Основные этапы развития теории государственного управления (ТГУ).
Гос. управление (ГУ) – осуществляемая на основе законов и др. нормативных актов организующая, исполнительная и распорядительная деят-ть госорганов, органов мсу, общ-ых и иных негос. формирований, наделенных соответствующими государственно-властными полномочиями. ТГУ относится к числу наиб. молодых ТУ об-вом, хотя первые знания по различным аспектам управления появились в античность и были связаны с развитием демократии в Др. Греции. Институт гос. службы был впервые оформлен законодательно в США в 1883 г. - закон Пендлтона «О гражданской службе», во 2 пол. XIX века в большинстве стран Запада и России процесс формирования гос. службы был завершен, и именно в этот период было положено начало разработке теоретических основ ГУ. Начало формир-я и эволюция ТГУ связаны с дифференциацией соц. и гуманитарных наук - с выделением социологии, политич. и экономич. наук, на стыке к-ых и начала развиваться ТГУ. Этапы: I этап (кон. XIX века – 1920 год, зарождение научных основ ТГУ) был обозначен появлением работ Вильсона, Гуднау, Вебера. Опред. роль сыграло развитие инженерных наук, отдельные идеи к-ых были перенесены и использованы в управлении. Уже на этом этапе в работах четко просматривалась идея различия между политиками и администраторами, овладения научными методами управления. Характерные черты этапа - рассмотрение ГУ как самостоятельного научного направления, использование научного подхода к подбору, обучению и расстановке кадров, ответственность за результаты труда. В XIX в. немецкий ученый Вебер разработал концепции гос-ва как главного субъекта политики и власти, бюрократии, госаппарата. Гос-во, так же как и предшествующие ему полит. союзы, — это господство людей над людьми с пом. легитимного насилия как ср-ва. 3 вида внутр. Причин подчинения одних др.:
· авторитет "вечно вчерашнего" (исторически сложившиеся нравы, традиции, господство патриарха или патримониального князя старого типа); · харизматическое господство (харизма - власть, построенная на личных особо выдающихся качествах человека, например власть вождя толпы); · господство в силу "легальности" (в силу веры в обязательность легального правления и деловой компетентности руководителей). В своей эволюции гос-во проходит все 3 типа. Вебер впервые предложил теорию бюрократии, к-ую признал самым чистым типом легального господства. Это тип орг-ции, для к-ой характерны: распределение труда; специализация; четкая управленческая иерархия; правила и стандарты; единые принципы найма и продвижения по службе, основывающиеся на компетенции работника. В веберовской идее бюрократия была отождествлена с рационализацией, т. е. с упорядочением, систематизацией и измеряемостью общ-ых проц-ов, в частности, управления. Профессор Вильсон, будущий президент США, провозглашал идею независимости и несменяемости чиновничьего аппарата. Он говорил о том, что в ходе президент. выборов смена политич. руководства не д. отражаться на административном аппарате. Он предложил использовать в системе ГУ наиболее эфф-ые м-ды орг-ции и управления. В настоящее время эта идея (разделение политики и административного аппарата) стала одной из важнейших доктрин орг-ции ГУ многих стран мира. II этап (1920–1950 гг., развитие науки ГУ): первые самостоятельные шаги в развитии ТГУ. Разработаны принципы управления, выделены ф-ии управления, использованы достижения социологии и психологии, что позволило рассматривать коллективы, орг-ции и учреждения как отдельные соц. системы. Объектами изучения стали чел-ие отношения, поведение людей в орг-ции, межличностные отношения и т.д.
В ТГУ достаточно удачно стали использовать отдельные положения научного менеджмента. Развитию и распространению ТГУ способствовало введение курса теории административно-гос. управления в учебные программы вузов США. Характерные черты этапа: формализация труда управленческого персонала в орг-циях, разграничение обязанностей и ответ-сти в управлении, использование общегос. планир-я. Революционный вклад внес в 1930-е гг. Дж. М. Кейнс. Ключевая идея – гос-во д. активно вмешиваться в проц-ы развития об-ва, влиять на развитие экономики. Ученый говорил о недостатках рыночной экономики, вызванных экономич. кризисами и безработицей. В 1940-60-е гг. создана концепция экономической системы, которая регулировалась бы как рынком, так и гос-вом (напр., путем перераспределения доходов в пользу неимущих слоев населения, налоговой политики, социальных льгот и др.). В послевоенную эпоху в США и Западной Европе появляются 2 направления науки управления: классическая школа; школа человеческих отношений. "Классич. школа" (Тейлор, Файоль, Муни). Они утверждали, что ГУ должно ориентироваться на достижение поставленных целей при помощи минимальных затрат с макс. эффективностью. Для этого они предлагали специализацию, централизацию, единство распоряжений и др. Файоль выдвинул теорию об основных принципах управления: разделение труда; иерархичность; единоначалие; дисциплина; ответственность и др. Первоначально они использовались преимущественно при управлении корпорациями, но постепенно стали использоваться в административном управлении. "Школа человеческих отношений" (Мери Паркер Фоллет, Мэйо) больший упор делает на созданий условий, которые максимально раскрывали бы инициативу исполнителей. Ее отличительной чертой является перенос центра тяжести в управлении с выполнения задач на отношения между людьми. Третий этап (1950–1990 гг., новые подходы к госуправлению) получил название периода «критической самооценки». Стали разрабатываться новые подходы к ГУ: · поведенческий или бихевиоральный (Г. Саймон, Д. Смитцберг, В. Томпсон, Д. Истон); · системный (Д. Истон, Г. Алмонд, Т. Парсонс), обосновывающий взаимосвязь и взаимозависимость всех элементов, подсистем и всей системы государственного управления с внешней средой, т. е. обществом, что позволяло рассматривать их как единое целое;
· ситуационный: анализ ситуации позволяет выявить обстоятельства и причины, обусловившие складывающуюся конкретную ситуацию в определенный промежуток времени. В рамках этого подхода особую значимость приобретает «ситуационное мышление», позволяющее отслеживать появление новой ситуации и лучше понять, какие приемы и методы будут в большей мере способствовать достижению поставленных целей в конкретной ситуации. Для этого этапа характерным стало использование в работе административных служб количественных методов при обосновании и принятии управленческих решений, повышение значимости и использования как важного элемента управления организационной культуры. На Западе популярны произведения таких ученых, как Т. Парсонс, П. Лазарсфельд, В. Томсон, Д. Истон, Г. Алмонд и др. Их главные идеи: · обеспечение стабильности управленческого аппарата; · создание максимально понятных, простых и легальных стимулов для поощрения хорошей работы чиновников, их продвижения; · признание бюрократии как особой уважаемой страты общества; · целенаправленная специальная подготовка управленческих кадров, создание системы, которая бы выдвигала лучших; · изменение имиджа бюрократа в обществе (ученые считали, что в XX в. бюрократ - это уже не нахлебник, паразитирующий на труде других прослоек общества, а специалист высочайшего класса, носитель уникальных знаний и жизненного опыта, от эффективности работы которого напрямую зависит благосостояние других граждан). Эти взгляды остаются популярными и в XXI в. Современный этап (1990 год – по настоящее время, начиная с конца ХХ столетия) ориентирован на проблемы стратегического управления, демократизацию и социальную направленность ГУ, использование достижений научно-технического прогресса и положительного международного опыта в государственном управлении.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|