Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Наркомания. Музыка хиппи США и СССР




Наркомания

Для периода развития субкультуры хиппи характерна «романтизация» наркотиков, что привело к массовой наркомании. Наркотики рекламировались музыкантами, так как каждый из них не мог «творить» без «поддержки» наркотиками, а молодёжь, в свою очередь, видя перед собой своих кумиров, копировали их увлечённость.

Наркотики стали символом хиппи, неразрывным с ними. По мнению автора «Саги о Системе» Евгения Балакирева, «Акцент на употреблении тем или иным творческим деятелем наркотиков (что является глубоко личным делом), является всего лишь разновидностью рекламы. Прямого отношения к искусству это не имеет – это бизнес»[120], тогда как многие музыкальные деятели придерживались того мнения, что наркотики помогают им творить шедевры. Сложился стереотип: «если ты не принимаешь наркотики, ты не настоящий хиппи». Анализируя словарь сленга, как советского, так и американского, основной процент слов составляют определения наркотиков.

Наркомания ведёт к деградации, свидетельством этого является практически полное вырождение этой субкультуры.
Наркотики, употребляемые данной субкультурой делились на два типа: натуральный наркотик (растительный)(марихуана, гашиш), и химический наркотик (например, солидол).

Можно выделить четыре причины принятия веществ:

1.  Стремление «уйти от реальности».

2. Поддержания своего статуса хиппи («все принимают, я тоже должен не отставать»).

3. Иллюзия того, что под веществами лучше вести творческую деятельность.

4. Доступность наркотиков.

В США популяризация ЛСД шла благодаря «духовному наставнику» движения Кену Кизи, который участвовал в Стенфордском Университете в экспериментах, связанных с ЛСД, после чего стал усиленно распространять этот наркотик посредством своих Кислотных тестов- вечеринок «посвящения в хиппи», на которых принимали ЛСД под психоделическую музыку и световое шоу. Также, распространение Кеном Кизи наркомании шло с помощью его знаменитого радужного автобуса, который с 1964 стал своего рода символом эпохи хиппи: хиппи под веществами передвигались по США, устраивая вечеринки. [121]

Анализируя дневник Геннадия Авраменко «Уходили из дома», можно найти список употребляемых наркотиков, которые не встречались в других источниках, возможно, из-за названий, лично употребляемых автором, состоял из [122]:

1. «Каша» из марихуаны

2. «Молоко» (манагуа)- марихуана, сваренная на молоке

3. «Конфеты» - марихуана, то же самое «молоко», только вываренное

4.  «Мулька»

Достать наркотики не было сложной задачей: марихуану могли вырастить сами, многие наркотики в до 80х не считались таковыми и их можно было легко найти в любой аптеке (например, по описанию Авраменко, солутан был в доступности).

Веществами охотное делились, «косяки» и «планы» переходили из рук в руки на тусовках.

Таким образом, «система устремилась по американскому пути, и вскоре превратится в чисто наркотическую субкультуру, попросту в придаток наркобизнеса. В условиях капитализма, несомненно, именно наркотики убьют движение как таковое. Если у большинства пиплов будет повреждён их мозг, то никакой миф им не поможет»[123].

Наркотики несовместимы с идеалами Системы и только полный отказ от их употребления мог бы спасти движение.


 

Музыка хиппи США и СССР

Музыка в большинстве случаев является основополагающей причиной возникновения молодёжных течений. Её влияние на становление движения хиппи следует выделить в отдельную главу, так как в основном благодаря музыке выработались основные черты, взгляды, атрибутика этого движения. Рок-н-ролл для хиппи был своего рода «религией», влияющей на их идеи, мысли и настроения. Трудно представить себе эту субкультуру без песен группы «The Beatles». Если бы не было «Битлов», хиппи в США были бы другими, в свою очередь в СССР тоже это движение имело бы совсем другой характер.
Как и музыку хиппи в СССР, музыкальное течение в США можно разделить на периоды:

1.     Песни ДО хиппи-движения, которые имели влияние на возникновение его в будущем

2.     The Beatles и другие (1960-70гг. )

3.     Преобразование рок-н-ролла в рок (1970-80гг. )

К первому периоды относятся песни, которые возникли до 60х годов, например песня, относящаяся к борьбе за права афроамериканцев, «We shall overcome». У неё было несколько авторов: Сильвия Хортон, Гай Караван, Ли Хейс и Пит Сигер[124], хотя в той же мере её можно считать и «народной» песней, так как музыка была почерпнута из старинной молитвы венецианских моряков, которая позже переросла в рождественский гимн, потом в негритянский spiritual, ставший популярным в негритянских баптистских церквях, а итоговый текст был сложен простым народом[125]. Эту песня была на пике популярности во время движения Мартина Лютера Кинга:

We shall overcome, We shall overcome, We shall overcome some day. For deep in my heart I do believe: We shall overcome someday! We'll walk hand in hand, We'll walk hand in hand, We'll walk hand in hand some day. For deep in my heart I do believe: We shall overcome someday! We shall live in peace, We shall live in peace, We shall live in peace some day. For deep in my heart We shall overcome someday! We are not afraid, We are not afraid, We are not afraid today. For deep in my heart I do believe: We shall overcome someday!     Все преодолеем, Все преодолеем, В мире нет преград для нас! В сердце своем Верим и ждем – К цели мы придем в свой час! Страх для нас неведом, Страх для нас неведом, Смерть грозила нам не раз. В сердце своем Верим и ждем – К цели мы придем в свой час! Мы сплотимся в дружбе, Мы сплотимся в дружбе, Люди всех цветов и рас! В сердце своем Верим и ждем – К цели мы придем в свой час! Мы хотим свободы, Мы хотим свободы, Пламень гнева не угас! В сердце своем Верим и ждем – К цели мы придем в свой час!  

 

Песня «We shall overcome» имела огромное влияние из-за своих пацифистских идей и идей равенства.

Также, огромное влияние на становление и развитие субкультуры хиппи оказали Elvis Presley, Little Richard, Gene Vincent, Ray Charles, Chuck Berry и другие, которые были «создателями» рок-н-ролла, являвшимся «религией» хиппи из-за своей жизнерадостных текстов и мотивов. Все эти исполнители влияли на творчество друг друга, а сам стиль музыки зародился благодаря влиянию блюза.

Ко второму периоду относятся легендарные The Вeatles, которых из-за своей популярности и влияния на молодёжь можно считать основателями хиппи-движения. «Когда в 1964 Beatles прилетели в Америку, это было действительно вторжением новой музыки, нового стиля и новых отношений. Они не только перевернули вверх ногами музыкальный мир своими электрогитарами, своей счастливой гармонией, длинными волосами и поведением, но внезапно и сама музыка стала тем весельем, которое пропало со времен Элвиса»[126].

Молодёжь перенимала их хобби, черты внешнего вида, их идеи любви в текстах, стало популярным увлечение восточной культурой и религиями в связи с поездкой «The Beatles» в Индию в 1965[127], глядя на них стали модными длинные волосы. «Битлы» стали принимать наркотики - вся молодёжь поняла, что если их кумиры так делают, значит это по-настоящему «круто»!

В связи с их увлечением наркотиками и написанием текстов и музыки под их воздействием (например, песня «I am the Walrus»( 1967[128]) наркомания стала развиваться с утроенной силой. Песня « She Loves You»(1663)[129] ( пропагандировала любовь, «Why don’t we do it on the road»(1968)[130]- секс, «Twist and shout»(1963) [131] - рок-н-ролл, что нравилось молодёжи.

Ко второму периоду относятся также не менее известные и влиятельные группы и певцы Jannis Joplin, Jefferson Airplain, Chubbhy Checker, The Byrds, Joe Cocker, Blind Faith, Buffalo Springfield, Creedence Clearwater Revival, Cream, Donovan, Jimi Hendrix, Bob Dylan и многие другие[132]. Имя музыканта и исполнителя Иэна Льюри мало кому знакомо, однако именно ему принадлежит знаменитая фраза «Sex, Drugs, Rock-n-roll», которая стала известной после одноименной песни в 1977 году[133]. Эта фраза являлась слоганом, определяющим стиль жизни хиппи в США.

Третий период включает в себя расцвет рока, к которому относятся такие группы как The Doors, The Rolling Stones, The Beach boys, Led Zeppelin, Grand Funk Railroad, Nazareth, Pink Floyd, Scorpions[134], и т. д

Все перечисленные группы схожи увлечением психоделическим роком, что вызвано в некоторой мере свободным употреблением наркотиков.

Одним их самых главных событий из жизни как американских, так и Советских хиппи являлись музыкальные фестивали.
Первым был фестиваль Be-In, Сан-Франциско в 1967, во время Лета Любви, когда музыка, свобода, любовь и наркотики сделали это лето. «14 января 1967 50. 000 хиппи собрались в Поло Граундз послушать Тимоти Лири, Аллена Гинзберга, Ричарда Алперта (Рам Дасс), Дика Грегори, Джерри Рубина, Лоуренса Ферлингетти и Гари Снайдера говоривших о жизни, любви, просветлении и мире. Рок группы Сан-Франциско The Grateful Dead, The Jefferson Airplane и Quicksilver Messenger Service развлекали толпу. Здесь же были диггеры, бесплатно раздавшие еду, часть которой была с ЛСД»[135]. Это событие собрало вместе политических, духовных, литературных и музыкальных лидеров. 21 июня хиппи устроили концерт «Летнее солнцестояние» в Голден Гейт Парке. 25 июня состоялся первый показ по телевидению песни Битлз “All You Need Is Love”, и 100. 000 детей цветов собрались в Хайт-Эшбери отметить это событие. 1 июля альбом Битлз Sgt. Pepper, на который их вдохновили эксперименты с ЛСД, стал хитом номер один. 7 июля журнал Тайм Мэгезин опубликовал статью «Хиппи: Философия субкультуры». 7 августа Джордж Харрисон со своей женой, Патти, посетили Хэйт. 26 августа альбом Джими Хендрикса “Are You Experienced? ” побил чарты. [136]

Самым известным и важным событием в истории хиппи в США стал знаменитый фестиваль Вудсток в 1969 году (проходивший 16-18 августа) на ферме Макса Ясгура в Безеле, штат Нью-Йорк.

Это событие отметило пик движения хиппи. Туда съехались более 500. 000 хиппи (эти данные показывают приблизительное количество хиппи в США на тот момент[137])! На том фестивали выступили почти все самые выдающиеся музыканты того времени: Jimi Hendrix, The Who, Janis Joplin, Jefferson Airplane, Crosby, Stills и Nash Grateful Dead, Santana, Joe Cocker, Ravi Shankar, Richie Havens, Creedence Clearwater Revival и многие другие. Этот фестиваль стал таким известным не только по своей массовости, но и пот своей атмосфере. После Вудстока проведение музыкальных фестивалей пошло на убыль по двум причинам: в связи с тем, что по настроению, атмосфере и массовости уже ничто не могло с ним сравниться и в связи с инцидентом на концерте The Rolling Stones, когда охраной был убит один из хиппи.
После проводились ещё несколько фестивалей, такие как Rainbow gathering of Living Light (1970)[138], которые проводятся с тех пор каждый год.

На возникновение хиппи в Советском Союзе повлияли два музыкальных жанра: авторская песня и рок-н-ролл. Естественно, первым и самым главным толчком к возникновению рок-н-ролльных групп в СССР были их зарубежные аналоги, тогда как авторская песня не поддавалась иностранному влиянию.
Развитие музыкальной культуры хиппи можно разбить на три периода:

1.  Середина 1950-х -1957 гг. (авторская песня)

2.  1957- конец 60х гг (распространение зарубежного рок-н-ролла и развитие советского аналога).

3. Конец 60х–80х гг. (распространение рока)

В первый период развивалась популярность авторской песни. Авторская песня ­ «песенный жанр, возникший в начале 60-х гг. XX в. Автор стихов и музыки песни является непременным ее исполнителем. В связи с главенствующим значением текста творцами авторской песни являются обычно не музыканты, а поэты»[139]. Отличительной чертой авторской песни является тот факт, что она является уникальным советским явлением, не имеющим аналогов за рубежом. К главным представителям авторской песни относятся А. Галич, В. Высоцкий, Ю. Ким, Ю. Визбор, Т. и С. Никитины, Б. Окуджава. Это жанр музыки являлся также контркультурным, то есть песни содержали в себе явные примеры инакомыслия.
Вот яркий пример «антисоветчины» ( подчёркнута в тексте) в тексте песни Владимира Высоцкого «Случай на шахте» (1967)[140]:

 

Сидели пили вpазнобой " Мадеpy", " Стаpкy", " Звеpобой", И вдpyг нас всех зовyт в забой, до одного: У нас - стахановец, гагановец, Загладовец, - и надо ведь, Чтоб завалило именно его. У нас - стахановец, гагановец, Загладовец, - и надо ведь,  Чтоб завалило именно его.  Он - в пpошлом младший офицеp,  Его нам ставили в пpимеp,  Он был, как юный пионеp - всегда готов, -  И вот он пpямо с коpабля  Пpишел стpане давать yгля, -   А вот сегодня - наломал, как видно, дpов.  Спyстились в штpек, и бывший зек -  Большого pиска человек -  Сказал: " Беда для нас для всех, для всех одна:  Вот pаскопаем - он опять  Hачнет тpи ноpмы выполнять,  Hачнет стpане yгля давать - и нам хана.  Так что, вы, бpатцы, - не стаpаться,  А поpаботаем с пpохладцей -  Один за всех и все за одного".  ... Слyжил он в Таллине пpи Сталине -  Тепеpь лежит заваленный, -  Hам жаль по-человечески его...  

 

Но, тем не менее, авторская песня не была официально запрещена.

Второй период охарактеризован популярностью иностранных рок-н-ролльных групп и развитием советских аналогов. Этот период связан с послесталинской Оттепелью и проведением Международного фестиваля молодёжи и студентов. «Шестой по счёту фестиваль прошёл в 1957 году в Москве. 34 тыс. делегатов из 131 страны впервые смогли познакомиться с условиями учёбы, труда, отдыха и быта советской молодёжи. Около 7 тыс. зарубежных гостей имели возможность посетить ряд городов Советского Союза»[141]. Советская молодёжь узнала о рок-н-ролле.
Ко второму периоду относится становление советских рок-н-ролльных групп, которые подражали, а порой полностью копировали музыку и тексты зарубежных групп, такие как «Rolling stones», «The Beatles». К первым группам данного периода становления рок-н-ролла в СССР были группы: «Авангард»(1966)[142], «Славяне»(1971)[143], «Кочевники»(1969)[144], «Весёлые ребята»(1966)[145], «Поющие гитары»(1966)[146], «Соколы»(1965)[147].

Третий период (конец 60-80е гг. ) включает в себя развитие уже самобытного рока, хотя всё же видно влияние английских рок-группы «Led Zeppelin», «Deep Purple», «Pink Floyd», «Rainbow». С 66 года по 88 стали возникать негласные запреты на организацию концертов, в связи с чем, многие рок-группы должны были переименовываться в ВИА (вокально-инструментальный ансамбль)[148]. Советская власть поняла, что советские музыканты перестают привлекать молодежь, которая охотилась за западными записями. И комсомольские органы решают «приручить» рок-музыку, назвав группы ВИА. В связи с этим, эти группы должны были стать, рок-н-ролльными по форме, но социалистическими по содержанию. К таким группам относились: ВИА «Самоцветы»(1971)[149], «Пламя»(1975)[150], «Сябры»(1973)[151], «Песняры» (1970)[152] и т. д.

Рок имел успех среди хиппи в Советском Cоюзе по трём причинам:

1) Рок выражает протест против сложившейся системы, что явно присутствовала в умах советских молодёжных субкультур.

2) Рок – музыка, основанная на ярких эмоциях и на свободном выражении мыслей и чувств, что являлось одной из идей хиппи-движения.

3) Повышенный интерес к западной культуре.

Советские авторская песня, рок-н-ролл и рок взаимосвязаны и влияли друг на друга, например, солист культовой группы «Машина времени» Андрей Макаревич занимался и авторской песней, и рок-н-роллом, в отличие от многих групп, не копируя и не подражая иностранным коллективам, а деятельность Владимира Высоцкого имела огромное влияние на рок-группы, в то время как рок-н-ролл преобразовался в рок. Рок-н-ролл стал преобразовываться в рок в связи с тем, что недовольная молодёжь нуждалась в более экспрессивной музыке, отображающей их чувства и настроения, поэтому жизнерадостный рок-н-ролл стал перерождаться в более тяжёлую музыку. Абсолютно самобытными группами была также группа «Воскресенье». Также, помимо авторской песни, рока, рок-н-ролла можно выделить ещё подгруппу рока «андерграунд». «Андерграунд - художественные направления в современном искусстве (в музыке, литературе, кино, изобразительном искусстве и др. ). Для андерграунда характерны разрыв с господствующей идеологией, отказ от общепринятых ценностей, норм, от социальных и художественных традиций, нередко эпатаж публики, бунтарство»[153]. Самыми известными представителями советского рока стали Виктор Цой (группа «Кино»), Константин Кинчев (группа «Алиса»), Юрий Шевчук (группа «ДДТ), Егор Летов (гр. «Гражданская оборона»), Леонид Фёдоров (гр. «Аукцион»), которые стали символами контркультуры, так как они пели (и некоторые до сих пор поют) про неприукрашенную реальность, что являлось протестом против цензуры. В то же время, Летова и Цоя можно также отнести и к андерграунду из-за антисоветских текстов.

По песне «Мама-анархия» группы Кино можно судить о том, как музыка отражала накалившуюся обстановку 1986 года и влияла на мысли и настроения в молодёжной субкультуре. Эта песня была написана уже во время перестройки и Виктор Цой уже мог не боятся быть арестованным за столь революционные песни:

Солдат шел по улице домой

И увидел этих ребят.

" Кто ваша мама, ребята? " -

Спросил у ребят солдат.

    

" Мама - анархия,

Папа - стакан портвейна! "

" Мама – анархия,

Папа - стакан портвейна! "

 

Все они в кожаных куртках,

Все они большого роста.

Хотел солдат пройти мимо,

Но это было не просто.

 

Довольно веселую шутку

Сыграли с солдатом ребята:

Раскрасили красным и синим,

Заставляли ругаться матом. [154]

Или песня «Всё идёт по плану»[155] Егора Летова (1988), которая была так популярна среди хиппи, была абсолютно антисоветской:

 

Границы ключ переломлен пополам,
А наш батюшка Ленин совсем усоп,
Он разложился на плесень и на липовый мёд,
А перестройка все идёт и идёт по плану,
А вся грязь превратилась в голый лёд.
И всё идёт по плану.
А моя душа захотела на покой,
Я обещал ей не участвовать в военной игре,
Но на фуражке на моей серп и молот и звезда,
Как это трогательно серп и молот и звезда,
Лихой фонарь ожидания мотается,
И всё идёт по плану...
Всё идёт по плану...

А моей женой накормили толпу,
Мировым кулаком растоптали ей грудь,
Всенародной свободой растерзали ей плоть,
Так закопайте ж её во Христе! Ведь

Всё идёт по плану...
Всё идёт по плану...

Один лишь дедушка Ленин хороший был вождь,
А все другие остальные такое дерьмо,
А все другие враги такие дураки,
Над родною над отчизной бесноватый снег шёл,
Я купил журнал Корея там тоже хорошо,
Там товарищ Ким Ир Сен, там тоже что у нас,
Я уверен что у них тоже самое

И всё идёт по плану...
Всё идёт по плану...

А при коммунизме все будет заебись,
Он наступит скоро, надо только подождать,
Там все будет бесплатно, там всё будет в кайф,
Там наверное вообще не надо будет умирать,

 

Огромное влияние на контркультуру в СССP имели группы «Аквариум» и «Машина времени».

Поскольку лидер группы «Аквариум» Борис Гребенщиков увлекался буддизмом и эзотерикой, это элемент культуры американских хиппи также распространился и на советских. Музыка «Аквариума» была своего рода революцией, так как строилась абсолютно не по установленным канонам, эта группа любила эксперименты. Этот музыкальный коллектив полюбился тем, что сочетал в себе и англоязычные тексты, что так нравилось советской молодёжи, так как «приближало» их к западу (например, их альбомы «Radio silence»(1988)[156]), писал песни, «хулиганские» по смыслу (песни «Старик Козлодоев», «Козлы»), что естественно нравилось хиппи, так как показывает некую свободу выражения мысли), критикует государство. К такому рода песен, высказывающим свою отношение к власти, относится песня «Поезд в огне» (1987)[157]:

Полковник Васин приехал на фронт

Cо своей молодой женой.

Полковник Васин собрал свой полк

И сказал им: " Пойдем домой.

Мы ведем войну уже семьдесят лет.

Мы считали, что жизнь это бой,

Но по новым данным разведки

Мы воевали сами с собой".

" Я видел генералов -

Они пьют и едят нашу смерть.

Их дети сходят с ума то того,

Что им нечего больше хотеть.

А земля лежит в ржавчине.

Церкви смешались с золой

И если мы хотим, чтобы было куда вернуться -

То время вернуться домой".

Этот поезд в огне и нам не на что больше жать.

Этот поезд в огне и нам некуда больше бежать.

Эта земля была нашей, пока мы не увязли в борьбе.

Она умрет, если будет ничьей, пора вернуть эту землю себе.

 

Одними из самых важных событий в жизни как американских, так и советских хиппи были музыкальные фестивали, целью проведения которых было не только выступление любимых музыкальных групп, но и «свобода», а именно: свобода общения с собратьями, приехавшими из других городов и республик, свободная любовь и наркотики.
Самым первым музыкальным фестивалем хиппи в СССР был фестиваль в Каменске-Уральске 18 декабря 1966 года. «Пять рок-коллективов собрались тогда во дворце культуры «Юность», чтобы исполнить хиты группы «Битлз» и песни собственного сочинения – открыто и с большой сцены. Тогда, в шестидесятые, это было неслыханной дерзостью»[158], - по словам Владимира Прокина (организатора того фестиваля). Также, прошли крупные рок-фестивали такие как «Литуаника» (Вильнюс 1985-89[159]), «Подольск» (1987), «СыРок», «Серебряные струны» (Горький, 1970-89[160])[161]. Последним был фестиваль «Монстры рока СССР», проведённый в 1990 году в Череповце[162]. Илона Соколова в интервью рассказала о том, что фестивали устраивала Московская рок-лаборатория. (открытая в 1985 году[163] и позволившая столичным группам легализовать свою деятельность). «Она располагалась в Старопанском переулке. Но в основном все же были легендарные " квартирники" - более-менее тихие междусобойчики в квартирах, куда звали друзей и подруг. Квартирники играли практически все звезды. » Помимо квартирников, устраивались концерты, например, «самым известным местом выступления рок-групп 70-х в Москве стал ДК «Энергетик» МЭИ, в котором на одном из концертов вынесли чугунные ворота и вызывали конную милицию для наведения порядка, в то время как хиппи подкармливали лошадей сахаром, «случайно завалявшимся в карманах»»[164].

В 1981 году был открыт Ленинградский рок-клуб, «первый рок-клуб в СССР (под тихим надзором КГБ). Благодаря рок-клубам, у рок-групп впервые появилась возможность легально записываться и давать концерты, а у властей - держать рокеров, хиппи и другие субкультуры под наблюдением»[165].

Также, Илона Александровна назвала места фестивалей и просто коммун в Киеве, Львове и Риге, а Геннадий Авраменко называет в этом числе ещё и «Таллин, «Казюкас» в Вильнюсе, остальные крымские, ну карпатский Шипот ещё (конец 80х гг)»[166].

В числе этих групп, популярными, по словам Геннадия Авраменко, были: Летов, Янка, «Калинов Мост», «Кино», «Кондратий», «Безобразная Эльза», «Умка», «Удачное приобретение» (на рубеже 1980-х – 1990-х гг. ). [167]

Музыка также была способом заработка для многих представителей субкультуры: играя на улице и по электричкам можно было легко заработать себе на пропитание на день. Помимо зарабатывания игрой на гитаре, хиппи промышляли попрошайничеством.

Музыка имела огромное влияние на сознание хиппи. Благодаря ей выражались основные идеи и мысли этой контркультуры, протест против политики государства, против сложившихся общественных устоев, она создавала настроение и влияла на мысли молодёжи. Использование сленга хиппи в песнях сближало группы с их фанатами и делало своё влияние ещё больше. Если бы не было музыки, изначально групп The Beatles, Rolling Stones и Janis Joplin, не сложилось бы хиппи-движение в США в таком виде, как оно было, а если бы их не было в США, не было бы подобной субкультуры в Советском Союзе.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...