Эмпирическое исследование ведущих мотивов и компонентов надежности у спортсменов женского и мужского пола.
На следующем этапе исследования на выборке, состоящей из 104 человек для выявления ведущих мотивов, была использована М етодика для выявления доминирующих мотивов занятием спорта у спортсменов А.В. Шаболтаса (в адаптации Е.П. Ильина). Данная методика содержит в себе 45 вопросов, на которой испытуемый должен выбрать из двух суждений наиболее подходящий для себя ответ и оценить преобладание одного суждения над другим. Обработка данной методики сводилась к выявлению наиболее значимым мотивам у спортсменов, занимающихся индивидуальными и командными видами по 10 шкалам. Мотив эмоционального удовольствия (ЭУ) – этот мотив эмоционального удовольствия характеризуется, получением удовольствия от движений, физических нагрузок. Люди с этим преобладающим мотивом, занимаются спортом для ощущения мышечного напряжения, удовлетворения в потребности двигательных функций, движения дарят им хорошее настроение и стимулируют их энергетический запас. Мотив социального самоутверждения (СС) – данный мотив социального самоутверждения характеризуется, в желание показать личные заслуги перед окружающими, где спортивные достижения рассматриваются субъектом деятельности как личностный престиж, желание уважение со стороны близких друзей, родственников зрителей. Люди с таким преобладающим мотивом, занимаются спортом, потому что могут достичь результатов и окружающие люди признают их заслуги и уважают за то, что достиг человек в этой сфере деятельности, им нравиться быть центром внимания. Мотив физического самоутверждения (ФС) – мотив физического самоутверждения характеризуется, стремлением в физическом развитии и формирования внутренних качеств личности. Люди с преобладающим данным мотивом, занимаются спортом для здоровья, совершенствуя свое физическое состояние, выглядеть эстетично, закаливать свой характер для общего функционального здоровья организма.
Социально-эмоциональный мотив (СЭ) – данный мотив характеризуется заинтересованностью в соревнованиях, получением от них высокого эмоционального контраста за счет борьбы, риска и раскованности своих переживаний за счет спортивной деятельности. Люди с эти преобладающим мотивом, наслаждаются высоким чувственным потоком в период соревнований, наслаждаются достигнутыми успехами в том виде, к которому принадлежат, любят бороться за лидерство и это побуждает их к тренировкам. Социально-моральный мотив (СМ) - характерной чертой этого мотива является, успешность команды к которой человек принадлежит, показание лучших результатов, посредством собственных усилий, вложенных в команду для более высокого уровня взаимодействия и достижения более высоких пьедесталов. Люди с данным преобладающим мотивом, тренируются для более успешных выступлений команды, желание не подводить ее побуждают к еще более интенсивным тренировкам, они стремятся внести как можно больше вклада в команду. Мотив достижения успеха в спорте (ДУ) – данный мотив характеризуется тем, что у людей с преобладающим этим мотивом занимаются спортом для улучшения своих показателей, преодолениях достигнутых результатов, их стимулируют сложные цели, для которых необходимо усердно заниматься, преодолевать свой порог достигнутого и совершенствоваться для достижения наивысших целей. Спортивно-познавательный мотив (СП) – этом мотив характеризуется познанием в тренировочном процессе техники выполнения определенных действий в выбранном виде спорта. Люди с преобладающим данным мотивом, стремятся изучить разные подходы в тренировочном процессе, выбрать наилучший и наиболее эффективный стиль тренировок и отточить технику выполнения упражнений, знать тонкости тренировочного процесса и биомеханики человека.
Рационально - волевой (рекреационный) – этот мотив характеризуется, желанием субъекта компенсировать недостаточность двигательных функции, посредством занятия спортом для получения положительных эмоций и энергетической подзарядки. Люди с преобладающим мотивом не стремятся к достижению спортивных результатов, спорт выступает отдыхом от сидячей работы или занятий в школе, повышает функциональное состояние организма и улучшает психологическое состояние. Мотив подготовки к профессиональной деятельности (Пд) – данному мотиву характерно, заниматься спортом для более успешной профессиональной деятельности. Люди с преобладающим данным мотивом, занимаются спортом, чтоб быть более развитым физически и подходить по требованиям в выбранной профессии, а так же стремление быть здоровым, чтоб лучше выполнять учебную и профессиональную деятельность. Гражданско-патриотический мотив (ГП) – характерной чертой этого мотива является, повышение престижа группы, города, страны к которой принадлежит субъект ее деятельности. Люди с данным преобладающим мотивом, занимаются, чтоб отстаивать честь своей команды, страны в спортивном обществе, тренировочный процесс выступает инструментом для достижения поставленных результатов и повышения престижа группы, страны на соревнованиях. Опросник спортивной мотивации Е.Х. Бабушкина. Этот опросник показывает мотивационную направленность спортсменов, что для них характернее тренировочный процесс или соревнования. Респонденту предлагается ответить на 20 вопросов, где нужно отвечать только да или нет (+ / –). Обработка методики проста, за каждый выбранный ответ ставиться 1 балл. Последней методикой нашего исследования стала Анкета для выявления психической надежности у спортсменов В.Э. Мильмана. Данная методика содержит в себе 22 вопроса, на которой испытуемый должен выбрать из трех вариантов а), б), в) наиболее подходящий для себя. Обработка данной методики сводилась к выявлению наиболее значимых компонентов надежности спортсменов, занимающихся индивидуальными и командными видами по 4 шкалам.
СЭУ (соревновательная эмоциональная устойчивость). Шкала соревновательной эмоциональной устойчивости показывает как высокая интенсивность эмоций перед соревнованиями и во время соревнований влияет на личность спортсмена, изменяет эффективность контроля психофизиологического состояния и успешность спортивной деятельности. СР (саморегуляция). Шкала саморегуляции характеризуется степенью контроля своего эмоционального состояния, осознания оптимального уровня эмоционального фона для эффективного психофизиологического взаимодействия для достижения высоких результатов, так же умением воздействовать на его с помощью слов и приказов по отношению к себе, адаптировать внутренне состояние в экстремальных условиях. М - Э (мотивационно-энергетический компонент). Шкала мотивационно энергетического компонента характеризуется любовью занятием выбранной деятельности и соревнований в данном виде спорта. Выбранная любимая деятельность заряжает энергией и поднимаем настроение, что способствует более трудоёмкой работе. Ст-П (стабильность-помехоустойчивость). Шкала стабильной помехоустойчивости характеризуется устойчивым внутренним функциональным состоянием, стабильной двигательной функцией и техники выполняемых движений, невосприимчивостью к воздействиям разных помех и наиболее эффективного использования своих навыков для достижения наивысших целей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|