Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы сбора диалектного материала




 

Установлено, что объективность и подлинность собранных лексических единиц непосредственно находится в зависимости от методов их сбора. Современная диалектология основывается на достижениях российских диалектологов, выработавших основы сбора и способы обработки языкового использованного материала. Это деятельность Р.И. Аванесова, О.И. Блинной, Т.С. Коготковой, Б.А. Ларина И.А. Оссовецкого, И.А. Попова.

Основным методом сбора лексического материала в этой труде считается вовлечение в языковое наличие.

Термин включение в языковое существование имеет несколько синонимов.

Так, И.А. Оссовецкий в связи с полевой работой в селе Деулино назвал эту методику исследования и регистрации лексики способом сосуществования, В.П. Тимофеев - способом соучастия.

Вслед за Т.С. Коготковой считаем словосочетание включение в языковое существование наиболее успешным из-за формулировки в нем идеи непосредственно языкового контактирования.

Метод языкового существования зародился в Японии в рамках школы языкового существования. Это основное направление японской лингвистики сформировалось в конце 1940 - начале 1950-х гг. Теоретической основой школы стала теория Мотоки Токиэда (1900-1967), что была рассказана в книге "Основы японского языкознания".

Токиэда подчеркивал, что язык - не абстрактная система, а индивидуальная деятельность лица, не существующая за пределами человека. Профессор разграничивал 2 точки зрения на язык: точку зрения субъекта (носителя языка) и точку зрения внешнего наблюдателя. Токиэда призывал базироваться на представлениях носителя языка при его исследовании.

Исходным пунктом абстрактных основ языкового существования считается теория о языковом акте, который формируется как общественно-привычное действие человека, состоящее в выражении с поддержкой языковых знаков мыслей и эмоций и в представлении данного выражения.

Именно метод языкового существования стал для нас приоритетным при сборе диалектного материала.

В России начало теории языкового существования как особого вопроса лингвистики было принято академиком Н.И. Конрадом в его известной работе "О языковом существовании".

Исследователь показал, что в рамках японской филологической науки сформировалась определенная особая область знания:". речь идет не о языке как таковом, а о языковом существовании человека, то есть о одной из форм человеческого существования вообще".

Таким образом, термин "языковое существование" подразумевает прежде всего существование человека в одном из её социальных проявлений - в языке.

При этом язык как выражение данной жизни является одно из требуемых условий существования человека. Таким образом, "языковое существование" понимается как бытие человека, проявляющееся в его поступках, связанных с речевым общением, которые и оформляют полноценность человеческой жизни и противопоставляют его как создание общественное животному миру. В данном термине исходным считается не понятие языка, что было бы непосредственным для европейской лингвистики, а идея жизни человека.

Метод включения в языковое существование представляет собою непрерывное либо временное проживание в языковой сфере, включение созерцателей диалекта в языковое наличие той либо другой социальной общности (носителей диалекта) либо одного индивидуума, психологический контакт, конфиденциальность общения, это есть настоящая речевая работа, а для собирателя огромное значение имеет как раз прямое участие в речевом акте. Результативность метода определена стремительно-эффективным отношением к различным видам деятельности станичников, попаданием во все стороны жизни, что проходит практически в наблюдениях, познанием единой внеязыковой ситуации, а кроме того постоянным контролем за течением живой речи.

Метод включения в языковое существование неосуществим в отсутствии долговременного пребывания в сфере диалектоносителей, отсюда следует естественное длительное наблюдение за словоупотреблением, что дает возможность более правильно фиксировать активную разговорную разговор носителей говора в отсутствии неизбежного принуждения над ней, сопутствующего её фиксацию, к примеру, при непосредственном выборочном опросе.

В качестве вспомогательных при сборе диалектного материала использовались такие индивидуальные методы, как мониторинг, анкетирование, диалог, опрос и интервью.

Наблюдение - это старейший способ диагностики, с поддержкой которого возможно приобрести обширную информацию. При наблюдении не требуется согласия со стороны наблюдаемых. Нами использовалось как включенное наблюдение, когда лингвист непосредственно делается прямым участником исследования, так и невключенное - со стороны.

В зависимости от установленных вопросов наблюдение носило поисковый либо определенный, то есть строго ориентированный характер. Задача поискового наблюдения - приобрести более полное представление лексической системы говора села. Поисковое наблюдение велось на начальном этапе изучения.

Цель определенного, сконцентрированного исследования - подбор необходимых прецедентов, данный метод применялся на различных стадиях созыва использованного материала.

Одна из разновидностей исследования - метод самонаблюдения.

Использовать его могут люди, которые сами в какой-то степени считаются носителями говора. Этот факт, что автор изучения - "пассивный" носитель говора села, позволил обнаружить в ряде случаев диалектные ЛСВ у лексем литературного стиля, а кроме того записать лексические единицы, применяемые в семейном общении. Способ самонаблюдения кроме того применялся жителями станицы, имеющими высшее и среднее специальное образование, которые предоставили целые словники диалектизмов, составленные ими по памяти. Безусловно, этот способ имеет отдельные минусы: такого рода собиратель не фиксирует определенные фразы и формулировки, так как привык к ним до такого рода уровня, что не замечает их диалектного происхождения; аналогичные записи не включают контекстов, предоставляющих значительную информацию о бытовании слова.

Важным при сборе данных для диссертационного изучения был метод прямой постановки вопроса. В следствии многолетней практики и исследования теории социологических и лингвистических выборочных опросов диалектологами сформированы его правила и приемы.

Указанный метод благополучно использовался при сборе лексического материала, в частности, если речь шла о названии разных объектов и предметов сельского обихода при прямом ознакомлении с данными реалиями. К тому же, слушая и записывая диалектную речь, мы устанавливали своей целью сформировать понимание о системе говора данной станицы в целом и о лексическом уровне данной системы в частности. В случае если же обходиться только фиксацией неожиданной речи, то огромна вероятность, с одной стороны, извлечения беспорядочных, никак не стандартных для системы фактов, а с другой - пропуска значительных фрагментов данной системы. Тем более что следует не только лишь выявить отдельные данные, однако и обнаружить и изложить их отношения друг с другом, отследить динамику в границах системы.

Получить подобную информацию возможно только с поддержкой целенаправленного выборочного опроса.

Цели прямого выборочного опроса - определить значения местных лексических единиц - были абсолютно понятны информантам, в большинстве своем они с удовольствием отвечали на вопросы, к тому же почти все устарелые фразы рождали память о старом обиходе, о людях, живших ранее, о истории села, а данные проблемы привносили новые, в настоящее время неактуальные единицы. Непосредственный опрос важен и в том отношении, что предоставляет понимание о методах объяснения слов, которые выбирают сами говорящие, зачастую непросвещенные (развернутый анализ методов толкований значений текстов информантами.

К тому же диалектоносители, объясняя значения лексем при непосредственном выборочном опросе, заодно сообщали данные о происхождении слов, о временной перспективе их использования, о экспрессивной окраске, о речевой ситуации, в которой возможно применить единицу.

Метод выборочного опроса, базирующийся на правильно спланированной программе и отборе информантов, оказался крайне оптимальным, так как позволил в относительно непродолжительное время при работе с опрашиваемыми судить о состоянии и тенденциях развития языковых процессов в изучаемом говоре.

Важное достоинство выборочного опроса - масштаб охвата разнообразнейших областей существования диалектоносителей и, соответственно, многообразие получаемого языкового материала. В основе этого метода сбора материала, как известно, находится комплекс предлагаемых задач, ответы на которые и формируют нужную информацию.

На успешность выборочного опроса, безусловно, воздействует ситуация общения, требование, которые складывались из жизненных факторов, психологических состояний информантов, их традиций и обычаев, взглядов. Согласно традиционным условиям к выборочному опросу для получения достоверных данных следует, для того чтобы интервьюируемый воспринял необходимую информацию, правильно осознал ее, сумел вспомнить, в случае если это необходимо, о каких-то фактах прошлого, определил ответ, сумел правильно сформулировать его в словах.

Это весьма существенное условие, так как языковое понимание современных носителей диалекта весьма возвышенно: они принимают литературный, "городской" язык как "правильный", "истинно русский", считают его наиболее элитным по сравнению с своим говором. По этой причине, как правило, информанты смущались, не хотели представиться "темными", безграмотными, в следствии чего стремились потреблять "более правильные" формы, фразы, вообще говорить не так, как обычно.

Чтобы избежать этого либо хотя бы свести к минимуму, мы стремились приготовить человека к беседе: пояснить содержание нашей работы в целом, задача общения, а затем, используя наводящие и контактные вопросы, мягко переключиться к проблеме прямого выборочного опроса. Минусом этого метода считается то обстоятельство, что с его поддержкой возможно собирать основным образом лексику с конкретным значением. По этой причине при сборе диалектного материала непосредственный опрос смешивался с методом тематических разговоров и методом наводящих задач, преимущество которых состоит в возможности приобрести более надежные результаты.

Применение разнообразных методов сбора диалектного материала позволило собрать достаточно интересный в диалектологическом отношении материал.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...