Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Федеральный государственный надзор за объектами предприятий оборонно-промышленного комплекса




Надзор за объектами предприятий оборонно-промышленного комплекса (далее – ОПК), на которых обращаются химически опасные вещества, в том числе взрывчатые вещества и изделия их содержащие, осуществляется                     в отношении 435 объектов, в том числе: объекты I класса опасности – 45; объекты II класса опасности – 50; остальные объекты отнесены к III классу опасности – 340.

Ростехнадзором в отношении организаций отрасли спецхимии                       и пороховых производств осуществляются усиленные меры профилактического и контрольно-надзорного характера, при этом территориальным органам Ростехнадзора предписано в случаях выявления нарушений требований промышленной безопасности применять жесткие административные меры, вплоть до приостановления деятельности, в случаях выявления грубых нарушений или при неоднократных нарушениях с угрозами аварийности                 и травмирования персонала направлять в суды материалы для дисквалификации должностных лиц предприятий, ответственных за эксплуатацию объектов.

В первом полугодии 2019 г. в отношении объектов ОПК территориальными управлениями Ростехнадзора проведено 454 проверки,
из них: плановых – 21; внеплановые – 115; проверки в рамках постоянного государственного надзора – 318. Значительное число проверок связано
с исполнением поручения Правительства Российской Федерации от 11 мая 2017 г. № РД-П7-303с «Об ужесточении контроля за предприятиями спецхимии»,
и с реальным состоянием производственных мощностей и объектов инфраструктурного обеспечения.

При общем количестве проверок в рамках постоянного государственного надзора 318, выявлено 241 нарушение, при этом наложены административные наказания в 28 случаях.

В течение первого полугодия 2019 г. на объектах предприятий ОПК произошло 3 аварии и 1 инцидент, травмировано 49 работников.

4 апреля и 1 июня произошли 2 аварии на объекте I класса опасности              АО «ГосНИИ «Кристалл» (г. Дзержинск, Нижегородская область); 12 июня авария на объекте I класса опасности ФКП «Алексинский химический комбинат» (г. Алексин, Тульская область); 10 июня инцидент на объекте ФКП «Казанский государственный казенный пороховой завод» (г. Казань).

В результате проведенных проверок и расследований технических причин аварий выявлены характерные для предприятий ОПК нарушения, такие как:

эксплуатация зданий, сооружений и технических устройств с истекшим установленным сроком эксплуатации и (или) с нарушением нормативных требований противопожарной безопасности (около 20%);

нарушения норм и требований безопасности при эксплуатации электрооборудования, установленного во взрывоопасных зонах, недостатки                в системах и средствах инженерного инфраструктурного обеспечения                   (около 25%);

отсутствие на рабочих местах систем автоматического непрерывного газового контроля и анализа с устройствами сигнализации и выдачей сигналов в систему противоаварийной защиты, отсутствие средств индивидуальной защиты персонала от пожаров (около 18%);

хранение взрывоопасной продукции в местах, не предусмотренных проектами, превышение норм загрузки при хранении взрывчатых материалов (около 5 %);

нарушение сроков проведения профилактического осмотра и проведения регламентных работ технологического оборудования (около 17 %);

недостаточная готовность предприятий к действиям по локализации
и ликвидации аварий, низкий уровень подготовленности технологического, ремонтного и обслуживающего персонала как в эксплуатирующих объекты организациях, так и в привлекаемых к отдельным видам работ сторонних организациях (около 15 %).

Анализ материалов расследования технических причин аварий
и несчастных случаев, произошедших на объектах ОПК, показывает, что основными причинами аварийности и травматизма являются недостатки
в работе производственного контроля при эксплуатации опасных производственных объектов, несоблюдение требований по безопасности, указанных в производственной документации (проектная документация, технологические регламенты и схемы, производственные инструкции, нормы безопасности), как со стороны руководящего состава предприятий, так
и должностных лиц, ответственных за осуществление производственного контроля и безопасное ведение работ.

В ходе проводимых Ростехнадзором проверок фиксируется снижение уровня квалификации, опыта и профессиональной подготовки персонала, обслуживающего сооружения, технические устройства и ведущего работы,                 а также технических руководителей организаций. Отмечается, что на ряде проверенных объектов предприятий ОПК инфраструктура производственного цикла и инженерно-техническая инфраструктура перегружены утратившими производственную необходимость и имеющими значительный износ основными фондами, что является дополнительным фактором возникновения аварийных ситуаций с тяжелыми последствиями.

Увеличение объемов выпуска оборонной продукции влечет за собой увеличения рисков, связанных с безопасной эксплуатацией изношенного оборудования, зданий и сооружений, включая недостаток квалифицированных кадров и вовлечение в активный производственный цикл приостановленных             (в части эксплуатации) и законсервированных производственных мощностей,
не всегда находящихся в надлежащем техническом состоянии.

Общими проблемами обеспечения промышленной безопасности для объектов является продолжающийся процесс старения основных фондов, технологий и технических устройств, низкие темпы проведения технического перевооружения предприятий, замены устаревших производств на современные технологии, отвечающие требованиям и нормам промышленной безопасности.

В целях обеспечения должного уровня промышленной безопасности поднадзорных объектов и повышения эффективности надзора и контроля
на объектах предлагаются следующие меры:

разработка и внедрение современных отечественных технологий, оборудования и средств противоаварийной защиты, позволяющих снизить риск возникновения аварийных ситуаций и исключить импортозависимость при производстве оборонной продукции;

внедрение роботизированных технологий, средств автоматизации                       и механизации на особо опасных операциях, связанных с применением ручного труда;

внедрение дистанционного контроля за промышленной безопасностью поднадзорных объектов, в том числе посредством мониторинга состояния контролируемых параметров в режиме реального времени;

продолжение работы по внедрению риск-ориентированного подхода
при осуществлении государственного надзора по обеспечению промышленной безопасности, включая разработку методик оценок риска аварий                             на поднадзорных объектах.

усиление контрольно-надзорных мероприятий в отношении объектов спецхимии ОПК. В то же время требуется повышение ответственности как должностных лиц предприятий, так и юридических лиц, а также соответствующих управляющих компаний и учреждений.

В рамках исполнения решений Коллегии Ростехнадзора от 19 декабря 2018 г. проходит правовую экспертизу проект федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие требования безопасности к процессам утилизации боеприпасов в промышленных условиях».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...