Занятие 13. «В кругу семьи». Примерный ход. 2. Основная часть.. Занятие 15. «Зимние праздники»
Занятие 13. «В кругу семьи» Программное содержание Развивать художественное восприятие на материале портретной и жанровой живописи, посвященной теме семьи; умение эмоционально откликаться на художественный образ с опорой на выделенные средств выразительности (цвет, линия, композиция и др. ), а также различные детали, жесты, позы, мимические особенности. Развивать интерес к изображению человека в контексте социальных отношений в разных жанрах изобразительного искусства. Подводить к пониманию того, что искусство может отражать взаимоотношения как между людьми, так и человека с обществом. Развивать познавательные процессы, умения наблюдать, всматриваться в явления окружающей действительности, замечать интересные события, проявления эмоций, творческие и эстетические способности. Активизация использования слов и словосочетаний: семейный портрет, портретная живопись, портретисты, характер, отношения, жанровые сценки.
Основной визуальный ряд: 1. А. Г. Венецианов. Портрет детей Панаевых с няней. 1841. ГТГ, Москва; 2. К. Е. Маяковский. Семейный портрет. 1882. Русский музей, СПб; 3. Б. М. Кустодиев. На террасе. 1906. Нижегородский художественный музей. Примерный ход 1. Вводная часть. В начале занятия педагог обращает внимание детей на выставку в Центре творчества, предлагает догадаться о теме занятия. Обобщает высказывания детей, характеризуя представленные портреты и жанровые произведения по теме «Семья» как забавные, серьезные и трогательные «семейные истории». 2. Основная часть. Рассматривание портретных изображений Педагог, обращая внимание детей на одну из репродукций, предлагает внимательно рассмотреть и описать изображение по схеме: Кто изображен? Во что одеты дети и взрослые? Чем они занимаются (если речь идет о жанровых произведениях)? Какие чувства испытывают персонажи картин? Какие у них характеры? Какие «говорящие» детали и изобразительные средства использует художник?
Для активации впечатлений можно использовать: - обращение к личному опыту детей; - вопросы для размышления (Почему дети в картине изображены такими спокойными, серьезными? И т. д. ); - упражнения, направленные на развитие эстетических способностей (подбери слова-ассоциации, образные слова; придумай, о чем говорят персонажи; повтори выражение лица или позы одного из персонажей). Далее предлагается рассмотреть еще одно произведение и, сравнивая его с другими, найти различия как в образах, так и используемых средствах выразительности. Подвести к обобщению, что данные изображения представляют собой семейные портреты. Рассматривание жанровых произведений Педагог обращает внимание детей на то, что семейные отношения (совместные интересы и времяпровождение) часто отображались в жанровых картинах. Рассматривая репродукцию с картина Б. М. Кустодиева «На террасе», дети описывают изображенных персонажей, происходящее действие и средства которыми художник передал сюжет. Предложить детям подумать над вопросами: Что заинтересовало художника? О чем он хотел нам рассказать? Какое настроение возникает у вас, когда мы рассматриваем картину? Предложить детям совершить «путешествие в картину» и, «превратившись» в одного из персонажей, разыграть этюд. После обсуждения ответов детей можно попросить придумать название данному произведению и, выбрав из детских предложений более подходящее по смыслу, сравнить его с авторским названием. При достаточной подготовленности группы можно предложить детям подумать над вопросом, чем семейные портреты отличаются от жанровых изображений? Обратить внимание на то, что в жанровых произведениях представлена заинтересовавшая художника история или событие, в то время как в портрете переданы характеры членов семьи и их взаимоотношения.
3. Заключительная часть. В заключении занятия педагог предлагает детям рассказать, какие изображения им понравились и после занятия нарисовать портрет членов своей семьи.
Занятие 15. «Зимние праздники» Программное содержание Развивать художественное восприятие в процессе ознакомления старших дошкольников с жанровыми произведениями, в которых представлены выразительные образы, праздничные сцены из жизни людей. Обогащать представления о народных традициях, ставших предметом изображения в рассматриваемых произведениях искусства. Развивать умения эмоционально откликаться на художественные образы, проявлять интерес к их рассматриванию, эстетической оценке. Развивать умения трактовать воспринимаемый образ с опорой на выделяемые средства выразительности (композицию жанрового изображения, передачу настроения посредством цветовой гаммы, использование контрастных деталей и т. д. ) Развивать познавательные процессы, умения наблюдать, всматриваться в явления мира, замечать интересные события, явления. Развивать творческие и эстетические способности. Поощрять инициативу и самостоятельность в процессе рассмотрения, описания произведения. Активизировать использование слов и словосочетаний: жанровая живопись, лаковая миниатюра, композиция.
Основной визуальный ряд: 1. В. И. Суриков. Взятие снежного городка. 1891. Русский музей, СПб; 2. Б. М. Кустодиев. Балаганы. 1917. Русский музей, СПб; 3. К. Е. Маковский. Народное гуляние во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге. 1889. Русский музей, СПб.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|