% и феминная – 14%. [16,с.36]

Таблица 1.3- ????????????????????????

Психологический пол Женские виды спорта Мужские виды спорта
Маскулинные 14.6 34.0
Андрогинные 34.2 34.0
Феминные 51.2 32.0

 

Исследование гендера в спортивной психологии мало изучено, но имеют значение в спортивной деятельности, как юношей, так и девушек. Как усвоенные стереотипы маскулинности и феминности формируют стандарты жизни и влияют на спортивную деятельность.

Выводы по первой главе

 

Исследование теоретической части из разных научных источников вопроса мотивации и надежности, представляет большой интерес, так как успешность спортсмена зависит от уровня мотивации и психической надежности спортсменов.

Мотивы прихода в спортивную деятельность у каждого человека разные, факторами прихода человека может послужить желание к самосовершенствованию к самовыражению и самоутверждению, социальные установки, удовлетворение внутренних и материальных нужд так же может, внутригрупповая симпатия.

Преобладание ведущих мотивов может меняться со временем, они зависят от побуждающей силы, толкающей спортсмена к спортивной деятельности, изменения ценностных ориентаций. Например, у профессиональных спортсменов мотив достижения успеха стоит на более высоком уровне, в отличие от среднестатистического спортсмена.

Проблема надёжности стала развиваться в профессиональном спорте. Надёжность спортсмена в наибольшей степени может проявляться в соревновательных условиях. В экстремальных условиях спортивной деятельности аспект надёжности (устойчивость спортивной деятельности) раскрывается наиболее конкретно. Надёжность обусловливается балансом между восприимчивостью к стрессу, факторам и особыми качествами личности. Надёжность спортсмена повышается вследствие его постоянной психологической подготовки, которая имеет ряд взаимосвязанных систематически педагогических компонентов, направленных на повышение надёжности. Уровень успешности спортсменов, зависит от сформировавшейся мотивационной сферы и компонентов надежности.

Исследование гендера в спортивной психологии мало изучено. Гендерные особенности являются важной составляющей в спортивной деятельности для наиболее лучшего учета психологических особенностей, как парней, так и девушек для успешной спортивной деятельности.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...