Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

О форме участия Иванова и Сидорова в совершении преступления,




А второй ответ не указывает время написания стихотворения.

5. Точные (определенные) и неточные (неопределенные) ответы. Логическая

Зависимость между вопросом и ответом означает, что качество

Ответа во многом определяется качеством вопроса. Не случайно

В полемике и в процессе допроса действует правило: каков вопрос, таков

И ответ. Это значит, что на расплывчатый и двусмысленный вопрос

Трудно получить ясный ответ; если хочешь получить точный

И определенный ответ, то сформулируй точный и определенный вопрос.

Под точностью и определенностью имеется в виду логическая,

Т. е. понятийно-структурная характеристика вопроса. Она выражается

В точности употребляемых понятий и вопросительных слов,

А также в разумном использовании сложных вопросов.

Неточность вопросов выражается в двусмысленном употреблении

Понятий и вопросительных слов.

Двусмысленные понятия нередко используются в улавливающих,

Или «провокационных» вопросах, в которых содержится скрытая ин210

Формация. К таким вопросам прибегали древнегреческие софисты.

Один из них — софизм «рогатый», когда предлагают ответить на вопрос:

«Продолжаешь ли ты носить рога?» Скрытое в этом вопросе утверждение

Приводит к тому, что независимо от характера ответа — «да»

Или «нет» — отвечающий в обоих случаях неявно признает, что у него

Есть или были рога.

Неопределенность в ответах может быть результатом неясности

Используемых при постановке вопроса понятий, например, в софизме

«куча». Софист задает вопрос: «Если из кучи песка удалить одну из песчинок,

Останется ли куча?» На вопрос отвечают: «Да». Софист

Продолжает: «А если удалить еще одну песчинку? Останется ли куча?»

Снова ответ: «Да». Отвечающий будет, по-видимому, говорить «да» до

Тех пор, пока от кучи ничего не останется.

Эта уловка строится на неопределенности понятия «куча». Софист

Предлагает удалять из кучи по одной песчинке, но понятие «куча» не

Определяется через их количество, а через такие качественные характеристики,

Как форма и относительная величина объекта.

Точность ответа на что-вопрос зависит от степени определенности

Вопросительных слов: кто? что? когда? как? и т. п., которые сами по

Себе, без учета ситуации и контекста, не отличаются достаточной определенностью.

В вопросе «Кто открыл Америку?» под словом кто

Имеется в виду личность, но не ясно, по какому признаку она должна

Быть выделена: по национальной принадлежности, профессии, имени

И т. д. Требуются уточнения и для слов: когда — эпоха, век, год, месяц,

Число; где — континент, страна, область, город и т. д.

Особые трудности возникают при ответах на сложные вопросы.

Например, на конъюнктивный вопрос «Был ли Аристотель греком

И автором «Одиссеи»?» краткий отрицательный ответ «Нет» будет неопределенным.

Он подразумевает по меньшей мере три возможных

ответа:

1) «Аристотель был греком, но не был автором «Одиссеи»;

2) «Аристотель не был греком, но был автором «Одиссеи»;

Аристотель не был греком и не был автором «Одиссеи».

Неопределенность в ответе возникает в случае краткого утверждения

На дизъюнктивный вопрос. Например, если на вопрос «Курение

вредно или аморально?» отвечают «Да», не ясно, что имеют в виду:

1) «Курение вредно и аморально»;

2) «Курение вредно, но не аморально»;

Курение не вредно, но аморально».

Знание логического механизма постановки вопросов и конструирования

Ответов на них служит рациональной основой успешного

Проведения допросов, освидетельствований, опознания и других судебно-

Следственных действий, продуктивных в социологии и эффективных

Полемических выступлений в политике.

14*

ОТВЕТЫ

Отношение к вопросу

По существу вопроса

(релевантные)

Семантическая характеристика

Грамматическая структура

Сх ема 45. Виды ответов

Вопросы для самопроверки

1. Как делятся ответы по отношению к действительности?

2. Какие ответы относятся к прямым и Косвенным, кратким и развернутым,

Полным и неполным?

3. Какие ответы являются точными (определенными) и неточными

(неопределенными)?

Глава XIII

ГИПОТЕЗА

Понятие гипотезы. — Виды гипотез. — Построение гипотезы. — Проверка

Гипотезы. — Доказательство гипотезы.

ПОНЯТИЕ ГИПОТЕЗЫ

Достоверному познанию в научной или практической деятельности

Предшествует рациональное осмысление и оценка доставляемого

Наблюдением фактического материала. Эта. мыслительная деятельность

Сопровождается построением различного рода догадок и предположительных

Объяснений наблюдаемых явлений. Вначале объяснения

Имеют проблематичный характер. Дальнейшее исследование

Вносит поправки, преодолевает заблуждения, противоречия и достигает

Объективно истинных результатов.

В научном познании переход от незнания к знанию, от вероятного к

достоверному знанию включает три последовательных этапа:

Постановка проблемы'.

Проблема — это вопрос (или комплекс вопросов), на который еще не

найдены ответы.

Проблема возникает в ситуации, когда наука не может объяснить

Некоторые явления. Такая ситуация называется проблемной.

Решение проблемы начинается с гипотезы2.

Если гипотеза подтверждается, она становится научной теорией

Представляющую собой наиболее развитую форму научного знания.

Таким образом, в научном познании гипотеза является необходимым

Этапом в процессе формирования теории.

Гипотеза — это форма развития знаний, представляющая собой

Обоснованное предположение, выдвигаемое с целью выяснения свойств

И причин исследуемых явлений.

Важнейшие черты гипотезы:

(1) Гипотеза — это форма развития знаний. Она выступает связующим

Звеном между ранее достигнутым знанием и новыми истинами

Знаниями, переход от прежнего неполного и неточного знания к новому,

Более полному и более точному.

Греч. ргоЫеша — преграда, трудность, задача.

Греч, hypothesis — основание, предположение.

Греч, theoria — наблюдение, рассмотрение, исследование.

(2) Построение гипотезы сопрощщдается выдвижением предположения

О природе исследуемых явлений и формируется в виде отдельного

Суждения или системы взаимосвязанных суждений. Оно имеет

Ослабленную эпистемическую модальность: является проблематичным

Суждением.

Чтобы превратиться в достоверное знание, гипотеза проверяется

Различными логическими приемами и операциями. Проверка гипотезы

Приводит к опровержению либо подтверждению и дальнейшему ее

Доказательству.

Итак, гипотеза всегда содержит в себе нуждающееся в проверке

Вероятное знание. Доказанное на ее основе положение уже не является

Собственно гипотезой, т. к. содержит проверенное и не вызывающее

Сомнений истинное знание.

(3) Возникающее при построении гипотезы предположение — результат

Анализа фактического материала, обобщение многочисленных

Наблюдений. Важную роль в возникновении плодотворной гипотезы

Играет интуиция, творческие способности и фантазия

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...