Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Направления оптимизации финансового состояния ООО «Светресурс»




 

Анализ, проведенный во второй главе работы, показал, что ООО «Светресурс» на текущий момент является неплатежеспособным и неликвидным, финансово устойчиво, но с тенденцией к снижению, поэтому дальнейшая работа должна быть направлена на разработку рекомендаций по финансовой стабилизации исследуемого предприятия

Основная роль в системе антикризисного управления отводится широкому использованию внутренних механизмов финансовой стабилизации. Это связано с тем, что успешное примененное этих механизмов позволяет не только снять финансовый стресс угрозы банкротства, но и в значительной мере избавить предприятие от зависимости использования заемного капитала, ускорить темпы его экономического развития. Финансовая стабилизация предприятия в условиях кризисной ситуации последовательно осуществляется по таким основным направлениям:

- повышение платежеспособности. В какой бы степени не оценивался по результатам финансового масштаб кризисного состояния предприятия, наиболее неотложной задачей в системе мер финансовой его стабилизации является восстановление способности к осуществлению платежей по своим неотложным финансовым обязательствам с тем, чтобы предупредить возникновение процедуры банкротства;

- повышение финансовой устойчивости (финансового равновесия). Хотя платежеспособность предприятия может быть повышена в течение короткого периода за счет осуществления ряда аварийных финансовых операций, причины, генерирующие неплатежеспособность, могут оставаться неизменными, если не будет восстановлена до безопасного уровня финансовая устойчивость предприятия. Это позволит устранить угрозу банкротства не только в коротком, но и в относительно более продолжительном промежутке времени;

- обеспечение финансового равновесия в длительном периоде. Полная финансовая стабилизация достигается только тогда, когда предприятие обеспечило длительное финансовое равновесие в процессе своего предстоящего экономического развития, т.е. создало предпосылки стабильного снижения стоимости используемого капитала и постоянного роста своей рыночной стоимости. Эта задача требует ускорения темпов экономического развития на основе внесения определенных корректив в отдельные параметры финансовой стратегии предприятия. Скорректированная с учетом неблагоприятных факторов финансовая стратегия предприятия должна обеспечивать высокие темпы устойчивого роста его операционной деятельности при одновременной нейтрализации угрозы его банкротства в предстоящем периоде.

Антикризисное управление предприятием начинается с продуманного финансового анализа и, прежде всего, определения его платежеспособности. Если на предприятии возникли финансовые проблемы, то необходимо поработать, прежде всего, со своей дебиторской задолженностью. Это наиболее доступный и приносящий относительно быстрый результат способ пополнить свой счет денежными средствами.

В дебиторской задолженности также воплощена потребность в оборотных средствах, пока товар не оплачен покупателем эта потребность требует соответствующего удовлетворения.

Наличие на исследуемом предприятии огромной дебиторской задолженности, которая имеет длительные сроки погашения и наличие просроченной дебиторской задолженности ведет к замораживание средств и к снижению деловой активности предприятия. Слишком высокая доля дебиторской задолженности в общей структуре активов снижает ликвидность и финансовую устойчивость предприятия и повышает риск финансовых потерь компании.

Проблема расчетов с покупателями вовсе не нова для данного предприятия, о чем свидетельствует наличие в его отчетности за все 3 анализируемых года.

Поэтому разработанные нами меры по улучшению финансового состояния предприятия будут направлены на сокращение дебиторской задолженности.

Политику управления дебиторской задолженностью называют ещё кредитной политикой предприятия. Однако это не совсем верно. Кредитная политика - это принятие решения о том, кому из покупателей предоставлять платёжный кредит за отгруженную продукцию, а кому нет.

Управление дебиторской задолженностью намного шире и включает в себя систему методов проведения расчётов за отгруженную продукцию и услуги, взыскание просроченных долгов, политику взаимоотношений с факторинговыми компаниями и коммерческими банками, с товарными и валютными биржами.

Финансовый менеджер должен осуществлять постоянный мониторинг величины дебиторской задолженности, т. к. её чрезмерное увеличение приводит к падению платёжеспособности предприятия. Уровень дебиторской задолженности зависит, в основном, от условий расчётов с контрагентами предприятия.

За границей существуют отработанные методы управления дебиторской задолженностью. Для российских же предприятий в большинстве случаев характерны неэффективное планирование необходимой величины оборотных средств, в том числе дебиторской задолженности, нерациональное их использование, а также недостатки организационной структуры компаний. Это еще раз подчеркивает необходимость управления дебиторской задолженностью.

Мероприятия по сокращению дебиторской задолженности

Для эффективного управления дебиторской задолженностью необходимо:

- следить за своевременностью оплаты, для чего необходимо вести платежный календарь и напоминать дебиторам о приближении срока платежа;

- по возможности не предоставлять отсрочек платежей, поскольку в условиях инфляции с течением времени деньги теряют свою стоимость и предприятие получит реально меньше средств, чем ему были должны;

- увеличить качество дебиторской задолженности путем привлечения вексельной формы расчетов;

- рассмотреть возможность взыскания просроченной задолженности в судебном порядке;

- не работать с покупателями, которые испытывают трудности с платежеспособностью.

Как правило, в договорах четко оговариваются порядок и сроки погашения задолженности, а также предусматриваются штрафные санкции за нарушение сроков оплаты. Однако далеко не всегда это служит гарантией того, что покупатель оплатит товар вовремя и полностью. В этом случае необходимо приводить в действие механизм взыскания дебиторской задолженности. Взыскать дебиторскую задолженность - одна из наиболее важных задач финансовых служб предприятий, требующая точного знания законов, правильного расчета своих сил и известной изобретательности.

При неисполнении договорных обязательств необходимо последовательно проводить следующие мероприятия:

- обзванивать контрагентов и напоминать о необходимости погашения задолженности, проводить встречные переговоры;

- рассылать претензии, обязательно составить акт сверки (в двух экземплярах);

- временно прекращать обслуживание абонентов;

- предлагать иные схемы погашения долга (взаимозачет, бартер, оплата векселем);

- предлагать обменять дебиторскую задолженность на акции или доли участия в уставном капитале предприятия – должника;

- продать долги банкам и другим организациям на основе договора цессии;

- взыскивать задолженность в судебном порядке.

На практике может оказаться так, что предприятия самостоятельно не могут обеспечить возврат дебиторской задолженности или максимизировать ее, свести к минимуму возможные потери. В этих случаях могут быть приняты меры по досудебному взысканию задолженности, защита страхованием или факторинговые операции. Меры по досудебному взысканию предполагают:

- заключение договора с частными компаниями, использующими различные технологии возврата задолженностей, в основном «информационного» характера, порядок применения которых обязательно согласовывается с заказчиком;

 - страхование как способ свести к минимуму возможные потери. Это мероприятие направлено против непредвиденных потерь безнадежного долга. В процессе принятия решения по страхованию кредитов необходимо оценить ожидаемые средние потери безнадежного долга, финансовую способность компании противостоять этим потерям, а также стоимость страхования;

- факторинговые операции (подробнее мы рассмотрим их далее).

Предприятие, стремящееся выйти из кризиса, должно грамотно осуществлять контроль за дебиторской задолженностью и разрабатывать системы договорных взаимоотношений с контрагентами с применением гибких условий и форм оплаты, таких как выставление промежуточного счета, применение гибких цен, банковская гарантия и др.

Развитие рыночных отношений и инфраструктуры финансового рынка позволяют использовать в практике финансового менеджмента ряд новых форм управления дебиторской задолженностью — ее рефинансирование, т.е. ускоренный перевод в другие формы оборотных активов предприятия: денежные средства и высоколиквидные краткосрочные ценные бумаги.

Основными методами рефинансирования дебиторской задолженности, используемыми в настоящее время, являются:

а) факторинг;

б) учет векселей, выданных покупателями продукции;

в) форфейтинг;

г) спонтанное финансирование.

Факторингпредставляет собой финансовую операцию, заключающуюся в уступке предприятием-продавцом права получения денежных средств по платежным документам за поставленную продукцию в пользу банка или специализированной компании — «фактор компании», которые принимают на себя все кредитные риски по инкассации долга. За осуществление такой операции банк (фактор-компания) взимают с предприятия-продавца определенную комиссионную плату в процентах к сумме платежа. Ставки комиссионной платы дифференцируются с учетом уровня платежеспособности покупателя продукции и предусмотренных сроков ее оплаты. Кроме того, при проведении такой операции банк (фактор-компания) в срок до трех дней осуществляет кредитование предприятия-продавца в форме предварительной оплаты долговых требований по платежным документам (обычно в размере от 70 до 90% суммы долга в зависимости от фактора риска). Остальные 10—30% суммы долга временно депонируются банком в форме страхового резерва при его непогашении покупателем (эта депонированная часть долга возвращается предприятию-продавцу после полного погашения суммы долга покупателем).

Факторинговая операция позволяет предприятию-продавцу рефинансировать преимущественную часть дебиторской задолженности по предоставленному покупателю кредиту в короткие сроки, сократив тем самым период финансового и операционного цикла. К недостаткам факторинговой операции можно отнести лишь дополнительные расходы продавца, связанные с продажей продукции, а также утрату прямых контактов (и соответствующей информации) с покупателем в процессе осуществления им платежей.

Эффективность факторинговой операции для предприятия-продавца определяется путем сравнения уровня расходов по этой операции со средним уровнем процентной ставки по краткосрочному банковскому кредитованию.

Учет векселей, выданных покупателями продукции, представляет собой финансовую операцию по их продаже банку (или другому финансовому институту, другому хозяйствующему субъекту) по определенной (дисконтной) цене, устанавливаемой в зависимости от их номинала, срока погашения и учетной вексельной ставки. Учетная вексельная ставка состоит из средней депозитной ставки, ставки комиссионного вознаграждения, а также уровня премии за риск при сомнительной платежеспособности векселедателя. Указанная операция может быть осуществлена только с переводным векселем.

Форфейтинг представляет собой финансовую операцию по рефинансированию дебиторской задолженности по экспортному товарному (коммерческому) кредиту путем передачи (индоссамента) переводного векселя в пользу банка (факторинговой компании) с уплатой последнему комиссионного вознаграждения. Банк (факторинговая компания) берет на себя обязательство по финансированию экспортной операции путем выплаты но учтенному векселю, который гарантируется предоставлением аваля банка страны импортера. В результате форфетирования задолженность покупателя по товарному (коммерческому) кредиту трансформируется в задолженность финансовую (в пользу банка). По своей сути форфейтинг соединяет в себе элементы факторинга (к которому предприятия-экспортеры прибегают в случае высокого кредитного риска) и учета векселей (с их индоссаментом только в пользу банка). Форфейтинг используется при осуществлении долгосрочных (многолетних) экспортных поставок и позволяет экспортеру немедленно получать денежные средства путем учета векселей. Однако его недостатком является высокая стоимость, поэтому предприятию-экспортеру следует проконсультироваться с банком (факторинговой компанией) еще до начала переговоров с иностранным импортером продукции, чтобы иметь возможность включить расходы по форфейтинговой операции в стоимость контракта.

Рассмотрим снижение себестоимости как фактор социально-экономического развития предприятия.

Себестоимость является основой определения цен на товары. Ее снижение приводит к стабилизации финансового состояния, увеличению суммы прибыли и уровня рентабельности. В условиях рыночной экономики роль и значение снижения себестоимости товаров на предприятии резко возрастают. С экономических и социальных позиций значение снижения себестоимости товаров для предприятия заключается в следующем:

- в увеличении прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, а, следовательно, в появлении возможности не только в простом, но и расширенном производстве;

- в появлении возможности для материального стимулирования работников и решения многих социальных проблем коллектива предприятия;

- в улучшении финансового состояния предприятия и снижения степени риска банкротства;

- в возможности снижения продажной цены на свои товары, что позволяет в значительной мере повысить конкурентоспособность товаров и увеличить объем продаж.

Прежде всего необходимо отметить, что руководители и менеджеры ООО «Светресурс» понимают, что управление затратами с целью их минимизации на предприятии является составной частью управления предприятием в целом.

Для решения проблемы снижения затрат реализации товаров в ООО «Светресурс» предлагается общая концепция (программа), которая должна ежегодно корректироваться с учетом изменившихся на предприятии обстоятельств. Эта программа должна носит комплексный рекомендательный  характер, т.е. учитывет основные факторы, которые влияют на снижение затрат реализации продукции.

Содержание и сущность комплексной программы по снижению затрат:

1. комплекс мероприятий по более рационалыюму использованию материальных ресурсов:

- более экономно расходовать топливо и энергию;

- проведение инвентаризации;

- совершенствование нормативной базы предприятия.

2. мероприятия, связанные с определением и поддержанием оптимального размера предприятия, позволяющие минимизировать затраты в зависимости от объема производства:

- выбор оптимальной структуры реализации товаров;

- выбор оптимальной структуры капитала предприятия.

3. мероприятия, связанные с улучшением использования основных фондов:

- освобождение предприятия от излишних машин и оборудования;

- сдача имущества предприятия в аренду;

- улуч­шение качества обслуживания и ремонта основных средств;

- обеспечение большей загрузки машин и оборудования;

- повышение уровня квалификации персонала;

- применение ускоренной амортизации.

4. мероприятия, связанные с улучшением использования рабочей силы:

- определение и поддержание оптимальной численности персонала;

- повышение уровня квалификации;

- обеспе­чение опережающего роста производительности труда по сравнению со средней заработной платой;

- применение прог­рессивных систем и форм оплаты труда;

- совершенствование нормативной базы;

- улучшение условий труда;

- обеспечение мотивации труда;

- совершенствование организационной структуры управления предприятием.

Комплексная программа по снижению затрат реализации должна иметь четкий механизм ее ре­ализации. Следует также подчеркнуть, что планирование и реализация только отдельных мероприятий по снижению затрат реализации хотя и дают определенный эффект, но не решают проблемы в целом.

Рассмотрим некоторые конкретные мероприятия по снижению себестоимости товаров ООО «Светресурс».

Себестоимость товаров включает следующие статьи:

- материальные затраты;

- затраты на оплату труда и социальное обеспечение;

- амортизация;

- прочие затраты.

Наибольший удельный вес в сумме материальных затрат предприятия занимают затраты на сырье и материалы (т.е. закупочная стоимость товаров).

Снижение данной статьи затрат позволит снизить себестоимость единицы продукции, а соответственно и общей себестоимости.

ООО «Светресурс» закупает товары у различных поставщиков, как напрямую у производителей, так и у посредников. Доставка товара, как в первом, так и во втором случае, наиболее часто осуществляется за счет ООО «Светресурс».

Таким образом, осуществляется переплата за приобретаемые товары у посредников (оптовых фирм, агентов и т.д.), что оказывает непосредственное влияние на рост материальных затрат и себестоимости в целом.

Отказ от сотрудничества с посредниками и переход на прямые закупки от производителей принесет экономию затрат на сырье и материалы 20% в первый год.

Следующим мероприятием, оказывающим влияние на рост эффективности деятельности ООО «Светресурс» является переход на сдельно-премиальную систему оплаты труда отдельных категорий работников.

На данный момент на предприятии применяется повременно-премиальная система оплаты труда, т.е. ее основой является оклад, а также начисляется премия. В непосредственном процессе реализации товаров участвуют 21 чел., целесообразно перевести данных работников на сдельно-премиальную систему оплаты труда. Данная меры позволит повысить эффективность работы, что приведет к улучшению репутации компании на рынке, соответственно росту продаж, изменению затрат на оплату труда, пропорционально изменению объемов продаж.

В 2008 г. затраты на оплату труда составляли 6612 тыс. руб. При этом 5250 тыс. руб. – оплата труда работников, непосредственно участвующих в процессе реализации. Например, при росте объемов продаж на 20%, соответственно и заработная плата данного персонала увеличивается на 20%.

Таким образом, для оптимизации финансового состояния ООО «Светресурс» предложены следующие мероприятия:

совершенствование управления дебиторской задолженностью;

отказ от сотрудничества с посредниками и переход на прямые закупки от производителей;

изменение системы оплаты труда некоторых групп работников.

В следующем пункте работы рассчитаем экономическую эффективность предложенных мероприятий.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...