Продолжение темы на следующем занятии
Продолжение темы на следующем занятии 1. Вводная часть. Детям предлагается вернуться в сказочный мир с помощью волшебной книги продолжить путешествие в мир сказок. В начале занятия следует напомнить, что художники были очарованы красотой, силой, мудростью представленных в русских народных сказках героев и стремились создать их выразительные образы. Известные живописцы (В. М. Васнецов, М. В. Нестеров и др. ). и графики (В. М. Конашевич, И. Я. Билибин, Е. М. Рачев, Т. Г. Юфа и др. ) создали запоминающие сказочные образы. Далее предлагается рассмотреть понравившиеся детям книги. Предлагается подумать и пояснить известную присказку «Сказка ложь, да в ней намек». Уточняется, что в сказке представлена мудрость, которую сохраняли и передавали из поколения в поколение. И многие графики-иллюстраторы стремились наиболее полно ее подчеркнуть, передать суть сказки изобразительными средствами (цветом, деталями), раскрыть глубину и красоту ее образов. 2. Основная часть. Далее детям предлагается отправится в мир русской народной сказки. На примере произведений художника-иллюстратора Ю. Д. Коровина к сказкам «Терешечка», «Царевна-лягушка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» рассмотреть особенности сказочных образов, отметить обобщенность и декоративность цветового решения. В произведениях Т. Г. Юфы (иллюстрации к «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» и «Царевне-лягушке») отметить богатство узоров, красоту и плавность линий, декоративность цветового решения. В иллюстрациях Т. А. Мавриной к «Сказке о золотом петушке» А. С. Пушкина выделить декоративность, насыщенность и контрастность цветового решения образов, передающих настроение и напряжение эпизодов; «игру» с размером деталей; использование цветового пятна с последующим прорисовыванием черной линией. В произведениях Т. П. Шеваревой к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» выделить декоративные особенности образов.
Следует обратить внимание на манеру авторов, особенности используемых выразительных средств и разнообразие сказочных персонажей, среди которых не только люди, но и животные (коты, лисы, волки), они, как люди, носят кафтаны, удят рыбу, живут в лубяной избе и т. д. ). Предлагается рассмотреть книги, иллюстрированные Е. М. Рачевым, мастерски раскрывшим такие черты характеров персонажей, как лукавство и хитрость, простодушие в сказках «Лисичка-сестричка и серый волк», «Лиса и дрозд». Обращается внимание на очеловеченность персонажей, роль одежды и мимики в передаче характеров. Далее детям предлагается рассмотреть иллюстрации Е. М. Рачева к русским народным сказкам, обратив их внимание на декоративные украшения страниц, узоры, одежды героев, изображение предметов народного быта – ухвата, скатерти, рушника, передающих дух русской сказки. При рассмотрении иллюстраций В. М. Конашевича к сказкам К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха», «Тараканище» и А. С. Пушкина к «Сказке о царе Салтане» можно обратить внимание детей на внешнюю простоту иллюстраций (отсутствие пейзажа, использование оттенков нескольких цветов, декоративность изображения). В процессе рассматривания иллюстраций Ю. А. Васнецова следует обратить внимание на декоративность цветового решения, использование орнамента. Подвести детей к пониманию, что главным в иллюстрациях к русским народным сказкам является красота образов, выразительность языковых средств, созвучных как русской, так и любой другой культуре. Далее внимание детей обращается на иллюстрации к зарубежным сказкам ( В. М. Конашевич, иллюстрации к сказке братьев Гримм «Горшочек каши» и др. )
3. Заключительная часть. В заключение следует обратить внимание детей на то уважение, с которым художники-иллюстраторы раскрывали народную мудрость, и тщательность, с которой подбирали средства выразительности, созвучные народной культуре. Методические рекомендации. На занятии следует подробно сравнивать произведения двух-трех авторов, продемонстрировав детям их особенности и общие черты. Иллюстрации других авторов могут использоваться для рассмотрения и сравнения в последующей совместной со взрослыми деятельности. На занятии по развитию изобразительной деятельности и ознакомлению с окружающей средой (развитие речи и обогащение литературного опыта детей) можно более подробно обсудить творчество одного из названных художников-графиков. После занятия целесообразно организовать выставку изданий любимых сказок, распределив их по сюжетам и авторам иллюстраций. Занятие 18-19. «Великое и малое» Программное содержание Уточнять и расширять представления старших дошкольников о портретной живописи и скульптуре (монументальной и станковой). Подвести к выделению особенностей произведений, изображающих человека, через обогащение опыта их восприятия. Подвести к пониманию детьми специфики используемых авторами средств выразительности в зависимости от создаваемого художественного образа. Развивать интерес к рассматриванию и трактовке произведений изобразительного искусства; художественное восприятие, умение эмоционально откликаться, чувствовать и понимать художественный образ. Уточнять и расширять представления детей о некоторых эстетических и нравственных категориях, активизировать использование эстетических оценок в процессе рассматривания и описания произведений искусства. Активизация использования слов и словосочетаний: парадный портрет, скульптура, монумент (памятник), постамент. Основной визуальный ряд: 1. Э. М. Фальконе. Памятник Петру I (Медный всадник). 1782. СПб; 2. П. А. Бернштам. Царь-плотник. 1910 (повторно установлен в 1996). СПб; 3. П. А. Бернштам. Царь-плотник. Фрагмент. 1910 (повторно установлен в 1996). СПб; 4. А. Н. Бенуа. Медный всадник. 1916. Всероссийский музей А. С. Пушкина. СПб.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|