Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие о тематических группах диалектных слов




МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный социально-педагогический университет»

(ФГБОУ ВПО «ВГСПУ»)

 

Филологический факультет

Кафедра русского языка

ДИАЛЕКТОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ В ЛИНГВОКРАЕВЕДЕНИИ В СЕЛЬСКИХ ШКОЛАХ

Курсовая работа

 

по дисциплине «Методика обучения русскому языку»

направления 44.03.05 «Педагогическое образование»

профилей «Русский язык», «Литература»

 

 

«Прошла защиту» Оценка______________________ Дата_________________________ Исполнитель: Липчанский А.С. (гр. ФЛ-РЛБ-33) ___________________________
Преподаватели _____________________________ _____________________________ Научный руководитель: Супрун В.И., доктор. филол. наук, профессор ___________________________

 

 

Волгоград 2016

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3

ГЛАВА I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИНГВОКРАЕВЕДЕНИЯ В СЕЛЬСКИХ ШКОЛАХ …………………………………………………………6

1.1 Понятие о тематических группах диалектных слов………………………...6

1.2 Методы сбора диалектного материала……………………………................8

1.3Говоры Волгоградской области и их современное состояние…….............13

ГЛАВА II.ДИАЛЕКТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЯЗЫКОВОЙ РЕЧИ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ ………………………………………………..18

2.1Преподавание русского языка в поликультурной среде

общеобразовательной сельской школы………………………………………...18

2.2 Использование местного языкового материала на уроках русского языка на примере села Оленье Волгоградской области……………………………..24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………...38

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………….39

ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………………...41

 

ВВЕДЕНИЕ

Диалекты являются составной частью русского национального языка, и поэтому их изучение чрезвычайно важно, поскольку оно позволяет, с одной стороны, вскрыть в структуре современных русских говоров такие явления, которые давно утрачены литературным языком, а с другой – наметить тенденции, определяющие развитие общенародного языка. Особенности живой народной речи – это составная часть национальной культуры.

Знакомясь с ней, можно узнать много нового о семейном укладе, традициях ведения хозяйства, обрядах и верованиях русского народа. Кроме того, изучение говоров даёт очень важный материал для истории русского языка, так как в говорах во многих случаях сохранились явления, литературным языком давно утраченные. Вот почему так важно «… сохранить для истории те названия, которые имеются (или имелись) в народном языке в наше время, но постепенно уходят из языка в силу различных причин».

Территориальные диалекты, испытывая воздействие литературного языка, в свою очередь, влияют на литературные нормы, в результате чего фонетические и морфологические диалектные особенности могут быть причиной речевых ошибок учащихся. Именно поэтому в условиях преподавания русского языка в сельской школе формирование орфографических навыков должно идти с учётом местных особенностей речи.

Устойчивые фонетические и морфологические диалектные особенности могут быть причиной речевых ошибок. Знание фактов диалектологии очень важно для полного понимания учащимися художественных произведений, в которых писатели широко используют диалектизмы.

Актуальность данной темы работы определяется тем, что изучение говора родного села учит предупредительному и корректному общению с незнакомыми людьми, уважительному отношению к живому русскому слову.

Объектом работы являются: учащиеся сельской школы.

Предметом работы являются диалектологические знания в лингвокраеведении в сельских школах.

Целью работы является анализ диалектологических особенностей языковой речи сельской школы.

Исходя из цели перед нами ставится ряд задач:

-рассмотреть теоретические аспекты лингвокраеведения в сельских школах;

-провести анализ диалектологических особенностей языковой речи сельской школы.

Положения, выносимые на защиту:

1.Ключевым методом сбора лексического материала в этой работе считается включение в языковое существование.

2.Базовая задача формирования полного идиолектного словаря определяет перед лексикографами большое число проблем.

Не все их получается решить в одинаковой мере удовлетворительно, и в завершенном в настоящий период труде составителям хорошо заметны разрешенные ошибки, неточности, противоречия. И все же каждый новый лексикон – это шаг вперед в изучении языковой материи и личности человека, владеющего языком.

Опыт первопроходцев поможет осуществить в словарную практику новые проекты и в то же время послужит формированию теории лексикографии.

3.Главной формой деятельности учащихся при усвоении направления русского языка в каждом классе считаются примеры, с помощью которых отрабатываются основные языковые умения и навыки. Однако очень часто можно видеть, что при исполнении упражнений ученики практически не опираются на эти знания, для усвоения которых упражнения проводятся.

Отрыв фактического действия от исследуемой теории происходит незаметно, так как ученики активны на занятии, много пишут, выполняя различного рода задачи. И в результате знания приобретают незначительный характер, немного удерживаются в памяти многих учащихся. Во избежание формального исследования объекта, необходимо создать свою работу на практических действиях детей, созданных таким образом, чтобы они подводили учащихся к независимым выводам и обобщениям, которые затем станут закрепляться путём процедур.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав,заключения, списка использованной литературы.

 

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИНГВОКРАЕВЕДЕНИЯ В СЕЛЬСКИХ ШКОЛАХ

Понятие о тематических группах диалектных слов

Лексика диалектов изобильна словами, отражающими особенность природных условий той либо другой местности, характерные черты хозяйственной жизни и обихода жителей.

Выделение тематических групп допустимо на различных основаниях в зависимости от уровня обобщения предметов.

Тематические группы – это категории слов, означающие определения близкие либо напрямую связанные благодаря взаимосвязям называемых объектов в настоящей реальности либо в людском сознании

Ученые дают разные классификации тематических групп. К примеру, Мещерский Н.А. выделяет соответствующее группы диалектных слов:

1) Земледелие

2) Животноводство

3) Рыболовство, охота, лесные промыслы

4) Постройки, их части

5) Названия предметов домашнего обихода

6) Названия предметов и явлений окружающей природы

7) Глаголы говорения

8) Глаголы передвижения

9) Наречия времени.

Мы в своей работе используем иную классификацию групп с учетом культурологических данных:

I. Бытовая лексика

1) Лексика, называющая одежду, ее изготовление и применение.

2) Названия пищи, напитков, их приготовление и компоненты.

3) Названия утвари, предметов быта, инструментов и их применение.

4) Названия жилых и хозяйственных построек, их частей, способов устройства, местонахождение.

II. Лексика, связанная с трудовой деятельностью человека

1) с хлебопашеством

2) с лесными промыслами, охотой, рыбалкой

3) с огородничеством

4) с животноводством

III. Лексика тематической группы «Человек»

1) Лексика, называющая человека по его внешнему облику

2) Лексика, называющая человека по социальной активности, положению в обществе, национальной принадлежности, отношению к вере.

3) Лексика, обозначающая родственные отношения и названия детей.

4) Лексика, называющая качества человека

5) Лексика, называющая состояния человека, болезни

6) Лексика, обозначающая части тела человека

IV. Лексика тематической группы «Природа, погода»

1) Названия растений, кустарников, деревьев

2) Названия диких животных, насекомых, птиц.

3) Названия рельефа местности, положения в пространстве

4) Названия природных и погодных явлений.

V. Лексика, обозначающая отвлеченные понятия, действия, признаки.

1) Лексика, называющая обычаи, ритуалы, обряды, мифических существ.

2) Отвлеченные действия и глаголы говорения, движения и принятия пищи.

3) Отвлеченные понятия и признаки

4) Наречия времени, места, меры.

В целом заволжская группа обладает красочными фонетическими особенностями, в таком сочетании более не повторяющимися ни в одном из волжских говоров Волгоградской области, по этой причине акцентирование данной категории считается оправданным и важным. На следующем этапе следует обратиться к грамматическим и лексико-семантическим фактам языка, в которых отображается «языковая картина мира носителей диалекта».

В ходе экспедиции 2015 г. был подобран доказательный источник, подтверждающий своеобразное место заволжской группы в диалектной системе региона, но для определения особенностей морфологической и синтаксической систем и лексикона говора нужны дополнительные выезды в населенный пункт Заволжья и исследование архивных материалов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...