Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пиар в государственной политике современной России.




Исходя из трехуровневой орг-ции гос. управления РФ, можно выделить три уровня PR, каждый из к-ых обладает собственной спецификой - федеральный, субъектный и местный уровни. Централизация, господствующая в ГУ России, выражается в том, что PR-структуры федерального ур-ня обладают более широкими ф-иями и полномочиями, но функционирование субъектной PR-структуры зачастую более эффективно, что обусловлено меньшим масштабом деят-ти, более конкретизированным хар-ром. На местном ур-не в наст. вр. редко встречается полноценная, с четко определенными целями, задачами и функциями PR-структура, ее функцию обычно выполняют руководящие должностные лица и их заместители.

Наиболее развитыq институт на фед. ур-не - PR-структура Президента РФ. Включает Управление Президента РФ по СО, Управление пресс-службы Президента РФ, Управление Президента РФ по работе с обращениями граждан, Управление Президента РФ по в-сам взаимодействия с политич. партиями, общ-ыми объединениями, фракциями, депутатами ГД РФ. Ф-ии, реализуемые ими в совокупности:

· Изучение ОМ о соц-э и политич. развитии страны, о деят-ти федеральных органов

· Координация пресс-служб федеральных органов

· Орг-ция работы со СМИ

· Реализация инф-ой политики гос-ва

· Орг-ция приема граждан в соответствующих подразделениях

· Обеспечение централизованного учета обращений граждан

· Создание на основе обращений граждан информационного фонда

· Осуществление контроля за выполнения поручений по обращениям граждан

· Орг-ное обеспечение международных контактов и рабочих встреч Президента; контактов с полит.партиями, профсоюзами, общ-ыми и религ. объединениями, депутатами ГД РФ

· Информирование Президента об основных процессах в соц-политической жизни и др.

Основная проблема, сказывающаяся на эфф-сти, связана с принятием реш-й нац. хар-ра на президентском ур-не без участия представителей различ. кругов, что вызвано многопартийностью. -> любое президентское решение необходимо представлять слишком разнородной общ-сти, что увеличивает степень общ-ого резонанса на данное решение. Поэтому на сегодняшней день PR-структуры заняты снижением степени этого резонанса, чем инф-ой поддержкой политич. стратегии.

На фед. ур-не закон регулирует след. аспекты взаимодействия органов ГУ с масс-медиа:

1. Пресс-службы ведут аудио- и видеозапись всех офиц. мероприятий с участием Президента, заседаний СФ и ГД, Прав-ва РФ. Журналисты могут снять копии записей, кроме закрыт. мероприятий

2. Обязательные программы. Гос. фед. СМИ обязаны обеспечивать распространение след. теле- и радиопрограмм не менее чем по одному общероссийскому теле- и радиоканалу, не позднее чем через 24ч с совершения событий: обращений и заявлений Президента, СФ и ГД, Прав-ва, вступление в должность Президента, открытие первых заседаний СФ, ГД, нового Прав-ва

3. Гос. аудиовизуальные СМИ включают в инф-ые программы опред. законом сообщения о решениях и действиях, событиях.

4. Гос. фед. аудиовизуальные СМИ д. еженедельно выпускать в эфир обзорные инф-просветительские программы об итогах работы СФ и ГД.

5. При формировании программной политики СМИ д. предусматривать и иные публицистические, информационные, аналитические программы о работе федеральных органов.

6. Реклама. Программы о деятельности федеральных органов не могут прерываться рекламными материалами и сообщениями.

Тот факт, что взаимоотношения органов фед. ур-ня предусматривает бесплатное распространение общ-но значимых мероприятий, связан с необходимостью донесения до общ-сти решений и действий. Если выделенных бесплатных рес-ов оказывается недостаточно для проведения полноценной инф-ой политики, Фед. органы используют PR-технологии для инф-ния общ-сти. Главное - увеличение привлекательности события для общ-сти.

Во многом орг-ция работы PR-структур на субъектном ур-не дублирует работу органов фед. ур-ня с различием в масштабах деят-ти. Гос. органы суб. ур-ня мб учредителями гос. региональных СМИ.

Создание PR-отделов в законодат. и исп. органах суб. ур-ня основывается на стадии развития соответствующего субъекта, обладание необходимыми рес-ами, степенью поддержки центром и заинтересованностью общ-сти в функционировании подобной структуры. Во многих регионах PR-отделы создаются лишь на периоды выборов. В послед. Вр. Спец-ы отмечают тенденцию: региональные гос. органы более склонны к сотрудничеству с независимыми PR-агентствами из-за краткосрочного хар-ра PR-целей.

Проблемы в построении взаимоотношений со СМИ и общ-тью в регионах возникают из-за отсутствия проф-ов в PR, желания регион. властей контролировать все сферы масс. ком-ций, непродуманности PR-стратегии, увлечения формальной стороной, неготовности к долговременному PR-проектированию.

На ур-не муницип. управления основная хар-икы работы по СО - высокая степень ответ-сти местной власти перед жителями. Решающее значение имеет выбранная стратегия, где главное – поддержание доверия жителей. Носители авторитетного мнения – орг-ции инвалидов, ветеранов, многодетных матерей.

Роль PR в гос. системе РФ была в полной мере оценена лишь в недавнее время. Совр. гос-во нуждается в обеспечении 2-сторонней связи с общ-стью как с собственным населением, так и с международным сооб-вом. Основные функциональные задачи ПР в системе ГУ: участие в демократизации ГУ, содействие становлению гражд. об-ва, формирование имиджа власти.

Полит. ком-ции в совр. России характеризуются повышением роли СМИ в проц-ах инф-ого обмена между властью и об-вом. СМИ из технических каналов передачи и-и становятся влиятельными участниками взаимодействия власти и об-ва.

С одной стороны, СМИ испытывают серьезное влияние со стороны правящей полит. элиты, подталкивающей их использовать манипулятивные технологии воздействия на ОМ. В России наиболее влиятельные полит. субъекты стремятся превратить свои предпочтения в систему приоритетов СМИ, реструктурировать медиа-повестку путем привлечения внимания журналистов к опред. кругу проблем, способных склонить ОМ на их сторону. Анализ сложных соц. проблем в медиа-пространстве заменяется набором стереотипов и развлекательных сюжетов, т.к. СМИ в кач-ве получателя и-и рассматривают среднестатистического, массового человека, а не «лидера мнений», способного критически мыслить.

СМИ в совр. об-ве предоставляют относительно простую, краткую и неожиданную и-ю, основанную на принципах негативизма, персонализации, избыточности, что способствует концентрации общ-ого внимания на наиб. общих и далеко не самых актуальных темах. Это приводит к полит. нигилизму и апатии. Все больше людей отрицает полит. компетентность гос. деятелей и сп-бность своим участием влиять на пол-у.

В свою оч., СМИ, вписанные в многоуровневую ком-цию, ориентируются и на «лидеров мнений». Исследования середины 90-х гг. показали, что росс. «лидеры мнений» находятся в оппозиции к офиц. т. зр. по важным полит. в-сам. Именно эта оппозиционность делает их влиятельными персонами среди окружающих, ибо это трактуется как проявление независимости, самостоятельности суждений.

С развитием Интернета в России получают бурное развитие сетевые ком-ции. Их специфика (свободный обмен мнениями многих индивидов через межличн. взаимодействия на горизонтальном ур-не по одной теме) значительно увеличивает степень рефлексивности об-ва по этим проблемам. Именно в неформальном пространстве сетевых коммуникаций (Twitter, В Контакте) начинает конституироваться общ-ая повестка дня, представляющая собой иерархию конкретных соц. проблем. Наиболее важными в-сами с т. зр. молодежи явл. экологич. проблемы, права ч-а, политика в отношении семьи и сексуальная свобода.

Если в манипулятивной модели общ-ая повестка дня формировалась путем слияния полит. повестки с медиа-повесткой (ранжированным списком тем, рассматриваемых СМИ как важных), где актуальность тем определялась по критерию их значимости для власти, то в диалоговой модели главными критериями становятся темы оппозиционной направленности, выносимые на обсуждение участниками сетевых взаимодействий (наиб. активными в инф-ом и полит. плане индивидами). Это не значит, что темы не пересекаются и не коррелируют между собой, зачастую присутствуют различные интерпретации одной и той же проблемы, связанные с разной логикой, подходом к ней со стороны власти и общества.

Т.о., в совр. России СМИ становятся не просто ср-вом репрезентации соц. интересов, а одним из влиятельнейших субъектов полит. ком-ции, играя роль посредника между властью и ОМ. Именно они способствуют созданию и развитию коммуникативного пространства, в рамках к-ого спорные в-сы между властью и об-вом начинают разрешаться или рассматриваться в форме дискуссии. Полит. ком-ции совр. России становятся более сложными. В них происходит сдвиг от манипулятивных технологий к коммуникативным и диалоговым.

 

Определения коммуникации.

Термин “коммуникация” в научной литературе в начале ХХ в. имеет 3 значения:

1) средства связи любых объектов материального и духовного мира;

2) общение, передача информации от ч-ка к ч-ку (межличностная коммуникация);

3) общение и обмен информацией в об-ве (социальная коммуникация).

Философское определение коммуникации. Ясперс (человеческое «я» раскрывается в процессе общения с другим ч-ком): Коммуникация – универсальное качество ч-ка. Суть этого качества – это «обнаружение себя в другом». Процесс всегда взаимный. Обнаружение – возможность понять себя при помощи другого. Т.е. это определение сводит коммуникацию к межличностному общению. Суть проявления человеческой природы в общении, а коммуникация является формой проявления (связность, соединение своего индивидуального Я с дру-гими). К такому роду общения относится и наше восприятие искусства – мы общаемся с теми, кто за-ложил смыслы в произведение. Искусство – коммуникационные шифры, и поэтому суть восприятия искусства – расшифровка.

Ясперс понимает под коммуникацией именно нормальное, живое общение. И для Ясперса инте-ресны не техники, а именно процессы понимания себя через другого; при этом люди задумываются о том, как они выглядят в глазах этого другого, и имеют своё представление об этом другом.

Информационное определение рассматривает коммуникацию как процесс передачи сообщения от коммуникатора к реципиенту (коммуникация как односторонняя связь). Здесь коммуникации – это передача информации.Это определение коммуникации связано с развитием кибернетики, поэтому информационное (кибернетическое) определение часто присваивается Винеру.

Кибернетика довела это определение до математической точности: можно посчитать какой объем информации передается и какой доходит до получателя. Это предполагает измерение информации в определенных единицах, которые позволяют говорить о массе информации: сколько единиц в опреде-ленное время воспринимает определенный коммуникационный агент. Интенсификация коммуникации – это уплотнение, ускорение информационного потока (больше информации за ту же единицу времени). Это определение является ключевым не только для компьютерных наук, но и для теории коммуникации, для задач моделирования процессов коммуникации. На основе этого определения возникла базовая модель коммуникации: (передача сообщения от коммуникатора к реципиенту). К -> (C) -> Р (Коммуникатор, источник сообщения, адресант -> Сообщение -> Реципиент, получатель сообщения, адресат).

На основе этого определения возникает концепция коммуникативного об-ва: об-ва, в котором ин-тенсифицирована коммуникация.

Социологическое определение коммуникации

Кули – американский социолог и социальный философ. Основные труды: «Человеческая природа и социальный порядок» (1902), «Социальная организация» (1909), «Социальный процесс» (1918), «Социологическая теория и социальное исследование» (1930). Главным направлением научной деятельности К. являлось теоретизирование по проблемам соотношения индивида и общества, социализации, формирования личности. Кули исходил из понимания общества как обладающей собственной динамикой органической целостности, имеющей психосоциальный характер и основанной на коммуникации.

Кули считал, что человеческая личность социальна по своей природе, и то, что мы обнаруживаем в индивидуальных чертах, является следствием воспитания ч-ка средой. То есть благодаря коммуникации ч-к становится об-венным существом. По Кули, коммуникация – это механизм, посредством которого становится возможным существование и развитие человеческих отношений; - это все символы разума вместе со способами их передачи в пространстве и сохранением во времени. Речь не о взаимодействии людей, а об отношении ч-ка к миру. Т.е. коммуникация – это механизм, которым обеспечивается специфическое человеческое отношение.

Коммуникация включает в себя мимику, обращение, жесты, тон голоса, слова, письменность, пе-чать, железные дороги, телефон и самые последние достижения по завоеванию пространства и времени.

Четкой границы между средствами коммуникации и остальным внешним миром не существует. Согласно широкому определению Кули, весь мир является целостной коммуникативной системой (включая моё «я»), поэтому четко различать средства коммуникации нельзя. Однако вместе с рождени-ем внешнего мира появляется система стандартных символов, предназначенная только для передачи мыслей; с неё начинается традиционное развитие коммуникации. Речь идет о языке с определенными правилами и составом. В итоге коммуникация передает мысли, воспроизводит человеческие отношения. Система символов конечна. У коммуникации же в широком смысле границ нет. Узкое определение по Ч.Кули: коммуникация – система стандартных символов, которая предназначена только для передачи мысли.

Мид (1863—1931) — американский философ, социолог, представитель Чикагской социологической школы, один из основоположников символического интеракционизма. Основное понятие символического интеракционизма — взаимодействие. И взаимодействие это представляет собой обмен символами.

Чтобы взаимодействовать, люди должны интерпретировать значения и намерения других. Это осуществляется с помощью процесса, который Мид определил как «принятие роли». Процесс принятия роли предполагает, что индивид путем воображения ставит себя на место человека, с которым осуществляется общение. Через принятие роли индивиды развивают «самость» — способность людей представлять себя в качестве объектов своей собственной мысли, что обеспечивает превращение внешнего социального контроля в самоконтроль.

Мид различает два аспекта формирования самости:

1. Я (I) — это то, что я думаю о других и о себе, это мой внутренний мир.

2. Мне (Me) — это то, что, по моему мнению, обо мне думают другие, это моя внешняя социальная оболочка, как я её себе представляю.

Индивид, считает Мид, развивает самосознание в момент, когда он видит себя так, как его видят другие. Понятие самости не является врожденным, его происхождение целиком социально.

Психологическое определение коммуникации. Леонтьев (советский психолог). При активном участии Леонтьева прошёл ряд психологических дискуссий, в которых он отстаивал точку зрения, что психика формируется в основном внешними факторами. Коммуникация – это психическая деятельность ч-ка, которая лежит в основе любой другой человеческой деятельности. Это деятельностный подход.

Узкое определение (бихевиористское): коммуникация – процесс стимулирования определенной реакции, процесс убеждения.

Культурологическое определение коммуникации Маклюэна. «Галактика Гутенберга: Становление человека печатающего» (1962), «Понимание медиа: Внешние расширения человека» (1964), «Медиа — это сообщение: Перечень последствий» (1967, в соавторстве с Квентином Фиоре), «Война и мир в глобальной деревне» (1967, в соавторстве с Квентином Фиоре).

Маклюэн исследовал влияние различных средств массовой коммуникации и новых технологий на формирование человеческого восприятия и об-ва. Маклюэн выделяет 3 эпохи всемирной истории:

1. 1-ю эпоху представлял ч-к слушающий.

2. Это эпоха племенного индивида с преобладанием устной речи в качестве коммуникации в акустическом (доалфавитном) мире (мифологическое сознание). Изобретение алфавита переключило центр восприятия со слуха на зрение - человечество вступило в механистическую эпоху. Таким образом, 2-ю эпоху создал ч-к смотрящий. Это эпоха типографского (печатный станок И. Гутенберга) или индустриального индивида с преобладанием печатного слова над устной речью в коммуникации. В данную эпоху изобретение алфавита означало переход к новой эре. Воспринимаемая глазом строка приступила к новой организации жизни людей, так как он стал думать логически и последовательно (рационалистическое сознание). С тех пор начались процессы фрагментации об-ва и отчуждения ч-ка: печатное слово позволило познавать мир индивидуально, вне коллективного сознания общины.

3. в XX веке произошел новый переворот, связанный с электричеством. Ч-к слушающий и смотрящий представляет 3-ю эпоху - эпоху информационного индивида в условиях победы электронной (аудио-визуальной) коммуникации, повышающей интеллектуальные способности и творческий характер личности.

Маклюэн считал, что мы находимся в очень сложном периоде развития культуры. Сложность в том что взаимодействуют разные типы общения, исторически появившиеся последовательно. Но так или иначе средства коммуникации, связанные с культурой, были понятны, консервативны (устная, письменная, аудио-визуальная культуры). Консервативность заключается в том, что об-во структурировалось в соответствии с этими культурами. Традиционная культура: развитие средств коммуникации традиционно шло в элите, культурная элита предполагала некоторую замкнутость, некоторую предварительную подготовку, образование, и именно культура элит формирует ценности. В этом плане это не значит что у народа не было культуры. Массовая, народная культура предполагает, наоборот, некоторое освобождение, отказ от ценностей, она всегда была открытой.

СМИ и развитие аудио-визуальных средств снимают противоречие между культурой массовой и культурой элит. Культура усредняется, все больше тяготеет к массовому потреблению. Массовая культура превращает об-во в большую деревню.

 

7. Основные подходы к классификации коммуникации.

По типу связи:

· аксиальный коммуникативный процесс (от лат. — ось), когда сигналы направлены отдельным людям (известен конкретный адресат); направленная связь. К этому типу связи относится межличностная коммуникация, обращение к группе лиц, объединённых одним признаком.

· ретиальный коммуникативный процесс (от лат. — сеть), когда сигналы направлены множеству вероятных адресатов. Является ненаправленной, обращённой ко всем. В основном, это массовая коммуникация. В последнее время, правда, всё чаще стала выделяться адресная аудитория.

В эпоху НТП в связи с развитием СМИ особое значение приобретает исследование ретиальных ком. Проц-ов. Поскольку в этом случае отправление сигналов группе заставляет членов группы осознать свою принадлежность к группе, постольку в случае ретиальной коммуникации происходит тоже не просто передача информации, но и социальная ориентация участников коммуникативного процесса.

Распространение и-и в об-ве происходит через фильтр «доверия» и «недоверия», к-ый действует так, что абсолютно истинная и-я м. оказаться непринятой, а ложная — принятой. Крайне важно выяснить, при каких обстоятельствах тот или иной канал и-и мб блокирован этим фильтром, и выявить ср-ва, помогающие принятию и-и и ослабляющие действия фильтров. Совокупность этих средств – фасцинация: различные сопутствующие ср-ва, выполняющие роль сопроводителя и-и, создающие нек-ый доп. фон, на к-ом основная и-я выигрывает, т.к. фон частично преодолевает фильтр недоверия. Пример - музыкальное, пространственное или цветовое сопровождение речи.

По целям:

· Нормативная. Служит прежде всего как общение ради общения.

· Функциональная. Содержит в себе ряд дополнительных целей. Потребности в: информации; личностной самоидентификации; социализации; рекреации. Соответствующие функции:

o Должна быть обеспечена преемственность – навыки (трудовые, культурные и т. д.);

o Обеспечение социальной связи;

o Объединение в связи с конкретными целями;

o Мобилизация;

o Рекреационная функция.

По способу представления информации - по тому, как выдается сообщение, что представляет собой момент передачи и восприятия информации:

· линейный. Знаки, следующие один за другим, представляют и-ю линейно. Текст в целом рассматривается, как некая последовательность. Например, человеческая речь, текстовые массивы. Коммуникационный процесс «включается» на контентном уровне восприятия содержания.

· Фенестрационный (фенестра - окно) – представление информации всей сразу. Предвосхищение того способа, каким образом мы схватываем информацию. Особенность способа - мы в принципе воспринимаем все сразу. Знаки, сгруппированные так, чтобы их смысловое восприятие было по возможности одновременным, единым, представляют информацию в ином, фенестрационном, виде (эмблема, герб, орден. Дорожный знак).

Обычно эти типы представления информации взаимно дополняют друг друга.

 

ПОДРОБНЕЕ (НА ВСЯКИЙ СЛУЧАЙ)

Есть разные способы классифицировать коммуникацию, т.к. коммуникация – это механизм, по средствам которого становится возможным существование и развитие человеческих отношений - все символы разума вместе со способами их передачи в пространстве и сохранение во времени.

Коммуникация - сложный элемент. Сейчас определенное размывание определения коммуникационной связи и связанные с этим трудности анализа коммуникации в интернете. Выделение в качестве специфического поля коммуникации - интернет коммуникации.

Не бывает чисто нормативной коммуникации.

Нормативная — коммуникация осуществляется ради самой коммуникации, функциональная — когда есть конкретная цель.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...