Сравнительный анализ компонентов психической надежности и ведущих мотивов у спортсменов женского и мужского пола.
Чтобы приступить к интерпретации полученных данных в ходе исследования, необходимо отметить, что спортсмены женского пола, были более квалифицированными в спорте, некоторые их них имели звания КМС и в среднем у девушек стаж занятий был немного выше. Результаты, полученные в ходе исследования по методике А.В. Шаболтаса (в адаптации Е.П. Ильина), представлены в табл.1. Таблица 2.1- Средние показатели доминирующих мотивов у юношей и девушек
Примечание: *-р=0,05 ** -р=0,01 *** -р=0,001 Данные, представленные в таблице 1, иллюстрированы на рисунке 1
Рис. 2.1 - Средние показатели доминирующих мотивов у спортсменовженского и мужского пола У спортсменов обоих полов наиболее значимыми мотивами являются мотив эмоционального удовольствия (ЭУ) и мотив физического самоутверждения. Можно сказать, что для них ведущим в спортивной деятельности является мотив получения положительных эмоций от физических нагрузок. Исходя из данных, полученных по методике для выявления доминирующих мотивов у спортсменов А.В. Шаболтаса (в адаптации Е.П. Ильина), было выявлено относительно одинаковые показатели по шкалам (СС), (СЭ), (ПД) и (ГП). Исходя из этого, можно сделать вывод, что вне зависимости от пола спортсмена, девушки и юноши занимаются спортом для личностного роста, чувства эмоциональной раскованности, для повышения физического здоровья. Выявлены значимые различия по следующим мотивам: физического самоутверждения (ФС), социально-моральный мотив (СМ), достижения успеха в спорте (ДУ), спортивно-познавательный мотив (СП),рационально-волевой (рекреационный) (РВ).
Мотив физического самоутверждения (ФС) характеризуется стремлением к физическому развитию и формированию внутренних качеств личности. Преобладание такого мотива может объясняться тем, что для спортсменов важно развить в себе такие физические качества, как сила, выносливость, скорость и т.д. А так же, если брать девушек, то такие качества, как стройность телосложения, гибкость, стройность осанки и другие. Стремление быть равноправными с мужчинами показывает возросший интерес девушек к мужским видам спорта. Исходя из данного различия в мотиве физического самоутверждения, можно сделать вывод, что спортсменки стремятся быть не только более эстетически красивыми и здоровыми, но так же стремятся быть на том же уровне, как и мужчины, поэтому все больше девушек и женщин начинают осваивать «мужские» виды спорта Социально-моральный мотив (СМ) - характерной чертой этого мотива является успех команды. Спортсмен тренируется и улучшает свои навыки, чтобы его команда быть успешной. Преобладание такого мотива у спортсменок помогает им в достижении цели, в повышение своих навыков. Несомненно, важным для девушек так же является их эмоциональная раскованность и стремление к достижению цели в соревнованиях не только для себя, но и для команды. Такое мотив придает поток сил для совершенствования своих навыков, что и положительно сказывается на всей команде. Мотив достижения успеха в спорте (ДУ) - стремление к достижению успеха, улучшению личных спортивных результатов. Ему соответствует суждение: "Я регулярно тренируюсь, чтобы поддерживать и повышать достигнутые результаты, чтобы добиться поставленной передо мной (мною) цели". Данный мотив в значимой степени преобладает у девушек, что показывает уровень их мастерства и квалификацию. Несомненно, данный мотив преобладает у девушек, потому что они более успешны в своем спорте, и некоторые из них имеют разряд КМС, что так же могло повлиять на результаты по данной шкале. Так же борьба за равноправие оставила свой отпечаток и в спорте: каждый раз девушки показывают, что они незначительно уступают парням, а так же есть случаи, когда и превосходят. Данная выборка показывает, что девушки наиболее заинтересованы показывать результаты и проявлять себя в спорте, а также достигать новых высот в своей спортивной карьере. Немаловажным фактором так же является и возраст спортсменок и спортсменов. Исследования показывают, что девушки, в отличие от юношей, раньше начинают и раньше заканчивают спортивную карьеру.
Спортивно-познавательный мотив (СП) – этот мотив характеризуется познанием техники выполнения определенных действий в выбранном виде спорта во время тренировочного процесса. Данный мотив более выражен в мужской выборке. Преобладание данного мотива может быть связанно со спецификой спорта, к которому принадлежит юноша или девушка, несомненно, каждый хочет быть более успешным или более эстетичным, улучшить свои показатели и навыки. В наибольшей степени, данную функцию берут на себя тренера для более эффективного раскрытия потенциала спортсменов обоих полов. Но также и сами спортсмены обоих полов хотят улучшить свои показатели. Существуют множество тренировочных программ, и спортсмены таких видов, как бодибилдинг, часто экспериментируют и изучают разные методики, чтобы выглядеть более эстетично. В исследовании принимали участие спортсмены, таких видов как гиревой спорт, пауэрлифтинг и бодибилдинг. Девушки в данных видах спорта не исследовались. Парни более склонны к риску и применению разных видов методик, в отличие от девушек, которые применяют проверенные методики тренировок и больше консультируются с тренером, в отличие от юношей. Рационально - волевой (рекреационный) – этот мотив характеризуется желанием субъекта компенсировать недостаточность двигательных функций посредством занятия спортом для получения положительных эмоций и энергетической подзарядки. Данный мотив преобладает у юношей. Выраженность этого мотива говорит о том, что они больше стремятся не к достижению спортивных результатов. Спорт скорее выступает для них отдыхом от сидячих занятий в школе или в университете, повышает функциональное состояние организма и улучшает психологическое состояние. Квалификация в работе имеет значение, так как юноши занимаются, чтобы держать в форме свое физическое состояние и не стремятся в такой же степени к успеху в спортивной деятельности, как девушки. Очевидно, что степень преобладания данного мотива у парней выше, чем у девушек в виду тесной взаимосвязи с их квалификацией в спорте.
Таблица 2.2 – Средние показатели спортивной мотивации у спортсменов командных и индивидуальных видов спорта
Данные, представленные в таблице 2.2, проиллюстрированы на рисунке 2.2
Рис. 2.2 - Средние показатели спортивной мотивации у спортсменов женского и мужского пола. Статистически значимых различий по шкалам данной методики нами не выявлено. Но можно говорить о тенденции к тому, что у юношей и девушек более выражена направленность на соревновательную деятельность, чем на тренировочный процесс, но направленность на тренировочную деятельность у девушек выше, чем у юношей. Можно сделать вывод, что тренировочный процесс выступает в виде поддержания мышечного тонуса и психофизиологического состояния для соревновательной деятельности, проверки своих сил и духа соперничества. Спортсменки женского пола имеют почти одинаковую направленность, как и на тренировочный процесс, так и на соревновательный. Это свидетельствует о том, что для девушек важны тренировки, чтобы улучшать свои психофизиологические показатели, а соревнования выступают в виде проверки своих сил. Таблица 2.3 - Средние показатели психической надежности у юношей и девушек
Примечание:
***-p=0.001 ** -р=0,01 Данные представленные в таблице 2.3, проиллюстрированы на рисунке 2.3.
Рис. 2.3 - Средние показатели психической надежности спортсменов женского и мужского пола Исходя из данных, полученных в ходе исследования, у спортсменов женского пола был выявлен низкий уровень выраженности по шкале (СЭУ) эмоциональная соревновательная устойчивость. Это означает, что им свойственно испытывать сильное эмоциональное возбуждение в предсоревновательный или в соревновательный период, что может сказаться на эффективности выступления. У спортсменов мужского пола прослеживается низкий уровень выраженности по шкале (Ст-П) стабильность и помехоустойчивость.,Это означает, что функциональность и стабильность двигательных качеств, снижается при воздействии разного рода помех. В обеих группах почти в равной степени низкие показатели по шкале (СР) саморегуляция.,Можно сказать, что спортсмены, как мужского пола, так и женского пола, плохо контролируют собственное эмоциональное состояние и не умеют влиять на него, а так же испытывают сильное возбуждение в соревновательный период. Так же низкие показатели по шкале (М-Э) мотивационно-энергетический компонент свидетельствует о сниженном уровне энергии и настроения. В ходе полученных показателей видны низкие показатели компонентов надежности, но значимым является эмоционально-соревновательная устойчивость (СЭУ) - у девушек выражена, чем у спортсменов мужского пола. Можно сделать следующий вывод: девушки более эмоциональны, более тревожны - девушки более чувствительно переживают стрессовые и негативные переживания. Эмоциональная сфера очень важна в соревновательный период, она может повлиять на ход борьбы, девушки сильнее переживают положительные эмоции, что может повысить энергетический объём, но так же сильнее переживают отрицательные, что может привести к поражению, перегоранию. Юноши так же эмоциональны, стабильны в эмоциональном плане, так же на это влияет гендер - они более сдержанны в проявлении своих эмоций. Общество с самого детства диктует и не поощряет излишнюю эмоциональность, что более развивает маскулиность. Излишняя неконтролируемая эмоциональность мешает хладнокровно мыслить, максимально эффективно использовать свои умения и навыки для достижения успехов. Так же значимым показателем является шкала (Ст-П) стабильность помехоустойчивость. По данному показателю низкие показатели у спортсменов мужского пола. Это может быть связано с уровнем и квалификацией спортсменов женского пола. Мужчины-спортсмены имеют более низкий уровень спортивных успехов и уровень выступления на соревнованиях, что влияет на шкалу стабильности и помехоустойчивости. Низкий уровень выраженности по данному показателю показывает, что спортсмены мужского пола, сильнее волнуются в ходе соревнований, не всегда испытывают уверенность в своих силах, могут совершить больше ошибок, более склонны к неоправданному риску, сильнее реагируют на ошибки судей по отношению к ним.
Выводы по второй главе В эмпирической части исследования было проведено изучение ведущих мотивов, направленности в спортивной деятельности и компонентов надежности у спортсменов женского и мужского пола. Для изучения ведущих мотивов была использована методика А.В. Шаболтаса (в адаптации Е.П. Ильина) было выявлено относительно одинаковые показатели по шкалам (СС), (СЭ), (ПД) и (ГП). Исходя из этого, можно сделать вывод, что вне зависимости от пола спортсмена, девушки и юноши занимаются спортом для личностного роста, чувства эмоциональной раскованности, для повышения физического здоровья. Выявлены значимые различия по следующим мотивам: физического самоутверждения (ФС), социально-моральный мотив (СМ),достижения успеха в спорте (ДУ), спортивно-познавательный мотив (СП),рационально-волевой (рекреационный) (РВ). Для выявления спортивной направленности был использован «Опросник спортивной мотивации» Е.Х. Башукина, у юношей и девушек наиболее выражена направленность на соревновательную деятельность, но направленность на тренировочную деятельность у девушек выше, чем у юношей. Исходя из данных, полученных в ходе исследования, у спортсменов женского пола был выявлен низкий уровень выраженности по шкале (СЭУ) эмоциональная соревновательная устойчивость, это означает, что им характерно испытывать сильное эмоциональное возбуждение в предсоревновательный или в соревновательный период, что может сказаться на эффективности выступления. У спортсменов мужского пола, прослеживается низкий уровень выраженности по шкале (Ст-П) стабильность и помехоустойчивость, это означает, что функциональность и стабильность двигательных качеств, снижается при воздействии разного рода помех. В обеих группах почти в равной степени низкие показатели по шкале (СР) саморегуляция, можно сказать, что спортсмены, как мужского пола, так и женского пола, плохо контролируют собственное эмоциональное состояние и не умеют влиять на него, а так же испытывают сильное возбуждение в соревновательный период. Так же, незначительно низкие показатели по шкале (М-Э) мотивационно-энергетический компонент, что свидетельствует о снижении энергии и настроения. Сравнительный анализ дает основание потвердеть выдвинутую теорию, что существуют различия в выраженности мотивов и компонентов надежности у спортсменов женского и мужского пола. Выводы по эмпирической части переделаешь с учетом правок по тексту. Кое - что я тебе поправила. Что-то переделывай сам. Желтым выделены стилистические ошибки. В теоретической части их тоже много. После редактирования выводы по эмпирической части вставишь и в заключение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ В результате проведенного теоретического анализа литературы, можно утверждать, что мотивационная сфера деятельности человека сложна и неоднородна по своей структуре. Разные подходы к изучению мотивации показывают сложность этого процесса. Одно можно сказать точно: не удовлетворив жизненно важные потребности, невозможно удовлетворить и другие. Мотивация - это сложная конструкция, на которую влияют множество факторов. Ни одна из теорий не является абсолютной, но в совокупности всех теорий, можно рассмотреть мотивационную сферу более полно. Мотивация начинает формироваться с раннего детства, по этой причине рационально проанализировать, как формируется мотивационная сфера с детства. Практическая значимость работы состоит в том, что данные, полученные с помощью методик в нашем исследовании, позволяют выявить ведущие мотивы и компоненты надежности у юношей и девушек в спортивной деятельности. Как спорт влияет на гендер, формирование мотивационной сферы и надежности спортсменов, для дальнейшей коррекции спортивной деятельности. Повысить стрессоустойчивость, помехоустойчивость и энергетическую составляющую для более успешной спортивной деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Алексеев, А.В. Преодолей себя! Психическая подготовка в спорте/ А.В Алексеев.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 25с. 2. Алексеев, А.В. Метод объективной оценки навыков психической саморегуляции / А.В. Алексеев // Стресс и тревога в спорте: сборник научных трудов. – М.: Физкультура и спорт, 2003. – С. 173–183. 3. Асеев, В. Г. Возрастная психология. Учебное пособие/ В. Г. Асеев.- Иркутск: 1989.- 38 – 48 с. 4. Бабушкин, Г.Д. Психология спорта / Г.Д. Бабушкин, В.Н. Смоленцева. – Омск: СибГАФК, 2005. – 85с. 5. Батурин, Н.А. Психология успеха и неудач в спортивной деятельности /Н. А. Батурин// Психология в спорте.– Омск: Сфера, 2008. –195 с. 6. Бороздина, Л.В. Диагностика мотивации достижения успехов и избегания неудачи/ Л. В Бороздина. - СПБ. Питер – М.: 2002. – 136 – 141 с. 7. Волков, И.П. Спортивная психология в трудах зарубежных специалистов/ И.П Волков.- СПБ. Питер – М.: Советский спорт, 2005.- 286 с. 8. Волков, И.П. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов/ И. П. Волков. – СПб. Питер, 2002. – 372с. 9. Волков, Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта/ Л.В Волков. – Киев: Олимпийская литература, 2002. - 275 – 285с. 10. Волков, И. П. Регуляция психических состояний спортсменов в период подготовки к соревнованиям: методические рекомендации / И. П. Волков. – Л.: ГДОИФК, 2007. – 23с. 11. Воронин, А.В. Стимуляция волевых усилий личности на занятиях спортом / А.В. Воронин. – Рязань: Рязанск. гос. пед. ин-тут, 2005. – 128с. 12. Вяткина, Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях/ Б.А. Вяткина.– М.: Физкультура и спорт, 2001. – 294с. 13. Грибенникова, Э.А. Индивидуальность и психическая саморегуляция деятельности /Э.А. Грибенникова // Системное исследование индивидуальности. – Пермь:ПермГУ, 2001. – С.20–21. 14. Жаров, К.П. Волевая подготовка спортсменов/ К.П. Жаров.– М.: Физкультура и спорт, 2006. – 149с. 15. Иванков, Ч. Т. Методические основы теории физической культуры и спорта/ Ч. Т. Иванков. – Инсан, 2005. – 267с. 16. Ильин, Е.П. Психология спорта/Е. П. Ильин.- СПб. Питер – М. 2008. – 72с. 17. Ильин, Е.П. Теория функциональной системы и психофизиологические состояния / Е.П. Ильин // Психические состояния / сост. и общ.ред. Л. В. Куликова. – СПб. Издательство «Питер», 2000. – С.71–78. 18. Киселев, Ю.Я. Некоторые психологические аспекты оптимизации спортивной деятельности / Ю.Я. Киселев // Психологические проблемы предсоревновательной подготовки квалифицированных спортсменов: сб. науч. тр. – СПб. СПНИИФК, 2007. – 283с. 19. Кретти, Б. Психология в современном спорте/ Б. Кретти.– М.: Физкультура и спорт. ФИС. 2008. – 236с. 20. Лазарева, Г.Ю. Как приучить ребенка к спорту/Г. Ю. Лазарева. – М.: АСТ, 2006. – 93с. 21. Малкин, В.Р. Управление психологической подготовкой в спортеВ. Р. Малкин. – ФиС. 2008. – 200с. 22. Маслоу, А. Мотивация и личность/А. Маслоу. – СПб., 1999. – 480с. 23. Матвеев, Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты/ Л. П. Матвеев. – Лань. 2005. – 384с. 24. Меньщикова, А.Л. Публичность соревнований, как фактор психологического воздействия на личность/А. Л. Меньщикова. – СПб, 2002. – 355 – 361 с. 25. Немов, Р.С. Общая психология/ Р.С Немов. — Питер, 2006. – 583 с. 26. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология/ Л. Ф. Обухова. – М. Высш. образование; МГППУ. 2007. – 460с. 27. Парсель, М. Баскетбол. Научись играть и стань звездой / М. Парсель.- МАК Медиа, 2001. – 48с. 28. Парыгин, Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории/ Б. Д Парыгин. – СПб. 1999. – 592 с. 29. Переверзин И.И. Искусство спортивного менеджмента/ И.И Переверзин.- Советский спорт, 2004. – 416с. 30. Попов, А.Л. Психология спорта/ А.Л Попов. – ФЛИНТА. - М., 1998. – 219с. 31. Пуни, А.Ц. Очерки психологии спорта / А.Ц. Пуни. – М.: Физкультура и спорт, 2009. – 164 с. 32. Реана, А.А. Психологическая энциклопедия: Психология человека от рождения до смерти/А. А Реана. – Олма-Пресс. – М, 2002. – 656 с. 33. Свечение, М.В. Ответственность: смысловой принцип мотивационной регуляции поведения личности/ М.В. Свечение //Педагогика и психология: Вестник АПН. – 2006. – №1.– С. 10–17. 34. Серова, Л. К. Психология личности спортсмена/ Л.К Серова. – Советский спорт. 2007. – 116 с. 35. Столяров, В.И. Хрестоматия по социологии физической культуры и спорта. Часть I/ В. И Столяров. – Физическая культура.- 2005. – 400с. 36. Столяров, В.И. Хрестоматия по социологии физической культуры и спорта. Часть II. – Физическая культура.- 2005.– 448с. 37. Таймазов, В.А. Психофизиологическое состояние спортсмена/ В. А. Таймазов Я.В Голуб. – СПб: Олимп. 2004. – 400с. 38. Тарас, А.Е. Психология спорта: Хрестоматия/ А. Е Тарас. – М. АСТ, 2007. – 208 – 234 с. 39. Узнадзе, Д.Н. Теория установки/ Д.Н Узнадзе. –СПБ: Питер. – М., 1997. – 404 с. 40. Уэйнберг, Р. Основы психологии спорта и физической культуры / Р. Уэйнберг Д. Гоулд. – Киев: Олимпийская литература, 2001. – 336 с. 41. Ханин, Ю.Л. Психология общения в спорте/ Ю.Л Ханин. – М, 2006. – 288с. 42. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен. - СПб; М.: Смысл, 2003. — 860 с. 43. Юров, И.А. Психологическое тестирование и психотерапия в спорте/ И. А Юров. – М.: Советский спорт, 2006. – 163с. 44. Фрейд, З. Психологическое исследование / З. Фрейд,У. Т Буллит, В. Вильсон.- М.: Прогресс 1992. – 288с.
ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение № 1
Автор методики А.В. Шаболтас (Е.П. Ильин, 2000). Методика предназначена для выявления доминирующих целей (личностных смыслов) занятий спортом и включает в себя 10 мотивов-категорий, соответствующих определенным высказываниям и (суждениям), приведенным вопроснике. Инструкция: Перед вами 45 пар суждений, которые отражают различные причины занятия спортом. Сначала выберите из пары то высказывание, которое больше всего подходит вам. Затем уточните, в какой степени оно вам больше подходит. В соответствующих графах бланка для ответов поставьте знак "+". Долго задумываться не надо, отмечайте первое подходящее суждение. Текст опросника 1. а) Я получаю радость от занятий спортом, так как могу двигаться и испытывать напряжение, Это меня воодушевляет и поднимает настроение. б) Если я буду регулярно тренироваться, то смогу показать высокие спортивные результаты, защищать честь своего коллектива, спортивного общества, нашей страны. 2. а) Я занимаюсь, спортом, так как добиваюсь успехов. Мои товарищи по школе и спортивной команде, так же как и зрители, уважают меня за это. Во время соревнований приятно быть в центре внимания, повышать свой престиж, б) Достичь, хороших результатов в учебе и работе возможно, только если я буду здоров и физически развит. Этому содействует спорт. 3. а) Я активно занимаюсь спортом, потому что хочу развиться физически и закалить свой характер. Не хочу толстеть и стать ленивым, хочу быть здоровым. б) Я занимаюсь спортом, чтобы отдохнуть от умственной (сидячей) работы, чтобы получить прилив сил, поэтому спорт для меня - хобби. Спортивные результаты интересуют меня в меньшей степени. 4. а) Мне нравятся занятия спортом, потому что соревноваться очень интересно, потому что радуют достигнутые успехи. Я люблю атмосферу соревнований. б) Я хочу разбираться в вопросах спортивной техники и тактики, принципах тренировочного процесса, знать, как правильнее тренироваться. 5. а) Моя спортивная команда должна занимать лидирующее положение. Я хочу внести свой вклад в это дело. Я не хочу подводить своего тренера и товарищей. Это заставляет меня больше тренироваться. б) Я регулярно тренируюсь, чтобы поддерживать и повышать достигнутые результаты, чтобы добиваться поставленной передо мной (мною) цели. 6. а) Я регулярно тренируюсь, чтобы обязательно поддерживать достигнутые спортивные результаты, чтобы повышать достижения и добиться поставленной передо мной (мною) цели, б) Мне нравятся занятия спортом, потому что соревноваться очень интересно, потому что радуют достигнутые успехи. Я люблю атмосферу соревнований. 7. а) Я хочу разбираться в вопросах спортивной техники и тактики, принципах тренировочного процесса, знать, как правильнее тренироваться. б) Я активно занимаюсь спортом, потому что хочу развиться физически и закалить свой характер. Не хочу толстеть и стать ленивым, хочу быть здоровым. 8. а) Я занимаюсь спортом, чтобы отдохнуть от умственной (сидячей) работы, чтобы получить прилив сил, поэтому спорт для меня - хобби. Спортивные результаты интересуют меня в меньшей степени. б) Я занимаюсь спортом, так как добиваюсь успехов. Мои товарищи по школе и спортивной команде, так же как и зрители, уважают меня за это. Во время соревнований приятно быть в центре внимания, повышать свой престиж. 9. а) Достичь хороших результатов в учебе и работе возможно, только если я буду здоров и физически развит. Этому содействует спорт. б) Я получаю радость от занятий спортом, так как могу двигаться и испытывать напряжение. Это меня воодушевляет и поднимает настроение. 10. а) Если я буду регулярно тренироваться, то смогу показывать высокие спортивные результаты, защищать честь своего коллектива, спортивного общества, нашей страны. б) Я занимаюсь спортом, так как добиваюсь успехов. Мои товарищи по школе и спортивной команде, так же как и зрители, уважают меня за это. Во время соревнований приятно быть в центре внимания, повышать свой престиж. 11. а) Я активно занимаюсь спортом, потому что хочу развиться физически и закалить свой характер. Не хочу толстеть и стать ленивым, хочу быть здоровым. б) Я регулярно тренируюсь, чтобы поддерживать и повышать достигнутые результаты, чтобы добиваться поставленной передо мной (мною) цели. 12. а) Мне нравятся занятия спортом, потому что соревноваться очень интересно, потому что радуют достигнутые успехи. Я люблю атмосферу соревнований. б) Моя спортивная команда должна занимать лидирующее положение. Я хочу внести свой вклад в это дело. Я не хочу подводить своего тренера и товарищей. Это заставляет меня больше тренироваться. 13. а) Я занимаюсь спортом, чтобы отдохнуть от умственной (сидячей) работы, чтобы получить прилив сил.поэтому спорт для меня - хобби. Спортивные результаты интересуют меня в меньшей степени. б) Я получаю радость от занятий спортом, так как могу двигаться и испытывать напряжение. Это меня воодушевляет и поднимает настроение. 14. а) Я хочу разбираться в вопросах спортивной техники и тактики, принципах тренировочного процесса, знать, как правильнее тренироваться. б) Я занимаюсь спортом, так как добиваюсь успехов. Мои товарищи по школе и спортивной команде, так же как и зрители, уважают меня за это. Во время соревнований приятно быть в центре внимания, повышать свой престиж. 15. а) Достичь хороших результатов в учебе и профессии возможно только, если я буду здоров и физически развит. Этому содействует спорт. б) Если я буду регулярно тренироваться, то смогу показывать высокие результаты, защищать честь своего коллектива, общества, нашей страны. 16. а) Я активно занимаюсь, спортом, потому что хочу развиться физически и закалить свой характер. Я не хочу потолстеть и стать, ленивым, хочу быть здоровым. б) Мне нравятся занятия спортом, потому что соревноваться очень интересно, потому что радуют достигнутые успехи. Я люблю атмосферу соревнований. 17. а) Я занимаюсь спортом, чтобы отдохнуть от умственной (сидячей) работы, чтобы получить прилив сил, поэтому спорт для меня - хобби. Спортивные результаты интересуют меня в меньшей степени. б) Я хочу разбираться в вопросах спортивной техники и тактики, принципах тренировочного процесса, знать, как правильнее тренироваться. 18. а) Я регулярно тренируюсь, чтобы поддерживать и повышать достигнутые результаты, чтобы добиваться поставленной передо мной (мною) цели. б) Я занимаюсь спортом, так как добиваюсь успехов. Мои товарищи по школе и спортивной команде, так же как и зрители, уважают меня за это. Во время соревнований приятно быть в центре внимания, повышать свой престиж. 19. а) Моя спортивная команда должна занимать лидирующее положение. Я хочу внести свой вклад в это дело. Я не хочу подводить своего тренера и товарищей. Это заставляет меня больше тренироваться. б) Я получаю радость от занятий спортом, так как могу двигаться и испытывать напряжение, Это меня воодушевляет и поднимает настроение. 20. а) Если я буду регулярно тренироваться, то смогу показывать высокие спортивные результаты, защищать честь своего коллектива спортивного общества, нашей страны. б) Мне нравятся занятия спортом, потому что соревноваться очень интересно, потому что радуют достигнутые успехи. Я люблю атмосферу соревнований. 21. а) Достичь хороших результатов в учебе и работе возможно, только если я буду здоров и физически развит. Этому содействует спорт. б) Я активно занимаюсь спортом, потому что хочу развиться физически и закалить свой характер. Не хочу потолстеть и стать, ленивым, хочу быть здоровым. 22. а) Я занимаюсь спортом, чтобы отдохнуть от умственной (сидячей) работы, чтобы получить прилив сил, поэтому спорт для меня - хобби. Спортивные результаты интересуют меня в меньшей степени. б) Я регулярно тренируюсь, чтобы поддерживать и повышать достигнутые результаты, чтобы добиваться поставленной передо мной (мною) цели. 23. а) Моя спортивная команда должна занимать лидирующее положение. Я хочу внести свой вклад, в это дело. Я не хочу подводить своего тренера и товарищей. Это заставляет меня больше тренироваться. б) Достичь хороших результатов в учебе и работе возможно, только если я буду здоров и физически развит. Этому содействует спорт. 24. а) Я регулярно тренируюсь, чтобы поддерживать и повышать достигнутые результаты, чтобы добиваться поставленной передо мной (мною) цели. б) Если я буду регулярно тренироваться, то смогу показывать высокие спортивные результаты, защищать честь, своего коллектива, спортивного общества, нашей страны. 25. а) Я получаю радость от занятий спортом, так как могу двигаться и испытывать напряжение. Это меня воодушевляет и поднимает настроение. б) Я занимаюсь спортом так как добиваюсь успехов. Мои товарищи по школе и спортивной команде, так же как и зрители, уважают меня за это. Во время соревнований приятно быть в центре внимания, повышать свой престиж. 26. а) Я активно занимаюсь спортом, потому что хочу развиться физически и закалить свой характер. Не хочу толстеть и стать ленивым, хочу быть здоровым. б) Моя спортивная команда должна занимать лидирующее положение. Я хочу внести свой вклад в это дело. Я не хочу подводить своего тренера и товарищей. Это заставляет меня больше тренироваться. 27. а) Я хочу разбираться в вопросах спортивной техники и тактики, принципах тренировочного процесса, знать, как правильнее тренироваться. б) Если я буду регулярно тренироваться, то смогу показывать высокие спортивные результаты, защищать честь своего коллектива, спортивного общества, нашей страны. 28. а) Мне нравятся занятия спортом, потому что соревноваться очень интересно, потому что радуют достигнутые успехи. Я люблю атмосферу соревнований б) Я занимаюсь спортом, чтобы отдохнуть от умственной (сидячей) работы, чтобы получить прилив сил, поэтому спорт для меня - хобби. Спортивные результаты интересуют меня в меньшей степени. 29. а) Достичь хороших результатов в учебе и работе возможно, только если я буду здоров и физически развит. Этому содействует спорт. б) Я регулярно тренируюсь, чтобы поддерживать и повышать достигнутые результаты, чтобы, добиваться поставленной передо мной (мною) цели. 30. а) Я занимаюсь спортом, так как добиваюсь успехов. Мои товарищи по школе и спортивной команде, так же как и зрители, уважают меня за это. Во время соревнований приятно быть в центре внимания, повышать свой престиж б) Мне нравятся занятия спортом, потому что соревноваться очень интересно, потому что радуют достигнутые успехи. Я люблю атмосферу соревнований. 31. а) Я получаю радость от занятий спортом, так как могу двигаться и испытывать напряжение. Это меня воодушевляет и поднимает настроение б) Я активно занимаюсь спортом, потому что хочу развиться физически и закалить свой характер. Не хочу толстеть и стать ленивым, хочу быть здоровым. 32. а) Моя спортивная команда должна занимать лидирующее положение. Я хочу внести свой вклад в это дело. Я не хочу подводить своего тренера и товарищей. Это заставляет, меня больше тренироваться. б) Я хочу разбираться в вопросах спортивной техники и тактики, принципах тренировочного процесса, знать, как правильнее тренироваться. 33. а) Если я буду регулярно тренироваться, то смогу показывать высокие спортивные результаты, защищать честь своего коллектива, спортивного общества, нашей страны. б) Я занимаюсь спортом, чтобы отдохнуть от умственной (сидячей) работы, чтобы получить прилив сил, поэтому спорт для меня - хобби. Спортивные результаты интересуют меня в меньшей степени. 34. а) Мне нравятся занятия спортом, потому что соревноваться очень интересно, потому что радуют достигнутые успехи. Я люблю атмосферу соревнований. б) Достичь хороших результатов и учебе и работе возможно, только если я буду здоров и физически развит. Этому содействует спорт. 35. а) Я занимаюсь спортом, так как добиваюсь успехов. Мои товарищи по школе и спортивной команде, так же как и зрители, уважают меня за это. Во время соревнований приятно быть в центре внимания, повышать свой престиж. б) Моя спортивная команда должна занимать лидирующее положение. Я хочу внести свой вклад в это дело. Я не хочу подводить своего тренера и товарищей Эго заставляет меня больше тренироваться. 36. а) Я регулярно тренируюсь, чтобы поддерживать и повышать достигнутые результаты, чтобы доживаться поставленной передо мной (мною) цели. б) Я получаю радость от занятий спортом, так как моту двигаться и испытывать напряжение. Это меня воодушевляет и поднимает настроение. 37.а) Я хочу разбираться а вопросах спортивной техники и тактики, принципах тренировочного процесса, знать, как правильнее тренироваться. б) Достичь хороших результатов в учебе и работе возможно, только если я буду здоров и физически развит. Этому содействует спорт. 38. а) Моя спортивная команда должна занимать лидирующее положение. Я хочу внести свой вклад в это дело. Я не хочу подводить своего тренера и товарищей. Это заставляет меня больше тренироваться. б) Если я буду регулярно тренироваться, то смогу показывать высокие спортивные результаты, защищать честь своего коллектива, спортивного общества, нашей страны. 39. а) Я занимаюсь спортом, чтобы отдохнуть от умственной (сидячей) работы, чтобы получить прилив сил, поэтому спорт для меня - хобби. Спортивные результаты интересуют меня в меньшей степени. б) Достичь хорошие результаты в учебе и работе возможно, только если я буду здоров и физически развит. Этому содействует спорт. 40. а) Я получаю радость от занятий спортом, так как могу двигаться и испытывать напряжение. Это меня воодушевляет и поднимает настроение. б) Мне нравятся занятия спортом, потому что соревноваться очень интересно, потому что радуют достигнутые успехи. Я люблю атмосферу соревнований. 41. а) Я активно занимаюсь спортом, потому что хочу развиваться физически и закалять свой характер. Не хочу потолстеть и стать ленивым, хочу быть здоровым. б) Я занимаюсь спортом, так как добиваюсь успехов. Мои товарищи по школе и спортивной команде, так же как и зрители, уважают меня за это. Во время соревнований приятно быть в центре внимания, повышать свои престиж. 42. а) Я регулярно тренируюсь, чтобы поддерживать и повышать достигнутые результаты, чтобы добиваться поставленной передо мной (мною) цели. б) Я хочу разбираться в вопросах спортивной техники и тактики, принципах тренировочного процесса, знать, как правильнее тренироваться. 43. а) Я занимаюсь спортом, чтобы отдохнуть от умственной (сидячей) работы, чтобы получить прилив сил, поэтому спорт для меня - хобби. Спортивные результаты интересуют меня в меньшей степени. б) Моя спортивная команда должна занимать лидирующее положение. Я хочу внести свой вклад в это дело. Не могу подводить своего тренера и товарищей. Это заставляет меня больше тренироваться. 44. а) Если я буду регулярно тренироваться, то смогу показывать высокие спортивные результаты, защищать честь своего коллектива, спортивного общества, нашей страны. б) Я активно
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|