Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Аргумент обычно расценивается как его принятие в дискуссиях




Научных, политических, религиозных, судебных и многих других.

Согласование аргументов нередко протекает в явном виде, когда

Выставивший аргумент прямо спрашивает партнера, принимает ли он

Его как установленный? В зависимости от ситуации вопрос может быть

Сформулирован в таких, например, формах: «Надеюсь, Вам известно,

Что?..»; «Очевидным является тот факт, что?..»; «Думаю, Вы согласитесь

С тем, что?..»; «Не вызывает сомнения такой общеизвестный

Факт...» и т. п. Утвердительный ответ партнера на поставленный вопрос

Означает принятие соответствующего аргумента (сектор 4, схема 42).

Если оппонент выражает несогласие или сомневается в достоверности

аргумента, то пропонент может выбрать один из трех вариантов

поведения в дискуссии:

(1) отказаться от аргумента;

(2) заменить его равноценным;

(3) дополнительно его обосновать.

Продолжать дискуссию в условиях, когда другая сторона дает отвод

Выставленным аргументам, как сомнительным, необоснованным

Или ложным, — значит идти на нарушение правил рационального ведения

Дискуссии.

(3) Согласование способов аргументации.

Способы аргументации, представляющие собой различные виды

Умозаключений, в форме которых протекают обоснование и критика,

Также согласовываются субъектами. В случае явного или молчаливого

Согласия партнеров способы аргументации считаются принятыми

И включаются в пересечения полей трех субъектов — сектор 4.

Несогласие со способами аргументации нередко выражается в том,

Что один из партнеров, претендуя на достоверное обоснование тезиса,

Прибегает к таким рассуждениям, как неполная индукция или аналогия.

Отказ другого партнера принять эти умозаключения как демонстративные

Вполне обоснован.

Неприятие способов обоснования проявляется и в тех случаях,

Когда пропонент допускает явные или неявные нарушения правил логического

Следования в различного рода дедуктивных рассуждениях —

Условных, разделительных, лемматических. По этой же причине подвергают

Критике демонстрацию, в основе которой лежит поверхностная

Аналогия, либо проблематичное индуктивное обобщение.

Критическая оценка и принятие партнерами рациональных способов

Обоснования — весьма ответственная процедура согласования полей

Аргументации. Именно здесь чаще всего допускаются просчеты,

Ошибки и различного рода софистические ухищрения.

(4) Согласование фундаментальных позиций.

Общность исходных философских, идеологических или религиозно-

Культурных позиций участников дискуссии заметно упрощает

И тем самым облегчает обсуждение научных и практических проблем.

Участники обычно специально подчеркивают совпадение фундаментальных

Позиций и тем самым косвенно заявляют, что разногласия

Между партнерами носят частный характер.

По-особому протекает согласование полей аргументации, когда

Участники придерживаются различных, нередко несовместимых фундаментальных

Позиций. Согласование полей в этом случае не может

Выражаться в формировании компромиссных или смешанных доктрин.

В области философии, идеологии, политики компромиссные

Доктрины часто оказываются внутренне противоречивыми, состоящими

Из несовместимых идей и воззрений. Выход из положения

В этом случае выражается в стремлении партнеров прямо или косвенно

Найти сходные позиции в области общегуманных, общечеловеческих,

Религиозных или общегосударственных принципов и интересов

Либо в области здравого смысла. Часто к такой апелляции прибегают

При обсуждении спорных проблем в области международных отноше201

Ний, когда идейно-политические, религиозные либо узкоэкономические

Интересы партнеров оказываются трудносовместимыми.

Таким образом, определение полей аргументации, а также решение

Вопроса о степени их совместимости — чрезвычайно важное процедурно-

Процессуальное условие рационального проведения процесса

Аргументации. Второе условие его эффективности — соблюдение

правил аргументации по отношению к его составным элементам:

Тезису, аргументам и демонстрации.

Вопросы для самопроверки

Что такое поле аргументации? Какие компоненты оно включает?

Какие существуют отношения между согласованными полями

Участников дискуссии?

Каковы принципы согласования полей аргументации по основным

Компонентам: тезису и антитезису, аргументам, способам аргументации,

Фундаментальным позициям?

Глава XII

ЛОГИКА ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ

Понятие вопроса и ответа. — Виды вопросов. — Виды ответов.

ПОНЯТИЕ ВОПРОСА И ОТВЕТА

В процессе аргументации пропонент и оппонент, обосновывая одни

И критикуя другие положения, нередко используют вопросно-ответную

Форму полемики. Однако эта форма характерна не только для полемики,

Дискуссии и спора, она широко используется — явно или неявно —

В любом познавательном процессе, являясь формой развития знаний.

Особая роль принадлежит вопросно-ответной форме в процессе

Судопроизводства. Поиск ответов на интересующие следствие и суд

вопросы составляет основное содержание допросов, следственных

Экспериментов, освидетельствований, очных ставок и многих других

Следственных действий. В судопроизводстве вопросно-ответная

Форма служит процессуально-правовым алгоритмом, определяющим

Основные направления, важнейшие позиции и пределы судебного исследования

По уголовным и гражданским делам.

Вопросно-ответная форма включает три последовательных этапа:

Постановка вопроса, 2) поиски новой информации в определенной

Области, 3) конструирование ответа на поставленный вопрос.

Грамматической формой вопроса является вопросительное предложение.

Вопрос — это выраженная в вопросительном предложении мысль,

Направленная на уточнение или дополнение исходного знания.

В процессе познания вопрос опирается на исходное знание, которое

Выступает его базисом, выполняя роль предпосылки вопроса. Познавательная

Функция вопроса реализуется в форме ответа на поставленный

Вопрос.

Ответ — новое суждение, уточняющее или дополняющее в соответствии

С поставленным вопросом исходное знание.

Поиск ответа предполагает обращение к конкретной области теоретических

Или эмпирических знаний, которую называют областью

Поиска ответов. Полученное в ответе знание, расширяя либо уточняя

Исходную информацию, может служить базисом для постановки новых,

Более глубоких вопросов о предмете исследования.

В качестве примера приведем предусмотренную Уголовно-процессуальным

Кодексом Российской Федерации последовательность вопросов,

разрешаемых судом при постановлении приговора:

1) имело ли место деяние, в совершении которого обвиняется подсудимый;

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...