«Реакции ионного обмена». Порядок выполнения работы. Реакции, идущие с образованием осадка. Реакции, идущие с выделением газа
«Реакции ионного обмена» Цель: экспериментальное подтверждение знаний об условиях протекания реакций ионного обмена до конца, выработка умений по составлению ионных уравнений реакций. Порядок выполнения работы Оборудование и реактивы: штатив с пробирками, растворы сульфата меди (II), сульфата алюминия, гидроксида натрия, нитрата бария, сульфида натрия, карбоната натрия, серной кислоты, хлорида железа (III), фенолфталеина. Реакции, идущие с образованием осадка Опыт №1 Налейте в пробирку 1-2 мл раствора сульфата меди (II) и добавьте немного раствора гидроксида натрия. Запишите наблюдения: ____________________________________________ Составьте уравнение реакции в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Вывод: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Опыт №2. Налейте в пробирку 1-2 мл раствора сульфата алюминия и добавьте немного раствора нитрата бария. Запишите наблюдения: ____________________________________________ Составьте уравнение реакции в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Вывод: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Реакции, идущие с выделением газа Опыт №3 Налейте в пробирку 1-2 мл раствора сульфида натрия и добавьте столько же раствора серной кислоты. Запишите наблюдения: ____________________________________________
Составьте уравнение реакции в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Вывод: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Опыт № 4 Налейте в пробирку 1-2мл раствора карбоната натрия и добавьте столько же раствора серной кислоты. Запишите наблюдения: __________________________________________ Составьте уравнение реакции в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Вывод: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Реакции, идущие с образованием малодиссоциирующего вещества. Опыт №5 Налейте в пробирку 1-2 мл раствора гидроксида натрия и добавьте две-три капли фенолфталеина. Затем прилейте раствор серной кислоты. Запишите наблюдения: ____________________________________________ Составьте уравнение реакции в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Вывод: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Экспериментальные задания. Растворить образовавшийся в опыте № 1 осадок, и записать при этом происходящие реакции в молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде: Запишите наблюдения: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Составьте уравнение реакции в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Контрольные вопросы 1. Какие реакции называются ионными? 2. В каких случаях реакции ионного обмена протекают до конца? 3. В каком направлении протекают реакции ионного обмена? 4. Объясните, почему в опытах №1 и №2 образовались осадки? 5. Объясните, почему в опытах №3 и №4 выделились газообразные вещества? 6. Какими еще кислотами можно было подействовать на растворы сульфита натрия и карбоната натрия (в опытах №3 и №4), чтобы получить аналогичные результаты? 7. Объясните, почему в опыте №5 произошло обесцвечивание? Как называется реакция между щелочью и сильной кислотой? 8. В каких случаях реакции ионного обмена в растворах электролитов являются необратимыми? 9. В каких случаях реакции ионного обмена в растворах электролитов являются обратимыми? 10. В каких случаях реакции ионного обмена в растворах электролитов не протекают? 12. Формулы каких веществ в ионных уравнениях записывают в виде ионов? 13. Формулы каких веществ в ионных уравнениях записывают в виде молекул? Литература Ерохин Ю. М. «Химия» Москва: Академа, 2005г. Гл 6, стр. 74 - 80. Лабораторное занятие №2 «Испытание растворов солей индикаторами. Гидролиз солей» Цель: отработка практических навыков определения среды раствора соли, составления уравнений реакций гидролиза солей по первой стадии. Теория Вода по отношению к веществам может быть растворителем, реагентом. В том случае, когда вода выступает средой реакции и реагентом, говорят о процессе гидролиза. Гидролиз солей - реакция обменного взаимодействия соли с водой, в результате которой образуется слабый электролит. При гидролизе, как правило, степени окисления элементов сохраняются, на основании чего и составляются уравнения гидролиза: МAn + HOH = MOH + HАn Соль основание кислота Гидролизу не подвергаются: 1) соли, нерастворимые в воде; 2) растворимые соли, образованные сильной кислотой и сильным основанием.
(Например, NaCl, K2SО4, LiNО3, BaBr2, CaI2 и т. д. ). Гидролизу подвергаются: 1) растворимые соли, в состав которых входит хотя бы один слабый ион (Na2C03, CuS04, NH4F и т. д. ).
Это обратимый гидролиз.
2) Соли, напротив которых в таблице растворимости стоит прочерк, необратимо гидролизируются: Al2S3+ 6Н2О ® 2Al(OH)3¯ + 3H2S При составлении уравнений обратимого гидролиза по первой стадии следует придерживаться следующего алгоритма: Образец №1. Соль образована слабой кислотой и сильным основанием 1. Записать уравнение диссоциации соли. Na2CО3 Û 2Na+ + CО32- слабый анион 2. Выбрать слабый ион: катион или анион. 3. Записать его взаимодействие с водой. CО32- + Н+ОН- Û НСО3 - +ОН- 4. Определить среду раствора: ОН- - щелочная среда, Н+ - кислая среда, отсутствие Н+ и ОН- нейтральная. Это случай гидролиза по аниону. Образец №2. Соль образована сильной кислотой и слабым основанием 1. Записать уравнение диссоциации соли. FeCl3 Û Fe3+ +3Cl - слабый катион 2. Выбрать слабый ион: катион или анион. 3. Записать его взаимодействие с водой. Fe3+ + Н+ОН- Û Fe ОН2++Н+ 4. Определить среду раствора кислая Это случай гидролиза по катиону.
Если соль образована слабой кислотой и слабым основанием (например, NH4NO2), то проходит гидролиз и по катиону и по аниону.
Гидролиз солей, образованных многоосновными кислотами и многокислотными основаниями идет ступенчато. Каждая последующая стадия идет в меньшей степени, чем предыдущая. Порядок выполнения работы Оборудование и реактивы: штатив с пробирками; универсальная индикаторная бумажка, растворы солей сульфата натрия, нитрата меди (II), сульфида натрия.
Задание №1 Испытание растворов солей индикатором. Налейте в пробирку немного раствора каждой соли, а затем испытайте действие растворов этих солей на универсальной индикаторной бумажке. Занесите данные в таблицу, укажите среду раствора знаком «+».
Сделайте вывод: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Задание №2. Напишите уравнения реакций гидролиза соли, раствор которой имел кислую среду. 1 стадия: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание №3. Напишите уравнения реакций гидролиза соли, раствор которой имел щелочную среду. 1 стадия: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Контрольные вопросы 1. Что называется гидролизом соли? 2. В чем сущность гидролиза солей? 3. Какие соли подвергаются гидролизу? 4. Какие соли гидролизуются по аниону? Почему? Приведите примеры таких солей.
5. Какие соли гидролизуются по катиону? Почему? Приведите примеры таких солей. 6. Какие соли гидролизуются и по катиону и по аниону? Приведите примеры таких солей. 7. Для каких солей гидролиз протекает необратимо? Приведите примеры таких солей. 8. Какие соли не гидролизуются? Почему? 9. Какие соли гидролизуются ступенчато? Приведите примеры таких солей. Литература Ерохин Ю. М. «Химия» Москва: Академа, 2003г. Гл 6, стр. 82 - 85.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|