Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

 из истории развития теории и практики образования взрослых и андрагогики




Глава 2.

 ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ И АНДРАГОГИКИ

 

2. 1. Этапы развития теории и практики обучения взрослых

 

 

Развитие теории и практики обучения взрослых в междуна­родном опыте прошло несколько этапов. Исторически первым этапом становления андрагогики как области, - истоков связанной с развитием практики обучения -

взрослых, можно считать почти столет­ний период, начиная с середины 30-х годов XIX в. Для многих стран Европы и Америки это было время сти­хийного накопления опыта просвещения взрослого населения (преимущественно народных масс), инициированного бурным развитием промышленного производства и социальными преоб­разованиями.

Термин «андрагогика», впервые появившись в начале 30-х го­дов в Германии, сразу же вызвал довольно бурную дискуссию в среде ученых. Против самой идеи изучения и развития образова­ния взрослых в качестве специфического предмета возражал та­кой известный философ и педагог, как И. Гербарт. Однако уже во второй половине XIX в. в России и за рубежом появляются пуб­ликации, в которых общественные деятели и мыслители, непо­средственно участвующие в организации различных форм про­свещения для народа (воскресные и вечерние школы, народные школы, музеи, библиотеки), высказывают свои соображения о задачах и специфике обучения взрослых на основе имеющегося опыта.

Конец XIX в. был ознаменован выделением понятия «обучение взрослых» в качестве самостоятельного явления, накоплением и осмыслением опыта образования народных масс, выдвижением идеи самодеятельности взрослого населения в процессе культур­но-просветительской работы.

В этот период формирования традиций в обучении взрослых в различных странах начинают активно функционировать соответст­вующие общественные институты, появляются яркие личности, вносящие вклад в образование взрослого населения. Среди них особое место занимает датчанин Николай Грунтвиг — создатель народных школ в Скандинавии.

Выход образования за пределы традиционно установленных возрастных границ вызвал к жизни серию вопросов: чему и как учить взрослых? Каковы функции образования на разных этапах жизнедеятельности человека? Что отличает систему образования взрослых от системы школьного обучения? Поскольку ответы на эти вопросы не могли быть найдены в рамках традиционной пе­дагогики, возникла необходимость в формировании специаль­ной области знания, посвященной проблемам образования взрос­лых.

В начале XX столетия проблематика обучения взрослого чело­века постепенно вводится учеными в контекст наук, изучающих человека. В первую очередь это коснулось психологии — в части, связанной с периодизацией этапов психического развития. В то время точка зрения на способности человека продолжать обуче­ние в любом возрасте была далеко не очевидной и требовала до­казательств. С момента выхода книги известного американского исследователя Э. Торндайка «Психология обучения взрослых» и опубликования работ, анализирующих особенности вторичной социализации (Э. Эриксон, Р. Гоулд, О. Бримм и др. ), научное сообщество получает мощный импульс к более глубокому изуче­нию вопросов послешкольного образования. кратизации, развитию информационно-коммуникационных тех­нологий наметилась глобализация процессов развития системы не­прерывного образования и форм образования взрослых. Экологи­ческие, экономические, социальные и другие кризисы, обрушив­шиеся на головы населения практически всех стран на рубеже веков, привели к переоценке многих, в том числе и образова­тельных, ценностей и смыслов.

На уровне теории обозначилась смена представлений о взрос­лом как учащемся и о содержании образования, которое ему не­обходимо. Произошли серьезные изменения в структуре взрослых субъектов обучения, а также принятие на себя образовательных функций учреждениями и организациями, для которых ранее это было несвойственно. Обществу стало понятно, что провозглашен­ная в предыдущие периоды специфика андрагога как носителя совершенно особых профессиональных умений и навыков требует практического воплощения, которое невозможно без специаль­ной подготовки. Оформлению статуса андрагога способствуют со­здание в учреждениях высшего и дополнительного профессиональ­ного образования кафедр соответствующего профиля, разработка специальных учебных и образовательных программ и открытие курсов по подготовке и переподготовке андрагогов, выпуск учеб­ных пособий, адресованных «учителям взрослых», рост интереса к различным формам обмена опытом андрагогической работы.

На рубеже веков вся эта работа в значительной мере координи­руется на международном уровне в организационном (конгрессы, конференции), исследовательском (научные программы, кросс-культурные исследования), практическом (проектная деятель­ность) планах.

Таким образом, линии исторического развития андрагогики как науки, сферы социальной практики и учебной дисциплины выстраиваются следующим образом:

— расширение практики образования взрослых в ответ на вы­зовы времени и усложнение социальных и личностных потребно­стей в сфере образования;

— поиски и формирование государственно-общественных пред­посылок и механизмов реализации непрерывности образования на этапе обучения взрослых;

— углубление знания о внутренних закономерностях, обуслов­ливающих активность и успешность образования взрослого во все периоды и во всех социальных ситуациях его жизни;

— совершенствование путей интеграции внешних и внутрен­них факторов, обусловливающих эффективность образования взрослого населения;

— интернационализация проблематики образования взрослых; — увеличение степени институционализации андрагогики и профессии «андрагог».

 

Сегодня одним из основных субъектов организации образования взрослых на международной арене является ЮНЕСКО (www. education. unesco. org). Это крупнейший интеллектуальный центр межправительственного сотрудничества по вопросам образования, науки и культуры, в который входят 188 стран (почти все государства мира, за исклю чением США; специалисты из США широко представлены в этой организации в качестве экспертов). При ЮНЕСКО работают около 600 правительственных организаций.

Важной вехой деятельности ЮНЕСКО стала Пятая Всемирная конференция по образованию взрослых, состоявшаяся в Гамбурге в июле 1997 г. В этом международном форуме участвовали делегаты из 140 стран мира, в том числе руководство Организации Объединенных Наций, ЮНЕСКО, министры образования, культуры и информации разных стран. На конференции подчеркивалось, что образование взрослых является одним из уникальных способов устойчивого развития обществ самой различной ориентации.

По итогам гамбургской конференции во многих странах мира разработаны и осуществляются социальные программы в поддержку той части взрослого населения, которая хотела бы участвовать в различной образовательной деятельности. Основное требование при этом: государство должно гарантировать каждому взрослому человеку право на обучение. Форму обучения человек выбирает сам. Сегодня в мире существует большое количество образовательных центров, деятельность которых направлена как на исследование и организацию непрерывного образования в своей стране, так и на организацию интернационального взаимодействия. Теоретические исследования в этой области знаний возглавляют Институт образования ЮНЕСКО (Гамбург) и Международный институт планирования образования (Париж). Крупными центра ми являются: Международный институт образования (США); Швейцарская организация образования взрослых; Международный педагогический центр (Франция); Национальный институт образования взрослых (Великобритания); Международный институт педагогических исследований (Германия) и др.

Силами этих и других организаций были проведены широкомасштабные национальные и международные исследования в сфере образования взрослых, например, Международное исследование грамотности взрослых (International Adult Literacy Survey — IALS), проведенное в 1994 г. под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития. Исследование охватило Канаду, Соединенные Штаты, Швейцарию, Нидерланды, Польшу, Германию, Швецию. В 1997 г. в Великобритании было осуществлено На­циональное исследование обучения взрослых (The National Adult Learning Survey — NALS). Выборку составили свыше 5 500 человек в возрасте от 16 до 69 лет1.

Важным фактором развития образования взрослых является го­сударственная законодательная поддержка. Особенно широкий мас­штаб соответствующая законотворческая деятельность - Поддержка   получила в Европе, где имеются

образовательных мощная социально ориентированная экономика -инициатив и богатые традиции социальной поли­тики. Законы о поддержке образования взрос­лых, предоставлении оплачиваемых образовательных отпусков были приняты в конце 80—90-х годов в Дании, Германии, Испа­нии и других странах. В 1997—1998 гг. широкомасштабная программа развития образования в течение всей жизни человека была разра­ботана правительством Великобритании. В это же время с пакетом законодательных инициатив, направленных на совершенствова­ние всех звеньев системы образования, выступила администра­ция президента США. В 1998 г. при Министерстве просвещения, науки и культуры Японии было создано Управление непрерыв­ным образованием.

В последние годы в странах Европейского Союза ведется рабо­та по созданию общеевропейской системы непрерывного образо­вания, широко обсуждается проект «Меморандума непрерывного образования»2, который должен будет определить европейскую политику в сфере образования на ближайшее десятилетие и выра­ботать стратегию непрерывного образования на личностном и ин­ституциональном уровнях.

Актуальность развития непрерывного образования обусловле­на двумя основными факторами:

— знания, а также мотивация к их постоянному обновлению и навыки, необходимые для этого, становятся решающим факто­ром европейского развития, конкурентоспособности и эффектив­ного рынка труда;

— сложная социально-политическая европейская среда требу­ет от человека умения активно участвовать в общественных про­цессах, что невозможно без полноценного развития личности.

Названные факторы социально-экономических перемен тесно взаимосвязаны и определяют главные, характерные для междуна­родной практики цели непрерывного образования: формирова­ние активной гражданской позиции и обеспечение конкуренто­способности на рынке труда.

 

В проекте «Меморандума непрерывного образования» стран Ев­ропы сформулированы ключевые принципы, на основе которых планируется развивать образование взрослых Принципы   в современных условиях современного развития.

         

Новые базовые знания и навыки для всех как гарантия всеобщего непрерывного доступа к образования  образованию с целью получения и обновления взрослых навыков, необходимых для включения в

информационное общество. В первую очередь это компьютерная грамотность, иностранные языки, технологи­ческая культура, предпринимательство и социальные навыки, а также умение учиться, адаптироваться к переменам, ориентиро­ваться в потоке информации.

Увеличение инвестиций в человеческие ресурсы, преследующее цель поднять престиж и обозначить приоритет самого важного для Ев­ропы достояния — людей.

Инновационные методики преподавания и учения для системы непрерывного образования «длиною и шириною» в жизнь, с по­мощью которых учащийся перестает быть пассивным реципиен­том информации, а учителя становятся во все большей степени консультантами, наставниками и посредниками. В методах обуче­ния провозглашается приоритет личной мотивации, критическо­го мышления и умения учиться.

Новая система оценки полученного образования, призванная ко­ренным образом изменить подходы к признанию результатов учеб­ной деятельности в сфере неформального и информального об­разования. Официальное признание значимости этих видов об­разования призвано полнее отразить индивидуальный учебный опыт личности и повысить ее мотивацию к непрерывному уче­нию.

Развитие наставничества и консультирования, способствующее обеспечению свободного доступа к информации об образователь­ных возможностях в пространстве Европе. Предполагается созда­ние постоянной консультативной службы, которая могла бы дать каждому желающему рекомендации в плане образовательного, про­фессионального и личностного развития.

Приближение образования к дому с помощью сети учебных и консультационных пунктов, а также информационных техноло­гий. Главная ответственность за развитие системы непрерывного образования при этом ложится на местные органы власти. Люди не должны покидать свой родной город или поселок, чтобы полу­чить качественное образование. Принцип приближения образова­ния к дому подразумевает создание просветительских центров в непосредственной близости от жилища: в школах, вузах, библио­теках, клубах, парках, религиозных центрах, центрах отдыха, на рабочих местах.

 

Задания для самоконтроля:

 

1. В практике образования взрослых на Западе широко используется ряд понятий, касающихся непрерывного образования:

— образование взрослых — adult education;

— перманентное образование — permanent education;

— продолжающееся образование — continuing education;

— образование длиною в жизнь (пожизненное образование) — lifelong learning;

— возобновляющееся образование — recurrent education;

— дальнейшее обучение — further education;

— последипломное обучение — postgraduate education;

— компенсаторное обучение — remedial education. Попытайтесь дать свое толкование каждому понятию. Что в них обще­го? Чем, по вашему мнению, различаются эти понятия?

2. Пользуясь материалами предложенных сайтов (все они содержат информацию как на национальном, так и на английском языке), со­ставьте краткий обзор (список) мероприятий по образованию взрос­лых, проводимых за рубежом в последний месяц (квартал).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...