Основные принципы и методы оценки стоимости предприятия
Можно выделить три группы взаимосвязанных принципов оценки: 1. принципы, основанные на представлениях собственника; 2. принципы, связанные с эксплуатацией собственности; 3. принципы, обусловленные действием рыночной среды. Принципы оценки отражают основные закономерности поведения субъектов рыночной экономики. В реальной жизни целый ряд факторов может исказить их действие. Например, государственное вмешательство иногда не дает правильной картины реализации тех или иных принципов оценки. Несовершенство рыночных отношений, характерное для этапа перехода к рыночной экономике, еще больше деформирует действие принципов оценки. По этим причинам принципы оценки лишь отражают тенденцию экономического поведения субъектов рыночных отношений, а не гарантируют определенного поведения. Вместе с тем по мере развития в нашей стране рыночных отношений действие объективных принципов оценки бизнеса будет усиливаться. Рассмотрим первую группу принципов. Ключевым критерием стоимости любого объекта собственности является его полезность. Бизнес обладает стоимостью, если может быть полезен реальному или потенциальному собственнику. Полезность для каждого потребителя индивидуальна, но качественно и количественно определена во времени и стоимости. Однако как общую полезность объекта для собственника в рыночной экономике можно выделить его способность приносить доход. Полезность бизнеса — это его способность приносить доход в конкретном месте и в течение данного периода. Чем больше полезность, тем выше величина оценочной стоимости. Принцип полезности заключается в том, что, чем больше предприятие способно удовлетворять потребность собственника, тем выше его стоимость.
С точки зрения любого пользователя, оценочная стоимость предприятия не должна быть выше минимальной цены на аналогичное предприятие с такой же полезностью. Кроме того, за объект не разумно платить больше, чем может стоить создание нового объекта с аналогичной полезностью в приемлемые сроки. И еще один аспект применения принципа полезности: Можно выделить еще один методологический принцип оценки стоимости предприятия — это принцип замещения. Он определяется следующим образом: максимальная стоимость предприятия определяется наименьшей ценой, по которой может быть приобретен другой объект с эквивалентной полезностью. Из принципа полезности вытекает еще один принцип оценки — принцип ожидания, или предвидения. Принцип ожидания заключается в определении текущей стоимости дохода или других выгод, которые могут быть получены в будущем от владения данным предприятием. Вторая группа принципов оценки обусловлена эксплуатацией собственности и связана с представлением производителей. Доходность любой экономической деятельности определяется четырьмя факторами производства: землей, рабочей силой, капиталом и управлением. Доходность бизнеса — это результат действия всех четырех факторов, поэтому стоимость предприятия как системы определяется на основе оценки дохода. Для оценки предприятия нужно знать вклад каждого фактора в формирование дохода предприятия. Отсюда следует принцип вклада, который сводится к следующему: включение любого дополнительного актива в систему предприятия экономически целесообразно, если получаемый прирост стоимости предприятия больше затрат на приобретение этого актива.[7] Изменение того или иного фактора производства может увеличивать или уменьшать стоимость объекта. Из этого важного положения экономической теории вытекает еще один принцип оценки бизнеса, содержание которого можно свести к следующему: по мере добавления ресурсов к основным факторам производства чистая отдача имеет тенденцию увеличиваться быстрее темпа роста затрат, однако после достижения определенной точки общая отдача хотя и растет, однако уже замедляющимися темпами. Это замедление происходит до тех пор, пока прирост стоимости не станет меньше, чем затраты на добавленные ресурсы. Этот принцип базируется на теории предельного дохода и называется принципом предельной производительности.
Предприятие — это система, одной из закономерностей развития и существования которой является сбалансированность, пропорциональность ее элементов. Наибольшая эффективность предприятия достигается при объективно обусловленной пропорциональности факторов производства. Различные элементы системы предприятия должны быть согласованы между собой по пропускной способности и другим характеристикам. Добавление какого-либо элемента в систему, приводящее к нарушению пропорциональности, приводит к росту стоимости предприятия. Итак, при оценке стоимости предприятия необходимо учитывать принцип сбалансированности (пропорциональности), согласно которому максимальный доход от предприятия можно получить при соблюдении оптимальных величин факторов производства. Одним из важных моментов действия данного принципа является соответствие размеров предприятия потребностям рынка. Так, если предприятие является слишком большим для удовлетворения потребностей рынка, то его эффективность падает, особенно если затруднена доставка ресурсов или товаров. Третья группа принципов напрямую обусловлена действием рыночной среды. Ведущим фактором, влияющим на ценообразование в рыночной экономике, является соотношение спроса и предложения. Если спрос и предложение находятся в равновесии, то цены остаются стабильными и могут совпадать со стоимостью, особенно в условиях современного рынка. Если рынок предлагает незначительное число прибыльных предприятий, т. е. спрос превышает предложение, то цены на них могут превысить их стоимость. Если на рынке имеет место избыток предприятий-банкротов, то цены на их имущество окажутся ниже реальной рыночной стоимости.
В долгосрочном аспекте спрос и предложение являются относительно эффективными факторами в определении направления изменения цен. Но в короткие промежутки времени факторы спроса и предложения могут и не иметь возможности эффективно работать на рынке имущества предприятий. Рыночные искажения могут быть следствием монопольного положения собственников. Кроме того, на этот рынок могут влиять государственные механизмы контроля. Например, органы власти могут установить контроль над продажей предприятий Как уже отмечалось, полезность определена во времени и пространстве. Рынок учитывает эту определенность прежде всего через цену. Если предприятие соответствует рыночным стандартам, характерным в конкретное время для данной местности, то цена на него будет колебаться вокруг среднерыночного значения; если же объект не соответствует требованиям рынка, то это, как правило, отражается через более низкую цену на данное предприятие. С действием такой закономерности связан другой принцип — принцип соответствия, согласно которому предприятия, не соответствующие требованиям рынка по оснащенности производства, технологии, уровню доходности и т. д., скорее всего будут оценены ниже среднего. С принципом соответствия связаны принципы регрессии и прогрессии. Регрессия имеет место, когда предприятие характеризуется излишними применительно к данным рыночным условиям улучшениями. Рыночная цена такого предприятия, вероятно, не будет отражать его реальную стоимость и будет ниже реальных затрат на его формирование. Прогрессия имеет место, когда в результате функционирования соседних объектов, например, объектов, обеспечивающих улучшенную инфраструктуру, рыночная цена данного предприятия скорее всего окажется выше его стоимости.[8] На ценообразование влияет конкуренция. Если отрасль, в которой действует предприятие, приносит избыточную прибыль, то в свободной рыночной экономике в эту область пытаются проникнуть и другие предприниматели. Это увеличит предложение в будущем и снизит норму прибыли. В настоящее время многие российские предприятия получают сверхприбыли только в результате своего монополистического положения, и по мере обострения конкуренции их доходы будут заметно сокращаться. Отсюда следует, что при оценке стоимости предприятий необходимо учитывать степень конкурентной борьбы в данной отрасли в настоящее время и в будущем. Содержание принципа конкуренции сводится к следующему: если ожидается обострение конкурентной борьбы, то при прогнозировании будущих прибылей данный фактор можно учесть либо за счет прямого уменьшения потока доходов, либо путем увеличения фактора риска, что опять же снизит текущую стоимость будущих доходов.
Стоимость бизнеса определяется не только внутренними факторами, но во многом — внешними. Стоимость предприятия, его имущества в значительной мере зависит от состояния внешней среды, степени политической и экономической стабильности в стране. Существует три основных подхода к оценке стоимости бизнеса: - доходный подход; - затратный (имущественный) подход в оценке бизнеса; - рыночный (сравнительный) подход в оценке стоимости компании. Доходный подход Оценка бизнеса с применением методов доходного подхода осуществляется на основе доходов компании, тех экономических выгод, которые получает собственник от владения бизнесом. Оценка бизнеса с применением методов доходного подхода основана на принципе, что потенциальный покупатель не заплатит за долю в бизнесе больше, чем она может принести доходов в будущем. Приведение будущих доходов к текущей стоимости на дату проведения оценки основано на концепции изменения стоимости денег во времени, согласно которой доход, полученный в настоящий момент времени, имеет для инвестора большую ценность, чем такой же доход, который будет получен в будущем. Применение методов доходного подхода является обязательным в случае оценки бизнеса, приносящего прибыль. Основными источниками, используемыми для оценки стоимости бизнеса методами доходного подхода, являются: 1. Бухгалтерская отчетность, аудиторские заключения, данные бухгалтерского учета, в том числе, информация о размера выплачиваемых обществом дивидендов, информация о реализуемых инвестиционных проектах, прочая информация о финансовых и производственных показателях компании за прошедшие отчетные периоды. 2. Бизнес планы, а также другие документы компании по планированию и прогнозированию финансовых и производственных показателей. 3. Результаты анкетирования и проведения интервью с руководством, администрацией компании, ответы компании на запросы оценщика.
4. Информация об экономической ситуации и тенденциях развития отрасли (отраслей), к которым относится оцениваемая компания. 5. Информация об экономической ситуации и тенденциях развития региона (регионов), в которых расположена оцениваемая компания. 6. Информация о рисках, связанных с деятельностью компании. 7. Информация о котировках акций и изменчивости курса акций оцениваемой компании, предприятий отрасли, к которой принадлежит оцениваемая компания и фондового рынка в целом. 8. Информация о макроэкономической ситуации в экономике и тенденциях ее развития. Оценка бизнеса методами доходного подхода предполагает проведение следующих основных процедур: · подготовка финансовой отчетности оцениваемой компании, в частности актуализация и нормализация отчетности; · прогнозирование на основе анализа финансового состояния компании, показателей дохода и затрат компании; · расчет ставки дисконтирования или коэффициента капитализации в зависимости от выбранного метода и показателя дохода; · расчет стоимости бизнеса путем приведения будущих доходов в стоимость на дату проведения оценки, используя методы дисконтирования или капитализации; При проведении оценки бизнеса методами доходного подхода должны быть соблюдены следующие условия: 1. Ожидаемая величина показателя дохода должна определяться исходя из прошлых результатов деятельности компании, перспектив ее развития, а также отраслевых и общеэкономических факторов. 2. Используемая ставка дисконтирования или капитализации должна соответствовать выбранному показателю дохода компании, в частности: · ставка дисконтирования или капитализации должна учитывать структуру капитала, инвестированного в бизнес · для номинального показателя дохода (выраженного в текущих ценах) и для реального показателя дохода (с учетом изменения цен) должны быть использованы соответствующие ставки дисконтирования.[9] Доходный подход включает в себя следующие методы: - метод дисконтирования денежных потоков; - метод капитализации дохода. Практический аспект применения метода дисконтирования денежных потоков в России состоит в том, что в теории основное преимущество данного метода заключается в оценке обоснованной стоимости (внутренней). Исходя из таких фундаментальных факторов, как генерируемые бизнесом денежные потоки на имеющиеся активы; перспективы роста денежных потоков в будущем; риск, отражающий неопределенность, связанную с будущими денежными потоками. Поэтому даже если в данный момент рынок ошибается в оценке стоимости конкретного предприятия, то со временем (как только учтет все фундаментальные факторы) он скорректирует ее до уровня обоснованной стоимости. Методкапитализации применяется в том случае, когда будущие чистые доходы или денежные потоки приблизительно будут равны текущим или темпы их роста будут умеренными и предсказуемыми. Суть метода заключается в том, что определяется величина ежегодного дохода и соответствующая этому доходу ставка капитализации, на основе которых рассчитывается цена компании. Данный метод определяет поток дохода и преобразует его в текущую стоимость путем применения нормы капитализации. Стоимость определяется как отношение чистого дохода к норме прибыли (капитализации). Метод капитализации чистого дохода не учитывает стоимость материальных и нематериальных активов. Он измеряет эффективность использования всех активов с точки зрения их способности производить доход. Оценщик дает заключение о динамике дохода и выбирает норму капитализации. Чем более обоснованны значения для денежного потока и норма капитализации, тем больший вес будет иметь для потенциального покупателя оценка, полученная данным методом. Затратный (имущественный) подход в оценке бизнеса Оценка стоимости бизнеса с применением методов затратного подхода осуществляется исходя из величины тех активов и обязательств, которые приобрела компания за период своего функционирования на основе принципа замещения. Актив не должен стоить больше затрат на замещение его основных частей. Активы и обязательства компании в рамках затратного подхода принимаются к расчету по рыночной стоимости. Определение иной стоимости актива или обязательства, если договором или в нормативном правовом акте не установлено иное, должно быть аргументировано оценщиком. Затратный подход в оценке стоимости компании рассматривает стоимость компании с точки зрения понесенных издержек. Базовой формулой в затратном подходе является: Собственный капитал = Активы - Обязательства[10] (1.1) Основными источниками информации, используемыми в рамках затратного подхода, являются: 1. Бухгалтерская отчетность компании; 2. Данные синтетического и аналитического учета компании; 3. Данные о текущей рыночной (или иной - в соответствии с базой оценки) стоимости материальных активов компании; 4. Данные о текущей рыночной (или иной - в соответствии с базой оценки) стоимости финансовых вложений компании; 5. Данные о текущей величине обязательств компании; 6. Данные о текущей рыночной (или иной - в соответствии с базой оценки) стоимости (доходности) нематериальных активов компании; 7. Прочая информация о рыночной или иной стоимости активов, обязательств, вещных и иных прав и обязанностей компании. Неиспользование какого-либо из указанных источников информации должно быть аргументировано оценщиком. Оценка стоимости бизнеса затратным подходом предполагает наличие следующих основных процедур: · анализ бухгалтерского баланса на дату оценки. · сбор информации о рыночной стоимости активов и обязательств компании. · определение рыночной (или иной - в соответствии с базой оценки) стоимости материальных активов компании. · определение рыночной (или иной - в соответствии с базой оценки) стоимости финансовых вложений компании. · определение рыночной (или иной - в соответствии с базой оценки) стоимости нематериальных активов компании, включая интеллектуальную собственность. · определение рыночной стоимости обязательств компании. · определение стоимости компании (бизнеса) как разницы между суммарными стоимостями его активов и обязательств. В рамках указанных процедур оценщик оценивает: · активы и обязательства компании, отражаемые на балансе компании, · обременение активов компании, · деловую репутацию компании и прочие нематериальные активы, не отраженные в балансе; · вещные, прочие права компании; · обязанности, связанные с обеспечением исполнения обязательств; · другие активы, права, обязательства и обязанности, не отраженные в бухгалтерском балансе. В случае если стоимость актива, права, обязательства или обязанности является незначительной, оценщик имеет право не осуществлять их оценку. Основными методами затратного подхода являются: 1. Метод чистых активов. 2. Метод ликвидационной стоимости. В отношении метода чистых активов применяются все общие правила оценки стоимости бизнеса, установленные для методов затратного подхода. Расчет стоимости бизнеса по методу чистых активов проводится для следующих категорий компаний: · компании, находящиеся в состоянии прекращения деятельности; · компании, находящиеся в состоянии перепрофилирования; · компании, находящиеся в состоянии банкротства; Основным достоинством данного метода является то, что он основывается на конкретных активах, которые находятся в собственности компании. Серьезным недостатком является то, что в расчетах не присутствуют ожидаемые и будущие результаты деятельности оцениваемого бизнеса. Метод ликвидационной стоимости применяется для компаний, где наиболее ценными являются финансовые либо нематериальные активы. Причем последние оцениваются по своей совокупной ценности методом «избыточных прибылей», который предполагает капитализацию тех прибылей компании, которые не могут быть объяснены присущей отрасли рентабельностью активов и, следовательно, порождаются конкурентными преимуществами, воплощенными в уникальной совокупности нематериальных активов компании. Рыночный (сравнительный) подход в оценке стоимости компании Оценка стоимости бизнеса с применением методов сравнительного подхода проводится путем сравнения (сопоставления) объекта оценки с аналогичными объектами, в отношении которых имеется информация о ценах сделок с ними, или с ценами ранее совершенных сделок с объектом оценки. Источниками информации о ценах сделок с аналогичными объектами являются, прежде всего: · данные о ценах сделок с акциями и другими ценными бумагами, совершаемых на открытых фондовых рынках (на биржах и в системах открытой электронной внебиржевой торговли) в случае если объект такой сделки не предоставляет его владельцу какие-либо полномочия контроля; · данные о ценах сделок с акциями и другими ценными бумагами, долями (вкладами) в уставных (складочных) капиталах, в случае если объект такой сделки предоставляет его владельцу все или некоторые полномочия контроля; · данные о ценах сделок в форме слияний, присоединений (поглощений) или продажи компании (бизнеса) в целом; В зависимости от наличия и доступности информации, характеристик объекта оценки, предмета и условий предполагаемой сделки с объектом оценки в рамках сравнительного подхода оценщиком применяются следующие методы: · метод рынка капитала (метод компании-аналога); · метод сделок; · метод отраслевых коэффициентов. Метод рынка капитала основан на рыночных ценах акций сходных компаний. Предполагается, что инвестор, действуя по принципу замещения (или альтернативной инвестиции), может инвестировать либо в эти компании, либо оцениваемую. Этот метод основывается на финансовом анализе оцениваемой и сопоставимых компаний. При отборе компаний-аналогов учитываются следующие признаки сопоставимости: 1. тождество производимой продукции; 2. тождество объема и качество производимой продукции; 3. идентичность изучаемых периодов; 4. тождество стадий развития компаний (например, стадий роста или упадка) и размеров производственной мощности; 5. сопоставимость стратегий развития компаний; 6. равная степень учета климатических и территориальных различий и особенностей; 7. сопоставимость финансовых характеристик компании; Важная составляющая часть оценки по данному методу – анализ финансового положения компаний и сопоставление. Финансовая информация может быть получена оценщиком как по публикациям в периодической печати, так и на основании письменного запроса либо непосредственно на компании в ходе собеседования. Система аналитических показателей и критериев сравнения, используемых при анализе финансового положения компании, также как и методология оценки стоимости компании в целом, зависит от цели и функции оценки. Метод сделок – частный случай метода рынка капитала, основан на анализе цен купли-продажи контрольных пакетов акций компаний-аналогов, или анализе цен приобретений компаний целиком. Цена акций принимается по результатам сделок на мировых фондовых рынках. В основе этого метода лежит определение мультипликаторов на базе финансового анализа и прогнозирования. Финансовый анализ и сопоставление показателей осуществляется так же, как и в методе рынка капитала. Главное отличие метода сделок (продаж) от метода рынка капитала заключается в то, что первый определяет уровень стоимости контрольного пакета акций, позволяющего полностью управлять компанией, тогда как второй определяет стоимость компании на уровне неконтрольного пакета. Этот метод нацелен на определение стоимости оцениваемой компании в расчет на приобретение крупных ее долей. Иначе говоря, он дает оценку рассматриваемой компании глазами ее нового хозяина с учетом «премии за контроль», которая содержится в цене одной акции, если она приобретается в составе крупной доли компании. Как и в методе рынка капитала, при использовании данного метода необходимо вносить поправки к стоимости компании, полученной с помощью мультипликаторов, на неоперационные активы, на избыток (недостаток) собственных средств, на страховой риск. Метод отраслевых коэффициентов заключается в том, что на основе анализа практики продажи бизнеса той или иной отрасли выводится определенная зависимость между ценой продажи и каким-то показателем. Этот метод в основном используется для оценки малых компаний и носит вспомогательный характер. Источником информации являются, как правило, данные специализированных отраслевых исследований (обзоров), составленных на основе анализа не менее чем половины компаний данной отрасли, сопоставимых по размеру с оцениваемой.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|