Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

15. Понятие социальной организации.




15. Понятие социальной организации.

Понятие социальной организации можно рассматривать в широком и узком смыслах. В первом случае это любые организованные сообщества людей либо совокупность социальных групп, взаимосвязанных между собой. Во втором – это социальная подсистема. В социальной организации происходит взаимодействие различных социальных групп, члены которых объединены общими интересами, ценностями, нормами и целями, возникающими в связи с совместной деятельностью. Так, социальная организация предприятия – это система социальных групп (состоящих из работников), выполняющих производственные функции, направленные на достижение единой цели – получения продукции и в последующем материальных средств. Таким образом, она формируется в связи с заинтересованностью членов групп в получении материальной выгоды.

 Социальная организация обладает определенными признаками:

· существованием системы управления и власти, подчинения работников руководству предприятия;

· наличием единой цели – оказание услуг, производство продукции и т. д.

· распределением между взаимодействующими друг с другом работниками обязанностей и полномочий.

Социальная организация и ее типы

Существует несколько подходов к типологии.

В первом из них выделяется 3 вида:

· учреждения (культурные, финансовые, образовательные, научные, управленческие);

· предприятия (торговые, производственные, обслуживающие);

· общественные организации (добровольные, профессиональные, религиозные).

В другом подходе классификация производится по признаку общественных отношений, а именно:

· экономические;

· культурные;

· социальные;

· управленческие.

 В третьем походе выделяются следующие группы:

· принудительные, когда членами социального общества становятся принудительным способом. К ним в частности относятся: армия, лечебно-трудовой профилакторий, тюрьма и т. д.;

· добровольные, когда членство возникает на добровольной основе. Это различные профсоюзы, партии, политические движения, религиозные объединения;

· утилитарные, когда члены объединены для достижения каких-то общих и индивидуальных целей. К ним относятся фирмы, банки, предприятия.

 Социальная организация может быть также:

· общественной – это массовые объединения для удовлетворения социальных, экономических, культурных, политических и других потребностей. К ним относят общественные движения, политические партии;

· деловой – благодаря которой работники обеспечиваются средствами к существованию. Это фирмы, банки и предприятия;

· ассоциативной – возникает для взаимной реализации интересов. Это неформальные группы и клубы;

· промежуточной – сочетает в себе признаки общественных и деловых организаций. Это кооперативы и товарищества.

16. Лидерство

Лидерство – это способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение целей организации.

Лидер – это лицо в какой-либо группе (организации), пользующееся большим признанным авторитетом. Он обладает влиянием, которое проявляется как управляющие воздействия.

В психологии приняты различные классификации лидеров:

- по содержанию деятельности (лидер-вдохновитель и лидер-исполнитель);

- по характеру деятельности (универсальный лидер и ситуативный лидер);

- по направленности деятельности (эмоциональный лидер и деловой лидер) и т. д.

Виды лидерства:

- формальное – это процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности;

- неформальное – это процесс влияния лидера на людей при помощи своих способностей, авторитета, доверия, умения и других ресурсов.

Лидер может быть одновременно и формальным (официальным) руководителем группы.

Виды лидерства

Наиболее простой и широко распространенной классификацией лидерства в организации является выделение его ролей:

1. Деловое лидерство. Оно характерно для групп, возникающих на основе производственных целей. В его основе лежат такие качества, как высокая компетентность, умение лучше других решать организационные задачи, деловой авторитет, опыт и т. п. Деловое лидерство наиболее сильно влияет на эффективность руководства.

2. Эмоциональное лидерство. Оно возникает в социально-психологических группах на основе человеческих симпатий, притягательности межличностного общения. Эмоциональный лидер вызывает у людей доверие, излучает теплоту, вселяет уверенность, снимает психологическую напряженность, создает атмосферу психологического комфорта.

3. Ситуативное лидерство. Строго говоря, по своей природе оно может быть и деловым, и эмоциональным. Однако его отличительной чертой является неустойчивость, временная ограниченность, связь лишь с определенной ситуацией. Ситуационный лидер может повести за собой группу лишь в определенной ситуации, например при всеобщей растерянности во время пожара.

По стилю различают:

• Авторитарный. Это лидер, требующий монопольной власти. Он единолично определяет и формулирует цели и способы их достижения. Связи между членами группы сведены до минимума и проходят через лидера или под его контролем.

• Демократический. Этот стиль, по мнению большинства исследователей. Оказывается более предпочтительным. Подобные лидеры обычно тактичны, уважительны, объективны в общении с членами группы. работы через участие в управлении, однако, для принятия решений требуется намного больше времени, чем при авторитарном стиле.

• Пассивный(Либеральный). Такого лидера характеризует отсутствие похвалы, порицаний. Предложений. Он старается уйти от ответственности, перекладывая ее на подчиненных. Установка подобного лидера – по возможности незаметное пребывание в стороне.

По характеру деятельности различают:

· универсальный тип, т. е. Постоянно проявляющий качества лидера;

· ситуативный, проявляющий качества лидера лишь в определенной ситуации.

Помимо названных, нередко используется классификация лидеров в зависимости от их восприятия группой. Согласно такому критерию выделяются следующие типы лидеров:

1) «один из нас». Лидер этого типа особо не выделяется среди членов группы. Он воспринимается как «первый среди равных» в определенной сфере, наиболее удачливый или волею случая, оказавшийся на руководящей должности. В целом же он, по мнению группы, живет, радуется, страдает, принимает правильные решения, делает ошибки и т. п., как и все другие члены коллектива;

2) «лучший из нас». Лидер, принадлежащий к данному типу, выделяется из группы по многим (деловым, нравственным, коммуникационным и иным) параметрам и в целом воспринимается как образец для подражания;

3) «хороший человек». Лидер такого типа воспринимается и ценится как реальное воплощение лучших нравственных качеств: порядочности, доброжелательности, внимательности к другим, готовности прийти на помощь и т. п.;

4) «служитель». Такой лидер всегда стремится выступать в роли выразителя интересов своих приверженцев и группы в целом, ориентируется на их мнение и действует от их имени.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...