Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

  задание для самоконтроля. Рекомендуемая литература. Глава 21. Образовательный туризм




                                    Задание для самоконтроля

 Проведите небольшое социально-андрагогическое исследование читательского опыта в своей группе, используя методику, приведенную в приложении 10. Обсудите полученные результаты.

 

Рекомендуемая литература

Айзенберг А. Я. Социально-культурная роль чтения и самообразования в развитии личности // Вопросы философии. — 1986. — № 6.

Алексахин С. Мультимедиа в обучении // Человек и труд. — 1997. — № 3.

Воложенинова Н. Ю. Роль библиотеки в подготовке специалистов // Специалист. — 1999. — № 11.

Лукина М. М. Молодежная печать: Выйти из замкнутого круга: (По материалам обсуждения за «круглым столом» на факультете журналистики МГУ) // Вестник Московского ун-та. (Серия 10. Журналистика). —

1991. -№3.

Человек читающий: Писатели XX в. о роли книги в жизни человека и общества/ Сост. С. И. Бэлза. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 1990.

 

 

Глава 21. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ

Одним из неформальных видов образования является туризм. В конце XVIII в. молодые люди из богатых английских семей в целях продолжения или завершения образования стали совершать так называемые гранд-туры, 2 — 3-летние путешествия в континентальную Европу. Их можно считать первыми образователь ными турами. Во времена Просвещения Ж. Ж. Руссо и Дж. Локк провозгласили путешествия одной из необходимых составляющих воспитания.

С термином «турист» познакомил своих читателей англичанин Педж, издав в 1800 г. книгу «Анекдоты английского языка», в которой рассказывал о «путешественнике, называемом туристом». В то же время во Франции вышел Толковый словарь французского языка со статьей, где объяснялось, что турист — это «тот, кто путешествует из любопытства или для того, чтобы убить время». В России формирование традиции ознакомительных путешествий связано с именем Петра I, посылавшего дворян в Европу на учебу.

Экскурсионной деятельности большое внимание стали уделять со второй половины XIX в. В 1885 г. в Петербурге было открыто «Предприятие для общественных путешествий во все страны света» Липсона. Начинает свою деятельность Общество любителей естество знания, которое создает свои филиалы в Петербурге, Москве, Казани, Екатеринбурге, Тифлисе. ВозникаютКрымский горный клуб в Одессе, Кавказское горное общество: Пятигорске. С 1895 г. действуют Ялтинское экскурсионное бюр< Крымско-Кавказского горного клуба и первое туристическое об щество — Русский туринг-клуб, объединявший вначале туристов велосипедистов. Последний имел отделения в нескольких крупных городах России (Москва, Киев, Рига и др. ). В 1901 г. клуб бьи преобразован в Российское общество туристов, которое поставило своей целью использовать туризм и экскурсионную деятельность для просвещения народа.

Многие общества и клубы выпускали специализированные журналы, например «Экскурсионный вестник», «Русский экскурсант», литературу педагогического характера, а также занимались подготовкой руководителей экскурсий. В деятельности обществ и клубов принимали участие известные ученые, путешественники, писатели, общественные деятели, в том числе Д. Н. Мамин-Сибиряк, К. А. Тимирязев, Д. И. Менделеев, И. П. Павлов, Н. М. Пржевальский, В. И. Вернадский. Развитие экскурсионной деятельности проходило на фоне открытия различных выставок, музеев, исторических и культурных памятников. Двадцатый век приносит в образовательный туризм массовость.

Всемирная туристская организация, основанная в 1975 г., объединяет свыше 100 стран. В законе Российской Федерации «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» туризм определяется как «временный выезд (путешествие) гражданина с постоянного места жительства в любых целях, но без занятия оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания». Исходя из этого определения, сфера образовательного туризма охватывает все виды обучения и просвещения, которые осуществляются вне постоянного места жительства. В настоящее время наиболее популярными стали следующие виды образовательного туризма:

— учебные поездки с целью изучения иностранного языка или тех или иных общеобразовательных или специальных предметов;

— ознакомительные поездки в учреждения, организации и предприятия;

— научные и учебные стажировки в учреждениях, организациях и на предприятиях;

— участие в семинарах, конференциях, съездах, конгрессах, творческих мастерских и мастер-классах, цель которых обмен опытом и получение новой профессионально важной информации;

— экскурсионно-ознакомительные путешествия по различным городам, природным зонам и странам.

В большинстве из перечисленных видов сочетаются профессиональные и познавательные интересы. Культурно-познавательными программами всегда сопровождают проведение семинаров, конференций, стажировок и других подобных мероприятий. Осо­бенно много разнообразных экскурсионных программ, связан­ных с посещением музеев, выставок, осмотром достопримеча­тельностей, предлагается в языковых школах для иностранных слушателей.

Современные туристические фирмы, осваивая рынок образо­вательных услуг, стремятся расширить спектр предлагаемых кли­ентам образовательных поездок: от летних курсов иностранного языка до докторантуры в зарубежных университетах. Некоторые образовательные учреждения также начинают заниматься образо- вательным туризмом. Туристическим фирмам, подразделениям образовательного туризма учебных заведений становится все более необходимой методическая помощь. Важно иметь информа­цию о качестве образования в зарубежных учебных заведениях с точки зрения национальных интересов. Целесообразно создание единого информационного банка образовательных программ. Эффективность работы зависит и от знания прогнозных оценок, мониторинга образовательных потребностей. Методики разработки индивидуальных образовательных программ также способствуют развитию этого направления туризма. Роль андрагогов в организации работы по научно-методическому обеспечению образовательного туризма трудно переоценить.

 Андрагогическое сопровождение туризма предполагает целенаправленную работу по формированию тематических туристических маршрутов. Принцип их построения мо-

 Андрагогические может быть разным. В одном случае в комплекс аспекты туризма нормативных образовательных программ вводится дополнительная, например по истории

искусства или архитектуры. В другом — туристическая поездка будет носить исследовательский характер, например с целью пополнения коллекции растений или минералов. В третьем — путе­шествие может эмоционально предшествовать изучению крупно­го раздела науки или искусства. Вариантов множество. Но, как правило, содержание туристической и образовательной (просветительской) деятельности будут взаимодополняться и интегриро­ваться.

Путешествие обычно предваряется достаточно длительным эта­пом подготовительного обучения. Это могут быть опережающая информация о стране или регионе, спортивная подготовка, ос- воение прикладных навыков работы с фотоаппаратом, видеокамерой, разработка сценария будущего фильма. В ходе изучения или составления маршрута по карте открываются интересные воз­можности для группового проектирования. В андрагогические функции руководителя на подготовительном этапе входит спло­чение сформированной для поездки или пешеходного маршрута группы.

Во время поездки андрагогические аспекты находят свое выра­жение в экскурсионной работе гида или проводника, его влия­нии на межличностное общение в группе, организацию форм ак­тивного отдыха. Иногда это далеко не просто и требует знания основ конфликтологии. Руководитель группы или гид постоянно сочетает информационно-просветительскую функцию с любым другим видом деятельности, что, безусловно, должно подкреп­ляться особыми профессиональными умениями, чувством меры. Информационное и эмоциональное воздействие на экскурсантов оказывают мастерство экскурсовода в подаче материала, эруди­ция и артистизм, его личностное отношение к теме. По данным психологов, экскурсионная информация, хорошо продуманная и умело преподанная, запоминается лучше, чем только увиденное, прочитанное или услышанное. Любая экскурсия — знакомство с памятником культуры, с произведениями искусства, с интерес­ными объектами природы или с промышленными предприятия­ми, учреждениями медицины; образования, культуры и пр. — может служить развитию общей культуры человека, если в ней заложена возможность узнать что-то новое или по-новому, с но­вой точки зрения посмотреть на уже известное.

Образовательный туризм вносит в жизнь взрослого человека со­бытийность, что само по себе становится поучительным, давая по­вод для смены жизненных стереотипов. Обогащая впечатления, экс­курсия может дать человеку эмоциональный заряд, пробуждая или углубляя интерес к явлениям, событиям, объектам или личностям, и тем самым послужить толчком к дальнейшему, самообразованию.

Самообразовательная деятельность, связанная с туризмом, включает ведение дневника путешествия, составление фотоаль­бомов, подготовку слайдо- и видеофильмов с последующей их демонстрацией. Каждая из этих форм требует рефлексии, интер­претации полученного опыта, эмоциональной ретроспективы, что стимулирует личностное развитие.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...