Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятие 6. «Цвета года: краски зимы»




Занятие 6. «Цвета года: краски зимы»

Программное содержание

Познакомить детей с зимними пейзажами (на примере произведений художников-пейзажистов и иллюстраторов) и использованными средствами выразительности.

Развивать художественное восприятие, эстетические способности; умение эмоционально откликаться, чувствовать и понимать художественный образ произведения.

На примере анализа языковых средств (форма, ритм, цвет, композиционное решение) познакомить со способами выделения художником главного смыслового центра произведения и его образными особенностями. Поощрять высказывание детьми собственных предпочтений и ассоциаций.

Активировать использование слов и словосочетаний: зимний пейзаж, настроение картины, краски зимы, цветовая гамма; теплые, холодные цвета, оттенки цвета.

 

Основной визуальный ряд:

1. И. И. Шишкин. Зима. Фрагмент. 1890. Русский музей, СПб;

2. К. И. Горбатов. Зимний закат. 1917. Тюменский областной музей изобразительных искусств;

3. И. Э. Грабарь. Роскошный иней. 1941. Русский музей, СПб.

Примерный ход

1. Вводная часть. Занятие можно организовать в Центре творчества на выставке по теме «Времена года». Обратить внимание детей на характеристику погоды, предложить назвать времена года, уточнить, что каждому из них присущи свои краски, предложить их назвать.

2. Основная часть.

Активизация впечатлений, представлений

Побеседовать с детьми о зиме. Спросить о приметах зимы, вспомнить ее состояния и предложить детям пояснить слова-ассоциации (холодная, теплая, суровая, снежная, лютая, солнечная и др. )

Уточнить, что художники всегда восхищались красотой этого времени года и стремились запечатлеть его, часто сравнивали зиму со сказкой («сказочная зима», «волшебство снега», «сказочные узоры на окнах»).

Предложить детям осмотреть представленные на выставке «Времена года» репродукции и выбрать из них те, на которых изображена зима(далее выбранные репродукции размещаются на мольберте/стенде).

Предложить подумать, какие цвета можно назвать зимними; какого цвета бывает снег? На примере предложенных произведений показать оттенки цветов, которые художники используют, изображая снег (педагог при помощи образных сравнений и вопросов акцентирует внимание детей на разнообразии оттенков снега).

Рассматривание живописных произведений

Далее педагог предлагает детям всмотреться в каждую картину и подумать над тем, что заинтересовало художников, какую зиму они изобразили (теплую или суровую); в каком уголке зимней природы дети хотели бы очутиться? Рекомендуется последовательно рассматривать контрастные по настроению и используемым средствам выразительности изображения. Возможно использование опорных вопросов: предложить детям высказаться, нравится ли изображение. Чем? О чем хотел рассказать художник? Подумать, почему картина называется именно так? При рассмотрении последующего изображения можно предложить самостоятельно подобрать название и сравнить его с авторским вариантом.

Предложить детям подобрать образные слова, сравнения известные им стихотворения к выбранной (или рассматриваемой) картине.

Используя приемы «вхождения» в картину, придумывание ситуаций до и после изображенного в ней сюжета и акцентирования деталей, обратить внимание на теплые и холодные оттенки цвета и композиционное решение полотна (выделение композиционного центра ритмом цветовых пятен и т. д. )

Пофантазировать о том, что можно почувствовать, услышать, ощутить, «войдя в картину». При достаточном количестве времени организуйте игровые упражнения по теме «Мы вошли в картину» с придумыванием и изображением пластическими средствами ее «настроения» и имитацией порывов холодного северного ветра, солнечных зайчиков на февральском снегу, тихого падения снежинок и т. д.

Рассмотрев два-три произведения, следует обратить внимание детей на «настроение» пейзажей. Предложить догадаться, какое настроение характерно для рассмотренных произведений (это хорошо прослеживается при сопоставлении контрастных по характеру произведений), пояснить свои ощущения, комментарии. Обратить внимание детей на то, как художники, используя возможности цвета, показывают разное зимнее настроение.

Организация восприятия графических работ ( на примере книжной иллюстрации) по данной тематике

Вспомнить вместе с детьми сказки, в которых действие происходит зимой. Можно прочитать небольшие отрывки из произведений С. Я. Маршака с яркими образными описаниями зимы («Двенадцать месяцев»), вспомнить персонажей сказки Г. -Х. Андерсона «Снежная королева», русской народной сказки «Морозко» и др. Предложить детям сопоставить и найти подходящие по настроению и образу «описания» зимы в картинках. Обратить внимание на иллюстрации к произведениям, в которых художники изображают сказочную зиму, используя возможности цвета и «говорящие» детали, (деревья, утопающие в пушистом снегу, и т. д). Подвести к пониманию изменчивости образов Зимы и ее различных настроений.

3. Заключительная часть. В конце занятия детям предлагается ответить на вопросы: Какие краски можно назвать зимними? Какое «настроение» бывает у зимы? Какие образы понравились (или запомнились) больше всего?

Методические рекомендации. Для закрепления материала в самостоятельной деятельности можно предложить детям создать образ «Сказочной зимы» в рисунке по теме «Любимый уголок зимнего парка», в аппликации «Снег кружится…» с использованием нетрадиционных техник (из ваты, рваных цветных салфеток, риса и т. д. )

Для достижения наибольшей эффективности занятия перед его началом целесообразно использовать метод «погружения» в тему занятия: педагог выводит на экран изображение с видом зимнего леса (можно использовать изображение из цикла «Лесная сказка») и включает музыкальное сопровождение (например, соответствующую пьесу из цикла «Времена года» П. И. Чайковского).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...