7. Организационные процессы: коммуникации, решения и конфликты.
7. Организационные процессы: коммуникации, решения и конфликты. Коммуникационный процесс обмена информацией включает взаимосвязанные этапы: 1) зарождение идеи или отбор информации; 2) выбор канала передачи информации; 3) передача сообщения; 4) интерпретация сообщения. Коммуникации подразделяются на следующие виды: 1) по отношению к организации коммуникации бывают двух типов: внешние и внутренние; 2) на основе устного общения выделяют: межличностные или организационные коммуникации на основе письменного обмена информацией. Межличностные коммуникации в свою очередь делятся на: 1) формальные или официальные. 2) неформальные коммуникации, Среди формальных организационных коммуникаций выделяют: 1) вертикальные – восходящие, нисходящие, 2) горизонтальные Важнейшим этапом в управленческой деятельности является принятие управленческого решения. Решение представляет собой такой акт органов управления или руководителя, в котором не только поставлена цель, но и сформирован ряд задач, предусмотрены исполнители, выделены ресурсы (трудовые, материальные, финансовые), закреплена ответственность. Решение характеризуется несколькими признаками: 1) альтернативность (возможность выбора из нескольких вариантов); 2) наличие цели (бесцельный выбор – это не решение; ) 3) необходимость волевого акта. В менеджменте принятие решений рассматривают как систематизирующий процесс, что объясняется несколькими факторами: 1) более высокими ставками (рисками); 2) влиянием на большие группы людей; 3) ответственность за результат, которая связана с большими моральными издержками. Управленческие решения различают и в зависимости от уровня трудности данной ситуации:
1) Рутинный уровень 2) Селективный уровень. 3) Адаптационный уровень. 4) Инновационный уровень. Ещё одна классификация управленческих решений основана на единоначалии и коллегиальности принятия решений. Здесь выделяют такие уровни: 1) Единоличное принятие решения руководителем без консультации с сотрудниками и без дальнейшего их осведомления. Директивный стиль руководства. 2) Единоличное принятие решений, с дальнейшим ознакомлением этого решения с сотрудниками. Директивно-коллегиальный стиль руководства. 3) Единоличное принятие решения с предварительным совещанием специалистов по данному вопросу. Коллегиальный стиль руководства. 4) Принятие совместных решений. Коллегиально-либеральный стиль руководства. 5) Решения принимаются подчинёнными. Либеральный стиль руководства. Конфликт в социологии понимается как процесс развития и разрешения противоречивых целей, отношений и действий людей. Он определяется объективными и субъективными причинами и протекает в двух диалектически взаимосвязанных формах: а) противоречивых психологическихсостояний; б) открытых противоречивых действий сторон на индивидуальном и групповом уровнях. В более узком смысле конфликт есть частный вид социального взаимодействия между участниками, имеющими взаимоисключающие или несовместимые ценности. Источниками конфликта обычно являются конкуренция, соперничество, социальная дифференциация, антагонистические интересы, враждебность, противоречивые намерения, установки и т. п. Наиболее распространены частные модели двух видов: процессуальная и структурная. В процессуальной модели конфликтов акцент делается на анализе динамики конфликтных эпизодов. Основная цель исследований состоит в идентификации событий в рамках конфликтного эпизода и выявлении влияния каждого события на последующие. При этом в фокусе анализа находятся следующие параметры конфликтного эпизода:
а) восприятие, осознание и переживание своей неудачи, недостижение цели; б) концептуализация конфликтной ситуации; в) формы конфликтного поведения; г) ответная поведенческая реакция и др.; д) конечный исход (окончательное соглашение или его отсутствие). 8. Конфликты. Конфликт – это неотъемлемая часть общественных, политических, экономических отношений, а также межличностного взаимодействия, и от того, насколько полными будут знания о конфликтной ситуации, напрямую зависит ее исход, благоприятный для обеих сторон. На основании способа разрешения конфликтов они делятся на два вида: 1. Антагонистичные. Противоборство решается разрушением структур всех сторон или полным отказом сторон от участия, кроме той, что выиграла конфликт. К примеру, выигрыш в споре или выбор в органы власти; 2. Компромиссные. Решение конфликта принимается с учетом той или иной пользы для обеих сторон. К примеру, за задержку сроков поставщик предлагает заказчику скидку на услуги и т. д. На основании направленности конфликта их делят на два вида: 1. вертикальные: уменьшение объема власти сверху вниз. Например, в отношениях между начальником и подчиненным, головным предприятием и дочерним; 2. горизонтальные: взаимодействие происходит между сторонами, имеющими равный объем власти. К примеру, руководители соседних отделов на предприятии. По степени выраженности конфликтные ситуации делят на две группы: 1. открытые: столкновение явно выражено: спор, ссора; 2. скрытые: выражение конфликта косвенное, агрессивные действия скрыты. По числу участников конфликты делят на: 1. Внутриличностные: столкновение мотивов личности одного и того же человека, чаще всего они характеризуются проблемой выбора. При этом выбор может быть обусловлен как нормами и требованиями общества, так и личной потребностью и желанием. 2. Межличностные: столкновение может быть между человеком и группой, между двумя людьми. 3. Межгрупповые: в этом случае сталкиваются две группы людей, объединенных по определенному признаку. По затрагиваемым в конфликте потребностям выделяют две разновидности: 1. когнитивный конфликт – столкновение знаний, противоположных мнений и суждений; 2. конфликт интересов – в основе конфликта интересы группы или индивида.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|