Занятие 11. «Там, на неведомых дорожках…»
Занятие 11. «Там, на неведомых дорожках…» Программное содержание Обогащать опыт восприятия детьми фантастических образов, представленных в скульптурных и архитектурных (элементов декора) объектах, предметах народных промыслов. Показать взаимосвязь фантастических образов с культурой и фольклорными традициями. Развить художественное восприятие, умение чувствовать характер, настроение, особенности образа, переданного в изображении. Расширить представления о средствах выразительности, используемых материалах, изобразительных приемах с целью более глубокого понимания воспринимаемого образа (материал, техника его обработки, фактура, композиционное решение, способ передачи движения и т. д. ). Развивать творческие и эстетические способности, познавательные процессы. Поощрять высказывание детьми собственных предпочтений, ассоциаций, мнений, отражение впечатлений в игре, речевом творчестве. Активизировать использование слов: сказочные образы: сфинксы, грифоны, львы; образы животных в народных промыслах (кони, олени, медведи, птицы и др. ).
Основной визуальный ряд: 1. Вводная часть. В начале занятия педагог предлагает детям вспомнить образы понравившихся им на предыдущих занятиях и на экскурсии животных, подумать, какие фантастические (необычные) звери им известны? Обращает внимание на изображение визуального ряда, представленные на выставке в Центре творчества. Предлагает рассмотреть и назвать изображенных животных. Далее педагог предлагает детям «отправиться» в Волшебный лес, где обитают диковинные звери и птицы. 2. Основная часть. Активизация впечатлений, рассматривание образов, используемых в декоре предметов народных промыслов.
Обратить внимание на то, что грация и сила животных вызывали восхищение человека уже в глубокой древности, а потому их изображения всегда «сопровождали» человека (наскальные рисунки). Кратко сообщить, что в древности человек выбирал животных в качестве покровителей, изображая их на предметах быта и на оружии. Далее педагог может предложить детям рассмотреть предметы народных промыслов с изображением животных, птиц, зверей, рыб, обратив внимание на условность и обобщенность их изображения. Пояснить, что в древних мифах и сказаниях некоторые животные ассоциировались как с характером человека, так и с каким-либо событием (например, голубь, медведь, аист, ласточка). Следует предложить детям найти изображения животных в элементах декора скульптур, архитектурных объектов, оград и решеток. Рассматривание образов животных, представленных в скульптуре Детям предлагается подумать, какие животные могут быть хранителями Санкт-Петербурга. Педагог предлагает рассмотреть несколько скульптур львов, обращает внимание на особенности их изображения, используемый материал, фактуру и детали скульптурных объектов. Можно предложить детям описать изображения и показать позы животных. Далее можно обратить внимание детей на наличие в городе таких мифических животных, как грифоны, сфинксы и др. Затем следует обсудить их назначение в городской среде. Обратить внимание на образные средства, с помощью которых скульптор создал их неповторимый и узнаваемый облик, а также на характерные детали (крылья, когти и т. д. ) и места в городе, где обитают эти существа (мосты, набережные). Предложить детям пофантазировать о характере, настроении сказочных персонажей, придумать историю о сфинксе, грифоне, обращая внимание на из своеобразную красоту. Обратить внимание детей на скульптурные образы привычных для нас животных и птиц (чижик, коты, собаки и т. д. ). Предложить в процессе последующих экскурсий найти понравившиеся животные и рассказать о нем на занятии.
3. Заключительная часть. В конце занятия вопросами следует подвести детей к обобщению того, что в различных видах искусства (скульптуре, произведениях народных промыслов) созданы яркие образы как привычных, так и диковинных птиц, зверей, рыб и т. д. После занятия можно предложить детям придумать самое необычное животное (рисование, конструирование на различных материалов, игра). Методические рекомендации. В течении всего месяца на других занятиях, а также во второй половине дня необходимо: 1 . Обогащать опыт детей в разнообразной совместной со взрослыми деятельности посредством: - Наблюдения в процессе прогулок на участке детского сада, а также на прогулках в ближайшие парки, скверы; в уголке природы за состоянием природы. Обсуждение проявлений в ее облике красоты (многообразие форм облаков, оттенков цвета осенней листвы и снега, отражений в лужах, ажурности и неповторимости снежинок, крон деревьев и т. д. ). - Чтение литературных фрагментов (стихотворений, рассказов, описаний природы в сказках) с акцентированием внимания детей на образном описании состояния природы, природных объектов; обсуждения возникающих впечатлений, отношения детей; акцентирования внимания на используемых авторами сравнениях, метафорах; разгадывания и придумывания загадок по данной теме (о растениях, плодах, природных состояниях, животных и т. д. -Составления рассказов (сюжетных, описательных) о природных объектах; придумывания сказочных историй, в которых персонажи являются мифические существа (грифоны, сфинксы). - Использование упражнений и игр, способствующих освоению детьми средств образной выразительности: теневого театра для выделения силуэта, составление композиции пейзажа из деталей натюрмортов), а также обследование с целью выявления свойств таких скульптурных материалов, как дерево, металл, фарфор, керамика, стекло и др. 2 . Активизировать выражение впечатлений в продуктивной деятельности и игре с помощью освоения детьми способов создания образов природы по темам: «Золотая осень», «Убранство осеннего леса», «Корзина осенних даров», «Аромат осени», «Веселые животные», «Первый снежок», «Снег кружится» и т. д. посредством:
- рисования, лепки, аппликации, творческого конструирования (в том числе при использовании нетрадиционных изобразительных техник (рисование отпечатками листьев; дорисовывание силуэтов деревьев при использовании ладонной техники составления букетов из листьев и веток); - участия в создании альбома «Панорама осени» (или другого времени года), в котором дети самостоятельно создают пейзажи, натюрморты, изображения животных. 3. Обогащать предметно-развивающую среду и активизировать самостоятельную детскую деятельность В сентябре и ноябре ( с выпадением снега) создание в Центре творчества уголка для репродукций и художественных фотографий по рассматриваемой теме (осень-зима). Обогащение Центра творчества объектами станковой скульптуры анималистического жанра, иллюстрированными альбомами по теме (в том числе активизирующими освоение изобразительных техник). Уместное использование в оформлении группы эстетических природных объектов (инсталляций из сухих листьев, цветов, аппликаций из природных материалов). 4 . Организовать работу с родителями посредством: - составления рекомендаций к посещению музеев, выставок; - прогулка на природу; - участие в совместном с детьми творческом процессе (рисование, выполнение творческой работы из глины, воска, бумажной массы и других материалов по теме «Наш семейный любимец»). - составление инсталляций из природного материала. 5. Использовать дополнительные экскурсии, прогулки в парках, скверах Санкт-Петербурга, экскурсии в Зоологический музей и Ботанический сад.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|