Аргумент обычно расценивается как его принятие в дискуссиях
Научных, политических, религиозных, судебных и многих других. Согласование аргументов нередко протекает в явном виде, когда Выставивший аргумент прямо спрашивает партнера, принимает ли он Его как установленный? В зависимости от ситуации вопрос может быть Сформулирован в таких, например, формах: «Надеюсь, Вам известно, Что?..»; «Очевидным является тот факт, что?..»; «Думаю, Вы согласитесь С тем, что?..»; «Не вызывает сомнения такой общеизвестный Факт...» и т. п. Утвердительный ответ партнера на поставленный вопрос Означает принятие соответствующего аргумента (сектор 4, схема 42). Если оппонент выражает несогласие или сомневается в достоверности аргумента, то пропонент может выбрать один из трех вариантов поведения в дискуссии: (1) отказаться от аргумента; (2) заменить его равноценным; (3) дополнительно его обосновать. Продолжать дискуссию в условиях, когда другая сторона дает отвод Выставленным аргументам, как сомнительным, необоснованным Или ложным, — значит идти на нарушение правил рационального ведения Дискуссии. (3) Согласование способов аргументации. Способы аргументации, представляющие собой различные виды Умозаключений, в форме которых протекают обоснование и критика, Также согласовываются субъектами. В случае явного или молчаливого Согласия партнеров способы аргументации считаются принятыми И включаются в пересечения полей трех субъектов — сектор 4. Несогласие со способами аргументации нередко выражается в том, Что один из партнеров, претендуя на достоверное обоснование тезиса,
Прибегает к таким рассуждениям, как неполная индукция или аналогия. Отказ другого партнера принять эти умозаключения как демонстративные Вполне обоснован. Неприятие способов обоснования проявляется и в тех случаях, Когда пропонент допускает явные или неявные нарушения правил логического Следования в различного рода дедуктивных рассуждениях — Условных, разделительных, лемматических. По этой же причине подвергают Критике демонстрацию, в основе которой лежит поверхностная Аналогия, либо проблематичное индуктивное обобщение. Критическая оценка и принятие партнерами рациональных способов Обоснования — весьма ответственная процедура согласования полей Аргументации. Именно здесь чаще всего допускаются просчеты, Ошибки и различного рода софистические ухищрения. (4) Согласование фундаментальных позиций. Общность исходных философских, идеологических или религиозно- Культурных позиций участников дискуссии заметно упрощает И тем самым облегчает обсуждение научных и практических проблем. Участники обычно специально подчеркивают совпадение фундаментальных Позиций и тем самым косвенно заявляют, что разногласия Между партнерами носят частный характер. По-особому протекает согласование полей аргументации, когда Участники придерживаются различных, нередко несовместимых фундаментальных Позиций. Согласование полей в этом случае не может Выражаться в формировании компромиссных или смешанных доктрин. В области философии, идеологии, политики компромиссные Доктрины часто оказываются внутренне противоречивыми, состоящими Из несовместимых идей и воззрений. Выход из положения В этом случае выражается в стремлении партнеров прямо или косвенно
Найти сходные позиции в области общегуманных, общечеловеческих, Религиозных или общегосударственных принципов и интересов Либо в области здравого смысла. Часто к такой апелляции прибегают При обсуждении спорных проблем в области международных отноше201 Ний, когда идейно-политические, религиозные либо узкоэкономические Интересы партнеров оказываются трудносовместимыми. Таким образом, определение полей аргументации, а также решение Вопроса о степени их совместимости — чрезвычайно важное процедурно- Процессуальное условие рационального проведения процесса Аргументации. Второе условие его эффективности — соблюдение правил аргументации по отношению к его составным элементам: Тезису, аргументам и демонстрации. Вопросы для самопроверки Что такое поле аргументации? Какие компоненты оно включает? Какие существуют отношения между согласованными полями Участников дискуссии? Каковы принципы согласования полей аргументации по основным Компонентам: тезису и антитезису, аргументам, способам аргументации, Фундаментальным позициям? Глава XII ЛОГИКА ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ Понятие вопроса и ответа. — Виды вопросов. — Виды ответов. ПОНЯТИЕ ВОПРОСА И ОТВЕТА В процессе аргументации пропонент и оппонент, обосновывая одни И критикуя другие положения, нередко используют вопросно-ответную Форму полемики. Однако эта форма характерна не только для полемики, Дискуссии и спора, она широко используется — явно или неявно — В любом познавательном процессе, являясь формой развития знаний. Особая роль принадлежит вопросно-ответной форме в процессе Судопроизводства. Поиск ответов на интересующие следствие и суд вопросы составляет основное содержание допросов, следственных Экспериментов, освидетельствований, очных ставок и многих других Следственных действий. В судопроизводстве вопросно-ответная Форма служит процессуально-правовым алгоритмом, определяющим Основные направления, важнейшие позиции и пределы судебного исследования
По уголовным и гражданским делам. Вопросно-ответная форма включает три последовательных этапа: Постановка вопроса, 2) поиски новой информации в определенной Области, 3) конструирование ответа на поставленный вопрос. Грамматической формой вопроса является вопросительное предложение. Вопрос — это выраженная в вопросительном предложении мысль, Направленная на уточнение или дополнение исходного знания. В процессе познания вопрос опирается на исходное знание, которое Выступает его базисом, выполняя роль предпосылки вопроса. Познавательная Функция вопроса реализуется в форме ответа на поставленный Вопрос. Ответ — новое суждение, уточняющее или дополняющее в соответствии С поставленным вопросом исходное знание. Поиск ответа предполагает обращение к конкретной области теоретических Или эмпирических знаний, которую называют областью Поиска ответов. Полученное в ответе знание, расширяя либо уточняя Исходную информацию, может служить базисом для постановки новых, Более глубоких вопросов о предмете исследования. В качестве примера приведем предусмотренную Уголовно-процессуальным Кодексом Российской Федерации последовательность вопросов, разрешаемых судом при постановлении приговора: 1) имело ли место деяние, в совершении которого обвиняется подсудимый;
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|