Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова




Московский Государственный Университет им. М. В. Ломоносова

 

 

Дипломная работа на тему «Молодёжная контркультура в США и СССР:  сравнительный анализ (на материалах движения хиппи)».

 

 

Студентка V курса

М. С. Ремизова

Научный руководитель:

А. А. Исэров

Рецензент:

Л. Г. Новикова

 

Москва, 2012

 

Оглавление

Введение. 3

Источники. 5

Историография. 7

Социальные условия возникновения и идеология движения хиппи в США и СССР. 9

Способы и места расселения и иерархия общества хиппи. 23

Сленг хиппи США и СССР. 31

Наркомания. 52

Музыка хиппи США и СССР. 54

Мода хиппи. 66

Заключение. 69

Библиография и использованные сайты.. 70

 


 

Введение

1963 год, США, поколение бэби-бумеров, поколение, уставшее от богатства и благополучия, молодёжь, которым внушали, что в жизни надо занять место отца в процветающей корпорации.

1967 год, СССР, поколение хрущёвской оттепели, начала социализации общества, ослабления тоталитарной власти и приоткрытия железного занавеса, поколение, для которых джинсы и музыкальная пластинка зарубежной группы - роскошь.
Каким образом хиппи могли возникнуть в столь разных политических режимах, обществах, с разным достатком, в одни и те же годы?
Хиппи- это контркультура, в США возникшая как протест против общества потребления, против войны во Вьетнаме, против загрязнения окружающей среды и т. д. В СССР данная субкультура выступала против изоляции, против несвободы слова и мысли.
Слово «хиппи» произошло от англ. hippy или hippie; от разг. hip или hеp, что означает «модный, стильный»[1]. Первоначально, термин «хиппи» произошло от слов «хип» или «хипстер», употребляемого битниками для описания членов их движения, которые означает тех, кто «осознал истину». Сами себя хиппи так не называли. Они предпочитали называть себя «прекрасные люди» и «дети цветов». Стоит разъяснить, что же такое субкультура и контркультура? Субкультура- система ценностей и норма, установок способов поведения и жизненных стилей определённой социальной группы, отличающаяся от господствующей в обществе культуры, хотя и связанная с ней[2]. Контркультура- тип субкультуры, отвергающей ценности и нормы господствующей в данном обществе культуры и отстаивающей свою альтернативную культуру[3].

Хиппи Соединённых Штатов - уникальная субкультура, которой мы обязаны многим: привлечением внимания к проблеме окружающей среды и проблеме войны, остро стоящим в обществе на тот момент в США, проблеме толерантности к меньшинствам, вопросам о правах женщин и афроамериканцев, привлечение внимание к вегетарианству и веганству (исключение из питания не только мяса, но и вообще любых продуктов животного происхождения). Также, и по сей день, мода хиппи возвращается: она отражается в коллекциях современных дизайнеров, а рок-н-ролл влияет на музыкальные течения.

Уникальность хиппи в СССР заключается не только в том, что они являлись первой контркультурой в государстве, где любое инакомыслие жестоко каралось, но и в том, что они, «в несвободной стране стали вести себя как свободные люди и тем самым менять моральную атмосферу и управляющую страной традицию»[4]. Они создали свою систему, которая существует и по сей день.

Субкультура хиппи оригинальна из-за то, что главным лозунгом является «Мир во всём мире», когда идёт война, что подразумевает терпимость ко всем религиям, мировоззрениям, сексуальным ориентациям, когда многие преследовались по этим причинам. Многие представители движения пропагандировали не только вегетарианство, но и отказ от валюты и натуризм (отказ от современных технологий, одежды, обуви, что является вызовом обществу потребления, что является само по себе революционным.

Целью данной работы является выявление причины и условий возникновения контркультуры хиппи в СССР и США.     
Задачи заключаются в сравнении основных черт культур, идеологий, их условий жизни, средств к существованию, творчества, и подведении итогов и результатов хиппи-движения.

 


 

Источники

Тема хиппи в США хорошо изучена, тогда как проблема изучения данного движения в СССР заключается не в наличии источников, а в точности и достоверности данных: во многой литературе на эту тему данные расходятся.
В качестве источников для этой работы была использована, прежде всего, литература, написанная «очевидцами»- то есть «бывшими» хиппи СССР и США. Для изучения данной субкультуры в Соединённых Штатах главным источником выступил труд Тома Вульфа «Электропрохладительный кислотный тест»[5], рассказывающий о быте американских хиппи, их духовном вожде Кене Кизи и о восточной философии этой субкультуры. «Истинное лицо» хиппи, везде ищущего «халяву», можно найти в своего рода пособии для выживания хиппи Эбби Хоффмана «Сопри эту книгу» (1989)[6], из названия которого понятно, что автор призывает везде искать выгоду, воровать одежду, еду, билеты, получать пособия по безработице и просто наслаждаться жизнью, ничего не делая. Хоффман был представителем йиппи - движения (то есть движения радикальных хиппи) и был активным участником митингов против правительства США[7]

Главными источниками в написании глав про движение в СССР выступил дневник хиппи Геннадия Авраменко ( Ринго Зеленоградского) (АСТ, Астрель, 2010[8]), известного светского фотографа и журналиста журнала " МК-бульвар". Дневник Авраменко повествует о субкультуре хиппи в конце 80-х - начале 90-х годов. Из этого труда можно узнать о жизненных условиях, роде занятий, о быте этой культуры в Советском Союзе. Главной статьёй, которая не только зародила эту субкультуру в Советской Союзе, но и помогла выявить главные черты, которые переняли советская контркультура у американской, была статья известного советского журналиста Генриха Боровика «Хождение в страну Хиппляндию», опубликованная в журнале «Вокруг Света» в 1968 году (№9)[9]. Прочитав эту статью, молодёжь СССР узнала впервые об этой субкультуре. В ней описываются впечатления автора от встречи с её представителями, говорится о роде занятий, музыке, внешнем виде. Интересным и очень важным является тот факт, что журналист осознаёт, что около половины хиппи в США были обеспеченными людьми, которые делали деньги на этом движении, продавая музыку, наркотики и лишь «мимикрируя» под это движения для получения прибыли. Также, источником послужила работа Владимира Джа Гузмана «Тропой священного козерога или в Поисках абсолютного центра» (Изд. Амфора, 2005 год)[10], повествующая о путешествиях хиппи по Средней Азии, про духовный поиск и восточную философию.
Про идеологию советских хиппи из уст их самих можно узнать из манифестов, написанных в 80х гг., таких как манифест «ХИППИ, от Системы к Богу» (авторы: Сталкер, Генерал, Воробей) (1986)[11], манифест «Союза солнечных лучей (1987)[12], «Канон» (авторы Гуру и Сергей Шутов, 1982 год). [13] В них повествует об отношении движения к религии, рок-музыке, любви и красоте, которая, конечно, по их утверждению, спасёт мир.

Большое значение в написании данной работы имели интервью с бывшими представителями данной субкультуры, а скорее даже её зачинщиками в Советском Союзе- интервью с Андреем Макаревичем[14], лидером группы «Машина Времени»(интервью разных лет, опубликовано в 2009) и Борисом Гребенщиковым[15], группа «Аквариум» (1988), которые высказывали своё мнение и делились воспоминаниями по поводу реакции государства на движение в СССР, проведения концертов, увлечений и идеологий советских хиппи. К ненаписанным источникам относится проведённое мной интервью с «бывшей» хиппи 80-х Илоной Александровной Соколовой (интервью 2011 года), которая ответила на вопросы о действиях силовых структур по отношению к молодёжной субкультуре, о главных «врагах» хиппи, о музыке, сходках, одежде и т. д.

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...