Историография. Социальные условия возникновения и идеология движения хиппи в США и СССР
Историография Все молодёжные организации отображают состояние общества, политику государства: каково общество, таковы и неформалы. Тема субкультуры хиппи изучена и отображена во многих литературных источниках, на эту тему снято множество фильмов и проведены сотни интервью с представителями трудность выявления нужной информации заключатся в том, что девяносто процентов статей написаны с точки зрения субъективного мнения.
Социальные условия возникновения и идеология движения хиппи в США и СССР
Основные идеи хиппи США можно выразить в их трёх лозунгах: «Make love not war» Автором фразы «Make love not war», стал Джон Леннон, употребив её в своей песне «Mind Games»: [25], фраза «Live fun, Die fast» стала известной после экранизации фильма «Стучись в любую дверь» в 1949, и была произнесена малолетним преступником Ником Романо в исполнении Джона Дерека, тогда как «Sex, Drugs, Rock-n-roll» приобрела известность благодаря музыканту Иэну Дьюри, употребившем её в своей песне с одноимённым названием. Также, очень важной направленностью хиппизма- это использование в пищу, при изготовлении одежды всего натурального, без использования плодов цивилизации. Эта идея тесно связана с вегетарианством и веганством, которые пропагандировались хиппи как отказ от насилия, пацифизм. Многие увлекались восточными культурами в связи с «The Beatles» и их путешествием в Индию (см. главу Музыка США), и поэтому предпочитали индийскую кухню, богатую пряностями. Тем самым, хиппи указывали на главную проблему современного общества- на проблему потребительства, на загрязнение окружающей среды из-за этого и на несвободу людей из-за сложившейся системы «с 9 до 17-00» (работа). Одним из верований хиппи, связанным с борьбой против загрязнение, была вера в «Гайю» -Землю, как единый организм. Хотя эта субкультура была против системы и политики в целом, всё же благодаря ним было создано движение зеленых, а также движение и митинги за мир. В 1969 в результате аварии рядом с Санта Барбарой, штат Калифорния, разлилась нефть. Это событие обратило внимание на вопрос об окружающей среде. Хиппи негодовали по поводу отсутствия инициативы правительства по очистке окружающей среды и снисходительностью к корпорациям, загрязняющих ее. 22 апреля 1970 был принят Акт национальной политики в отношении окружающей среды (NEPA) и объявлен первый День Земли. Это ключевое событие, привлекшее к себе 20 миллионов человек, повысило осведомленность людей в том, как используется планета и как уменьшить наносимый экологии урон. Было организовано Агентство защиты окружающей среды (EPA)[26], в функции которого входило наблюдение и уничтожение токсичных отходов. Также, хиппи основали и поддержали такие организации, как Гринпис, Сначала Земля! Друзья Земли и т. д. Они лоббировали конгресс и принимали прямые действия против тех, чьи единственные интересы были экономическая выгода, невзирая на экологию планеты. [27]
Одной из главных идей пацифизма - это не только отказ от насилия над природой и животными, но и протест против войны, а именно: против войны во Вьетнаме, отказ от ядерного оружия и борьба за права афроамериканцев. Как раз во время митингов протеста против войны во Вьетнаме и использовался лозунг «Make love not war». В 1963 США начала свою полномасштабную кампанию во Вьетнаме при президенте Линдоне Джонсоне, через полтора года начался призыв, после чего в Вашингтоне был антивоенная акция протеста, в котором приняли участие свыше 25. 000 человек. Хиппи сжигали свои призывные карточки, бежали в Канаду, чтобы не участвовать войне. Фраза из мюзикла о хиппи «Hair» как никакая другая не описывает сложившуюся ситуацию с призывом, затронувшем также проблему борьбы за права афроамериканцев: «Призыв – это когда белые посылают черных убивать желтых ради интересов страны, которую они отняли у краснокожих»[28].
«16 октября 1965 100. 000 людей в более чем 80 городах по всему США вышло на общенациональный антивоенный протест. К 1967 году противостояние войне шло полным ходом. 10 апреля общенациональный протест «Неделя Вьетнама» начался с сожжения призывных карточек (теперь это уже считалось незаконным) и демонстраций против призывов по всей стране. 15 апреля огромный антивоенный протест в Нью-Йорке собрал 400. 000 человек (число равное количеству солдат во Вьетнаме в тоже время), которые прошли от Центрального Парка до Организации объединенных наций. Среди выступающих были Мартин Лютер Кинг младший, Стокли Кармайкл и доктор Бенджамин Спок. »[29] Следом за этим была проведена антивоенная акция в Нью-Йорке в виде попытки закрытие призывных пунктов. Данная акция называлась «Остановите призыв». «21 и 22 октября 1967 года 35. 000 участников антивоенной демонстрации штурмовали Пентагон. Их встретили слезоточивым газом. В конечном счете, все демонстранты уселись напротив Пентагона и собравшихся военных сил (военной полиции). Протестующие пели песни, скандировали, слушали речи выступающих»[30]. Акция закончилась арестом многих демонстрантов с применением силы. «За три дня 10. 000 демонстрантов столкнулось с 12. 000 полицейскими Чикаго, 6. 000 солдат национальной гвардии, 7. 500 солдат армии США, 1. 000 ФРБ, ЦРУ и других правительственных служб. Эти служащие силовых структур развязали борьбу, нанося тяжелые повреждения протестующим. »[31] Второй пацифистской направленностью хиппи была борьба против распространения ядерного оружия. В связи с этим, был разработан Бертраном Расселом главный символ хиппи – «Пацифик». Хиппи боролись за права и равенство афроамериканцев, поддерживали акции Чёрных Пантер, Белых Пантер и других группировок в 1960х. гг, участвовали в их забастовках, порой даже радикальных. В основном, в них участвовала радикальная часть хиппи: йиппи, во главе с Эбби Хоффманом. Они оказывали эту поддержку из-за своих убеждений о том, то все люди должны быть равны, независимо от цвета кожи, возраста и пола. Несмотря на свои пацифистские взгляды, хиппи в то время, когда был пик борьбы за права афроамериканцев, порой шли на радикальные меры, помимо маршей и митингов, устраивались подрывы банков. После суда над Чикагской Восьмеркой, в котором лидеры афроамериканских группировок обвинялись в заговоре и подстрекательству к беспорядкам, радикальная группа «Метеорологи» устроили «Дни ярости», взрывая здания.
В отношении дискриминации в отношении возраста и из-за семейных проблем, молодые хиппи поступали радикально: уходили из дома и присоединялись к коммунам. Движение за Освобождение женщин и за права сексуальных меньшинств также затронуло хиппи. Женщины устали от неравноправия и также участвовали в митингах с хиппи, в следствие чего была создана Национальная организация женщин. Движение за права сексуальных меньшинств началось со случая в Гринвидж Вилледж, что привело к Стоунвольскому восстанию, где 2000 протестующих сражались против 400 полицейских.
Про идеологию советских хиппи из уст их самих можно узнать из манифестов, написанных в 80х гг., таких как манифест «ХИППИ, от Системы к Богу» (авторы: Сталкер, Генерал, Воробей) (1986), манифест «Союза солнечных лучей (1987)[34], «Канон» (авторы Гуру и Сергей Шутов, 1982 год). [35] Идея «Канона» довольно тяжела для восприятия, так как она написана на эмоциях, но основная мысль заключается в том, что советские люди, находящиеся в «вакууме», не могут полностью понять и осмыслить рок, который в свою очередь становится частью общества потребления. Также, этот манифест призывает к тому, чтобы хиппи перестали воспринимать кругом происходящее как должное и стали вглядываться в вещи с большим смыслом. Этот манифест как никакой другой показывает истинное лицо хиппи 80х годов, как наркомана без какого либо смысла в жизни. «Общество - тысячеглазый аргус. Общество -остров Циклопов. Но РОК - это песня сирен, заливай уши воском или прыгай за борт. РОК - эскапизм, бегство от тотального контроля над самим собой. РОК - это бегство в действительность» Манифест «Союза солнечных лучей» напротив, призывает к ненасилию и любви и главным девизом хиппи выставляет то, что «красота спасёт мир». Также, в отличие от «канона», авторы призывают к самосовершенствованию, развитию и религии, как мудрому источнику гармонии. Своими главными «вдохновителями» мировоззрения хиппи данного манифеста считают Библию, Достоевского и Леннона. Библия как свод мудростей древних, Достоевский как символ богоискательства, всемирной доброты, всемирного спасения, Леннон как главный идейный вдохновитель эпохи хиппи. [36] Манифест «От системы к Богу» заключает в себе главную мысль о том, что все должны стремиться к добру и любви, ибо добро и любовь есть Бог. «Важно другое: не претендовать на обладание единственно верной и абсолютной истиной и всегда сохранять терпимость к людям, придерживающимся иных религиозно-философских взглядов. Иначе религия, вырождаясь в идолопоклонство и обрядность, из пути объединения людей становится средством их разъединения, и тогда она несет в мир зло, хотя ее Бог, по определению, конечно же, есть добро. Бог един, как бы его ни называли — Иисус или Будда, Великое " Я" Вселенной»[37]. Это манифест является интересным из-за того, что авторы связывают религию с царившей в то время идеологией марксизма-ленинизма. Также, довольно интересен тот факт, что авторы заметили, что Система, проповедующая равенство, сама стала обретать лидеров и иерархию (см. главу про коммуны). «В соответствии с этим мы считаем, что хиппи не нуждаются в вождях и лидерах»[38] «Мы считаем насилие крайним ответным средством, к которому нас иногда вынуждают прибегать. »[39] Насчёт ненасилия Евгений Балакирев отозвался критически: по его мнению, идеей ненасилия хиппи прикрывали свою трусость, когда во время стычек с «гопниками» хиппи не вставали на защиту своих товарищей. Автор «Саги о Системе»[40] Евгений Балакирев критически относится к результатом первоначальных духовных и творческих целей развития субкультуры и приводит список отрицательных достижений и искажённых первоначальных целей: Молодёжные движения в СССР были двух типов: официальные организации (пионерские и комсомольские) и неформальные (стиляги, хиппи, любера ). Хиппи впервые в истории СССР стали молодёжной контркультурой, стали в идеологическую оппозицию обществу и власти. В это же время (конец 1960-80х гг. ), стала возрождаться интеллигенции, которая возглавила диссидентство. Течение хиппи СССР можно разбить на 2 этапа, на 2 составляющие причины инакомыслия и противостояния власти: первый период относится именно к оттепели Хрущёва (50-60 гг. ) общество ждало перемен к лучшему, демократизации общества, а второй этап подразумевает разочарование в проводимых Хрущёвым реформах (80-90 гг). «Железный занавес» во времена Хрущёва был приоткрыт лишь для того, чтобы продемонстрировать Западу и развивающимся странам Азии, Африки и Латинской Америки миролюбивую политику СССР, его стремление к сотрудничеству. Одной из популярных форм развития международного сотрудничества было проведение всемирных фестивалей молодёжи и студентов. Капиталистические страны развернули широкую пропаганду, использую радиовещание на русском языке, переправляя в СССР литературу, политически и морально поддерживая диссидентское движение (вторая половина 60х гг. ). Трещиной в изоляции молодёжи СССР послужил Седьмой Международный фестиваль молодёжи и студентов (Москва, 1957), когда советские люди смогли увидеть собственными глазами западную моду, рок-н-ролл и пообщаться со своими сверстниками из других стран. Уникальность хиппи в СССР заключается не только в том, что они являлись первой контркультурой в государстве, где любое инакомыслие жестоко каралось, но и в том, что они, «в несвободной стране стали вести себя как свободные люди и тем самым менять моральную атмосферу и управляющую страной традицию»[47]. Они создали свою систему, которая существует и по сей день. Итак, если во времена хрущёвской " оттепели" советский человек «осознал сам себя, поднял голову (шестидесятники с их авторской песней и туристически-геологической вольницей были предтечами советских хиппи, что чётко прослеживалось в характерной рюкзачно-кедово-свитерной атрибутике), если в это же время наступил ренессанс идеологии интеллигенции (появились диссиденты) – то к началу семидесятых годов завершилось усвоение эстетики хиппи, и появились их первые подлинные представители (западного образца). В это время рок был ещё преимущественно англоязычным, и слово " хиппи" было ключевым. Спонтанно начала практиковаться вписка, широко распространился автостоп». [48] Как же советская молодёжь узнала о культуре хиппи, если был «железный занавес»? Какова причина возникновения этого движения в СССР? Основываясь на исследовательской литературе про движение хиппи, дневниках советских представителях субкультуры и интервью, можно выделить 4 основные причины: несогласие с ограничением личной свободы и мнения, несогласие с миром взрослых и их моралью (в основном, к движению принадлежали люди до 30 лет), протест против властей и поднятие «железного занавеса». В обществе сложилось противоречие между стершей и младшей социально-возрастной частью. Молодёжь винила в своем неблагополучии социально-политической системой, не способной обеспечить достойную жизнь и дать возможность самореализации. Самой первой пацифистской акцией в СССР была демонстрация 1 июля 1971 г., заключавшаяся в демонстрации напротив американского посольства в Москве с протестом против войны во Вьетнаме. Главными лозунгами были «Почему плачет вьетнамский ребёнок? », «Янки гоу хоум» («Янки, уходите домой»), пацифики, перечёркнутые бомбы и т. п. Демонстрация закончилась тем, что многих участников забрали в психиатрические лечебницы, судили. [52] В этом же году (в 1971) за этой акцией последовала первая в Белоруссии (г. Гродно) демонстрация хиппи (лозунги: «Руки прочь от длинных волос», «Прекратите террор», «Свободу рок-н-роллу», «All you need is Love» (всё, что нужно, - это любовь)), Антивоенная демонстрация в Вильнюсе (в защиту пострадавших от действий милиции в Гродно), акция «Свободу детям! ». В 1972 году хиппи выступили против загрязнения окружающей среды (первая акция в этой области): «Сажайте розы в проклятую землю» (Воронеж). Была произведена массовые посадки белого шиповника в Воронеже и его области, с целью очистить землю от загрязнения под влиянием запуска воронежской АЭС. В акции приняло участие более ста человек, в большинстве простых горожан, что указывает на то, что лозунги хиппи находили отклик и у простых граждан, не имевшим отношения к субкультурам. Воронеж всегда был активным городом-участником демонстраций хиппи, так, например, с 1971 по 1976 год каждого первого июня проходила акция «Любите друг друга» ( раздача цветов на улице), «Дыхание любви». [53] Первым самым отчётливым протестом против властей и против советского режима был акт самосожжения хиппи Ромаса Каланты в Каунасе (Литва) в 1972. «Это послужило сигналом к началу молодежного восстания18-19 мая, в период которого власти потеряли контроль над городом. Восстание было подавлено, участники репрессированы». [54] Первой антивоенной акцией в Украине (Львов) стала демонстрация молодежи Украины за гласность, перестройку, свободу и разоружение в 1987 году. Это был первый активный протест в Украине против тоталитарной системы, по словам украинского хиппи Алика Олисевича (Львовского)[55]. Как, помимо разгонов демонстраций, государство реагировало на хиппи? По этому вопросу работал Отдел пропаганды и агитации ЦК ВЛКСМ, который в 1988 году выпустил даже особую публикацию под названием «Проблемы и опыт работы с самодеятельными объединениями молодежи» [56], в которой говорится о психологии хиппи-движения, и как с ним бороться. Помимо радикальных методов в виде высылки за границу и сажания в тюрьму и психиатрические лечебницы, государство находит более продуманный вариант: действительно творческих и талантливых людей надо « вывести из " тусовки", движение хиппи будет обескровлено как движение и превратиться в то, чем на самом деле и призвано быть горсткой тунеядцев и демагогов»[57]. Каким образом? Надо открыть путь творческим людям в выставочные залы, предоставить им секции и городские союзы. Тем самым, оплот системы будет выведен из неё. В интервью с «бывшей хиппи» Илоной Соколовой, она ответила на этот вопрос о том, каковы были действия властей в ответ на деятельность хиппи: «Агрессия со стороны государства... Особой беспричинной агрессии я не помню. Милиция работала в рамках существовавшего законодательства. Привлекали за бродяжничество, хулиганство и пьянство, да и то не всех и не всегда. Главной угрозой были гопники - любера, казанские и челнинские». [60] Подобного рода субкультура родилась в 50 годы в виде молодёжи, пропагандирующей здоровый образ жизни, и боролась радикальными методами со стилягами, нападая на них группами, устраивая практически войны на смерть. «В конце 70х кулачная «борьба за идею» возродилась в виде отряда «Берёзка», откровенно преступной группы, прикрывавшей грабежи и изнасилования флагом «борьбы с хиппи и другими проводниками буржуазной морали»[61]. «Чистильщики», «дворники» и т. д. «боролись» с хиппи, панками и «прочими волосатыми», сочетая удовольствие от драк с отниманием денег. Это молодёжное движение было откровенно преступным, и скрывало свои бандитские намерения под лозунгом «за здоровый образ жизни». Эту же проблему описывает Геннадий Авраменко в своём дневнике хиппи «Уходили из дома», рассказывая о кровопролитных «войнах» с люберами. [62]. Борис Гребенщиков в своём интервью говорит о том, государство следило за движением и вмешивалось лишь во время активных действий (митингов), но, в повседневной жизни стычек почти не было. [63] Самым важным понятием, описывающим всё хиппи движение в СССР, это понятие Системы. «Система - объединение оппозиционных тоталитаризму субкультур, существующее с 70-х годов для взаимопомощи»[64], куда входили рокеры, панки, металлисты, хиппи, эзотерики, гомосексуалисты, барды и т. д. Отличительными чертами принадлежности к Системе, были: сленг (способ отделения «своих» от «чужих», чаще всего это были англицизмы), графические символы («пацифик»), фенечки из бисера и ниток, детскость манеры поведения (нежелание взрослеть и протест против устоев старшего поколения), бесполость и бесстатусность (ношение длинных волос как девушками, так и юношами, отказ от денег, паспортов, отказ от настоящих имён и замена их вымышленными). Впервые, это понятие появилось в 60е г. г. Главной составляющей опорой системы были квартиры участников, или «флэты», где всегда можно было рассчитывать на ночлег, где проходили «тусовки» и «квартирники» (концерты музыкантов в квартирах). Также, система подразумевает под собой обмен информацией, примером может послужить переходящий из рук в руки вышеупомянутая первая в СССР статья о хиппи Генриха Боровика «Хождение в страну «Хиппляндию»[65]. Как могло возникнуть такое понятие, как система у субкультуры, отрицающей различные структуры, сообщества, считающей любую организацию ущемляющей свободу личности? Поначалу, «система» возникла именно как антисистема, как понятие «в кавычках», но потом многие просто забыли первоначальный смысл и начали воспринимать это сообщество действительно как организацию. «На пересечении Системы, богемы, интеллигенции, религиозных кругов формируется единый творческий, гуманитарный андеграунд: зачаток свободного общества, которому так и не довелось состояться в России. Во второй половине восьмидесятых рушатся внешние барьеры и сжатая пружина творческой энергии советского андеграунда стремительно разжимается. Осуществляется глобальное влияние на всю русскоязычную культуру: происходит то, что в шестидесятые уже происходило на Западе. Миф становится достоянием общества в целом, подвижники перерастают уровень движения. Система исполняет свою миссию – всё, это был предел»[66]. Затем вступили в действие исторические обстоятельства: страна разрушается, менталитет народа «криминализируется». Система в девяностые годы приходит в упадок и деградирует. Многие, «Лучшие представители» Системы, интеллигенция, творческие люди эмигрируют, идеология теряет свой смысл и силу. Систему наполняют лишь «лжеолдовые» хиппи, то есть хиппи, специально создающие вокруг себя статус гуру и духовного наставника, на самом деле таковыми не являющиеся, для поддержания собственного эго, не реализованного в обычном обществе, а также «пионеры», лишь играющие в хиппи днём, а ночью ночующие у себя дома в тёплых постельках. Почему молодёжь присоединялась к системе? Система удовлетворяет потребность подростков в самовыражении, им важно ощущать себя частью чего-то, тем более, что система состояла в основном из их сверстников, столкнувшимися с такими же проблемами в обществе, как непонятость, проблемы с родителями, в школе и т. п. «Само же движение превратилась в подобие тоталитарной секты: со своими иконами, гимнами, суррогатными " учителями". Замкнулась на символике, на прошлом, обросла стереотипами и предрассудками»[67] «Осуществив свой поиск, люди переходили из Системы в мир интеллигенции. Если мировоззренческий поиск пробуксовывал, то человек " сгнивал" - или же пипл становился экстремистом, вовлекался в политические игры. Таким образом следует, что общество в США переживало недовольство во всех его слоях. В отличие от хиппи СССР, хиппи США были намного более общественно активными и их идеи, труды, акции, митинги привели действительно к видимым результатам, к созданию множества организаций в защиту природы, женщин, сексуальных меньшинств и афроамериканцев. Самым важным является не столько создание этих организаций, сколько реальное привлечение общественного внимания к таким проблемам. В отличие от хиппи- движения США, советская неформальная молодёжь не была настроена столь революционно, не видела целью спасти мир от загрязнения и войны, хотя с другой стороны, само по себе их движение было вызовом тоталитарной системе. Находясь под гнётом со стороны правительства и местных неформальных группировок вроде люберов, казанских, челнинских, они всё же смогли обратить внимание общества на себя. В то же время, Система понемногу точила себя изнутри, подвергаясь наркомании и моральному разложению. Тем не менее, Хиппи Советского союза всё же внесли вклад в общество: они были первым молодёжным движением, выступившим против власти, привлекли внимание к свободе слова, благодаря ним стала «налаживаться» информационная связь с Западом: распространялась литература, музыка, одежда и т. п.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|