Примерный ход. 2.Основная часть. Продолжение темы предыдущего занятия. Занятие «Истории про… мальчиков и девочек, а также их родителей»
Примерный ход 1. Вводная часть. Педагог приглашает детей в «книжный уголок», в котором оформлена выставка иллюстрированных детских книг, предлагает детям назвать любимой книги, рассказать, любит ли они читать книги. Далее воспитатель уточняет, что к книге во все времена относились очень бережно: хранили, передавали из поколения в поколение. Предлагает представить (подумать), какие книги были раньше; затем предлагает рассмотреть, например, репродукцию В. М. Васнецова «Книжная лавочка». Следует обратить внимание на заинтересованность книгами изображенных людей (детей и взрослых) и предложить детям высказать свои впечатления. Следующим шагом является предложение рассмотреть азбуку А. Н. Бенуа; педагог обращает внимание на написание букв, тщательность оформления страниц, диковинные рисунки. 2. Основная часть Обогащение представлений о книжной графике (на примере способов создания иллюстрации Педагог напоминает, что книги по формату, содержанию и внешнему виду бывают разные, уточняет, знают ли дети, кто и как создаёт книги и иллюстрации к ним. Воспитатель кратко представляет детям историю возникновения книгопечатания (дети слушают фрагмент из Детской энциклопедии или небольшой яркий рассказ), предлагает обсудить назначение и особенности книжной иллюстрации. Предлагается придумать способ тиражирования приемами детской изобразительной практики (печатание штампами, изготовление клише на пластине и глине и т. д. ). На данных примерах можно подвести детей к пониманию отличий иллюстративной графики от живописи. Рассматривание макетов книг Педагог предлагает рассмотреть макеты двух книг; уточняя, что в книге история «рассказывается» не только текстом, но и линией, штрихом, деталями, которые позволяет более ярко отразились события, характер и настроение героев книги.
Детям предлагается рассмотреть книжные иллюстрации к предварительно прочитанным книгам. На их примере можно показать особенности макета книги, обратить внимание на красоту таких её элементов, как переплет, титул, иллюстрации и украшения страницы. На примере произведений И. Я. Билибина отметить насколько иллюстрации своей декоративностью, яркостью, узорчатостью соответствуют языку и духу иллюстрируемых произведений (можно сослаться на уже знакомые детям народные сказки) Предложить детям прокомментировать, нравится ли им предложенные для рассматривания иллюстрации. Обратить внимание, как иллюстратор использует выразительные средства для передачи характера персонажа (например, серый цвет в изображении злобного лица старухи из «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкин). 3. Заключительная часть. Заключение занятия педагог подводит детей к обобщению представлений об иллюстративной графике; уточняет что художники-иллюстраторы изучив литературный текст, внимательно продумывают макет книги, иллюстрации все элементы ее оформления, превращая книгу в подлинное произведение искусства.
Продолжение темы предыдущего занятия. Занятие «Истории про… мальчиков и девочек, а также их родителей» 1. Вводная часть. Педагог предлагает вспомнить тему предыдущего занятия, назвать, что вспомнилось и понравилось. Уточняет, что иллюстраторы очень часто изображали детей (весёлых, озорных, плаксивых), мастерски используя при этом как выразительные средства, так и «говорящие» детали и разного рода символы. Предлагает детям рассмотреть несколько книг и узнать, как же художникам-графикам удалось создать такие выразительные образы. 2. Основная часть. Далее рассматриваются две-три иллюстрации разных авторов (на выбор педагога и в соответствии с образовательной программой, по который работает детский сад). Можно предложить детям рассмотреть несколько книг, иллюстрированных разными авторами.
Сравнение манеры изображения иллюстраторов детской книги После рассматривания иллюстрированных книг детям предлагается вспомнить их содержание, описать характер персонажей, найти в изображениях детали, с помощью которых художник раскрывает содержание книги. Можно использовать иллюстрации А. Ф. Пахомова, который в качестве средств, раскрывающих содержание книги, характер персонажей и отношение автора к ним, часто используют «говорящие» детали, выразительную мимику и т. д. В. М. Конашевич, иллюстрируя книги К. И. Чуковского " Путаница", " Семеро храбрецов" и С. Я. Маршака " Вот какой рассеянный", изобрел особую технику рисунка тушью по нанесенному цвету. Прерывистая, неровная линия и штрих часто «подсказывают» характер литературного персонажа. При рассматривании иллюстраций В. В. Лебедева к книгам Л. Н. Толстого " Рассказы про маленьких детей", С. Я. Маршака " Багаж" и" Сказка о глупом мышонке" следует отметить особенности построения их композиции. Можно показать возможности таких изобразительных материалов и техник, как графитный карандаш, сангина, пастель и т. д. и обратить внимание детей на их использование в создание иллюстрации. В процессе рассматривания иллюстраций из дополнительного визуального ряда вопросами и заданиями следует активизировать детей (предложите описать образ, подумать, зачем художник использует именно такие детали: подобрать «оторвавшийся» листок к книге на основе сходства используемых средств выразительности). 3. Заключительная часть. В заключение занятия предложить детям рассказать о том, что нового они узнали: подвести к пониманию того, что произведения каждого художника иллюстратора можно узнать по стилю и манере исполнения. Методические рекомендации. На протяжении последующих двух-трех недель можно активизировать интерес детей к рассматриванию иллюстраций, анализировать и обсуждать вновь принесённые книги, используемые иллюстраторами средства выразительности. В процессе развития детской изобразительной деятельности (а также на самостоятельных занятиях) можно более подробно анализировать творческую манеру иллюстраторов; изучать (осваивать) способы создания интересных образов и использование их в творческой деятельности детей.
Для активизации деятельности можно организовать иллюстрирование детских книг: экспериментирование с материалами (сангина, тушь, графитный карандаш, процарапывание, тиснение фольги и т. д. ).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|