15. Понятие социальной организации.
15. Понятие социальной организации. Понятие социальной организации можно рассматривать в широком и узком смыслах. В первом случае это любые организованные сообщества людей либо совокупность социальных групп, взаимосвязанных между собой. Во втором – это социальная подсистема. В социальной организации происходит взаимодействие различных социальных групп, члены которых объединены общими интересами, ценностями, нормами и целями, возникающими в связи с совместной деятельностью. Так, социальная организация предприятия – это система социальных групп (состоящих из работников), выполняющих производственные функции, направленные на достижение единой цели – получения продукции и в последующем материальных средств. Таким образом, она формируется в связи с заинтересованностью членов групп в получении материальной выгоды. Социальная организация обладает определенными признаками: · существованием системы управления и власти, подчинения работников руководству предприятия; · наличием единой цели – оказание услуг, производство продукции и т. д. · распределением между взаимодействующими друг с другом работниками обязанностей и полномочий. Социальная организация и ее типы Существует несколько подходов к типологии. В первом из них выделяется 3 вида: · учреждения (культурные, финансовые, образовательные, научные, управленческие); · предприятия (торговые, производственные, обслуживающие); · общественные организации (добровольные, профессиональные, религиозные). В другом подходе классификация производится по признаку общественных отношений, а именно: · экономические; · культурные; · социальные;
· управленческие. В третьем походе выделяются следующие группы: · принудительные, когда членами социального общества становятся принудительным способом. К ним в частности относятся: армия, лечебно-трудовой профилакторий, тюрьма и т. д.; · добровольные, когда членство возникает на добровольной основе. Это различные профсоюзы, партии, политические движения, религиозные объединения; · утилитарные, когда члены объединены для достижения каких-то общих и индивидуальных целей. К ним относятся фирмы, банки, предприятия. Социальная организация может быть также: · общественной – это массовые объединения для удовлетворения социальных, экономических, культурных, политических и других потребностей. К ним относят общественные движения, политические партии; · деловой – благодаря которой работники обеспечиваются средствами к существованию. Это фирмы, банки и предприятия; · ассоциативной – возникает для взаимной реализации интересов. Это неформальные группы и клубы; · промежуточной – сочетает в себе признаки общественных и деловых организаций. Это кооперативы и товарищества. 16. Лидерство Лидерство – это способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение целей организации. Лидер – это лицо в какой-либо группе (организации), пользующееся большим признанным авторитетом. Он обладает влиянием, которое проявляется как управляющие воздействия. В психологии приняты различные классификации лидеров: - по содержанию деятельности (лидер-вдохновитель и лидер-исполнитель); - по характеру деятельности (универсальный лидер и ситуативный лидер); - по направленности деятельности (эмоциональный лидер и деловой лидер) и т. д. Виды лидерства: - формальное – это процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности; - неформальное – это процесс влияния лидера на людей при помощи своих способностей, авторитета, доверия, умения и других ресурсов.
Лидер может быть одновременно и формальным (официальным) руководителем группы. Виды лидерства Наиболее простой и широко распространенной классификацией лидерства в организации является выделение его ролей: 1. Деловое лидерство. Оно характерно для групп, возникающих на основе производственных целей. В его основе лежат такие качества, как высокая компетентность, умение лучше других решать организационные задачи, деловой авторитет, опыт и т. п. Деловое лидерство наиболее сильно влияет на эффективность руководства. 2. Эмоциональное лидерство. Оно возникает в социально-психологических группах на основе человеческих симпатий, притягательности межличностного общения. Эмоциональный лидер вызывает у людей доверие, излучает теплоту, вселяет уверенность, снимает психологическую напряженность, создает атмосферу психологического комфорта. 3. Ситуативное лидерство. Строго говоря, по своей природе оно может быть и деловым, и эмоциональным. Однако его отличительной чертой является неустойчивость, временная ограниченность, связь лишь с определенной ситуацией. Ситуационный лидер может повести за собой группу лишь в определенной ситуации, например при всеобщей растерянности во время пожара. По стилю различают: • Авторитарный. Это лидер, требующий монопольной власти. Он единолично определяет и формулирует цели и способы их достижения. Связи между членами группы сведены до минимума и проходят через лидера или под его контролем. • Демократический. Этот стиль, по мнению большинства исследователей. Оказывается более предпочтительным. Подобные лидеры обычно тактичны, уважительны, объективны в общении с членами группы. работы через участие в управлении, однако, для принятия решений требуется намного больше времени, чем при авторитарном стиле. • Пассивный(Либеральный). Такого лидера характеризует отсутствие похвалы, порицаний. Предложений. Он старается уйти от ответственности, перекладывая ее на подчиненных. Установка подобного лидера – по возможности незаметное пребывание в стороне. По характеру деятельности различают: · универсальный тип, т. е. Постоянно проявляющий качества лидера;
· ситуативный, проявляющий качества лидера лишь в определенной ситуации. Помимо названных, нередко используется классификация лидеров в зависимости от их восприятия группой. Согласно такому критерию выделяются следующие типы лидеров: 1) «один из нас». Лидер этого типа особо не выделяется среди членов группы. Он воспринимается как «первый среди равных» в определенной сфере, наиболее удачливый или волею случая, оказавшийся на руководящей должности. В целом же он, по мнению группы, живет, радуется, страдает, принимает правильные решения, делает ошибки и т. п., как и все другие члены коллектива; 2) «лучший из нас». Лидер, принадлежащий к данному типу, выделяется из группы по многим (деловым, нравственным, коммуникационным и иным) параметрам и в целом воспринимается как образец для подражания; 3) «хороший человек». Лидер такого типа воспринимается и ценится как реальное воплощение лучших нравственных качеств: порядочности, доброжелательности, внимательности к другим, готовности прийти на помощь и т. п.; 4) «служитель». Такой лидер всегда стремится выступать в роли выразителя интересов своих приверженцев и группы в целом, ориентируется на их мнение и действует от их имени.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|