Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задание для самоконтроля. Рекомендуемая литература. Глава 22. Музейная педагогика для взрослых




Задание для самоконтроля

В перечень российских объектов, внесенных в список Комитета Все­мирного наследия ЮНЕСКО, входят: исторический центр Санкт-Пе­тербурга и относящиеся к нему группы памятников; Погост Кижи; Кремль и Красная площадь; исторические памятники Новгорода и окрестности; культурный и исторический ансамбль Соловецких островов; Белые па­мятники Владимира и Суздаля; архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде; Церковь Вознесения в Коломенском; Новоиерусалимский монастырь в Подмосковье; девственные леса Коми; озеро Байкал; вулканы Камчатки; Золотые горы Алтая; необычайная природа западного Кавказа.

Разработайте проект образовательно-туристской программы по озна­комлению с одним из памятников (по выбору) для российских и иност­ранных туристов.

 

Рекомендуемая литература

Гебель П. Природное наследие человечества. — М., 1999.

Квартальной В. А., Романов А. А. Международный туризм: Политика развития. - М., 1998.

Котлер Ф., БоуэнДж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм / Под ред. проф. Р. Б. Ноздревой. — М., 1998.

Мерникова Н. «... Для удовольствия соотчичей и чужестранцев» (из истории туризма) // Управление персоналом. — 2001. — № 2.

Соломин В. П., Финаров Д. П. и др. Всемирное культурное и природное наследие // География в школе. — 1999. — № 2.

Чеботарь Ю. М. Туристический бизнес. — М., 1997.

 

 

Глава 22. МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ

 

С античных времен музей (от греч. museion — храм, посвященный музам) был местом активной духовной жизни взрослых людей, прежде всего философов, поэтов, ученых. Как источник образовательной информации он впервые был обозначен в середине

XVII в., когда Я. А. Коменский использовал термин «музей» применительно к кабинету ученого, содержимое которого всецело ориентировано на познание. От первоначального понимания музея как места, принадлежащего высокообразованным людям и аристократии, отказались со второй половины XIX в., и музейное пространство все шире стало открываться народным массам. В 30-е годы XX в. появился термин «музейная педагогика» (К. Фризен), четко обозначивший дидактическую и просветительскую роль музеев.

В России музеи с момента своего возникновения были ориентированы на образовательную деятельность для широких слоев населения (Кунсткамера и Музей Горного института в Петербурге, Учебный музей Московского университета, Оружейная палата, Третьяковская галерея и др. ). Деятельность музейных работников при этом всегда соотносилась с образовательной (просветительской) деятельностью. С конца 20-х годов XX столетия в музеях России началась целенаправленная «борьба» за посетителей как часть просветительской деятельности государства. К концу 30-х годов свыше 11 % российского населения являлось музейной аудиторией.

В 90-е годы XX столетия музейная педагогика в России переживает этап активного развития не только как практическая сфера, но и как область научного знания. Образовательный потенциал музея возникает на пересечении понятий «человек», «культура», «цивилизация», «информация», «диалог». Задачи, которые встают сегодня перед музейной педагогикой, многообразны. Прежде всего это стремление воспитать своего посетителя, готового к вхождению в музейное пространство, мотивированного на постоянное посещение музея, способного вступать в диалог с культурным наследием, хранящимся в его залах. В отличие от 20 —30-х годов, когда музей диктовал свои правила преподнесения информации малообразованным посетителям, современный экскурсант вполне автономен в музейной среде.

Развитие музейной культуры взрослого посетителя — во многих аспектах андрагогическая проблема. Работники музеев постоянно ищут способы формирования целевой аудитории, формы общения с посетителями, ориентируясь на уровень их готовности понимать язык, на котором говорят с ними в музее история, культура, время. Любой из экскурсоводов музея по определению андрагог. Одним из важнейших принципов его работы является адресность предлагаемой информации, т. е. дифференцированный подход к посетителям. Музейная  аудитория различается по социально-демографическим признакам (возраст, пол, национальность, образовательный уровень, профессиональная принадлежность, место жительства). Как правило, именно образовательный уровень и предыдущий культурный опыт определяют отношение людей к музею, к его экспонатам и культурно-образовательным программам.

Музейного педагога (точнее, андрагога) в первую очередь интересует:

— отношение посетителей к музею вообще;

— направленность их интересов (случайные посетители выставки, слушатели лектория, курсов выходного дня, тематических образовательных программ, «друзья» музея и др. );

— степень готовности к восприятию музейной культуры (ориентация в предметной области, знание языка музея, наличие предварительной информации об экспозиции).

Для того чтобы составить достаточно полное и объективное представление обо всех этих вопросах, андрагогу необходимо владеть навыками экспресс-диагностики. Тогда появляется возможность исходить из актуальных интересов и потребностей людей, находящихся перед ним. В зависимости от полученных данных он корректирует свои профессиональные задачи и выбирает язык общения — профессиональный, эмоционально-ассоциативный, популяризаторский или иной.

Основную часть современной музейной аудитории составляют женщины (до 70 %). Половина из них имеют высшее образование, многие приходят в музей ради ребенка.

По данным Государственного Русского музея, выделено пять основных групп мотивов посещения музея: общепознавательные; конкретно-познавательные (ориентация на определенные произведения, экспози-ии, выставки); эмоциональные (получение положительных впечатлений, поднятие настроения); воспитательные (по отношению к детям и знакомым); квазихудожественные (случайные посещения, заполнение свободного времени)1.

В соответствии с принципами андрагогики работник музея, безусловно, призван уважать право посетителя на индивидуальность восприятия, на собственную внутреннюю реакцию, которая может не совпадать с откликом, «запланированным» авторами экспозиции. Сегодня для экскурсовода уже недопустимо подавлять слушателей информацией или программировать их восприятие собствен ными образами и оценками. Его основной задачей является приглашение к диалогу, размышлению по поводу художественных, технических, естественно-научных, исторических материалов, которые представлены в залах музея.

Задачей музейного работника (экскурсовода) является построение для взрослого посетителя системы ориентиров в музейном пространстве. В определенной степени это сродни формированию индивидуального образовательного маршрута в системе обучения. Сюда следует отнести предварительную информацию о музее в целом, отдельных экспозициях и залах; тематические буклеты и издания, аудио- и видеоматериалы, с которыми посетитель может индивидуально поработать до, во время и после посещения; устные рекомендации. Чтобы опосредованное информационными материалами общение с посетителями было продуктивным, оно должно быть методически грамотно подготовлено и структурировано с учетом особенностей восприятия той или иной адресной группы.

Организация диалога посетителя и музейного пространства имеет определенную технологическую основу, которую призваны сформировать сотрудники музея независимо от его профиля. У взрослого человека, прежде всего должно возникнуть желание внутренне общаться с той культурной информацией, которую ему предлагают музей и авторы экспозиций. Появление подобного стимула так или иначе зависит от сотрудников музея, от их внутреннего настроя, установки на творческое взаимодействие со взрослым, вполне самостоятельным посетителем. Важно отметить, что квалифицированный музейный андрагог всегда с уважением отнесется к незнанию или отсутствию опыта у посетителя, постарается стимулировать появление у него информационного запроса. Взрослый посетитель, готовый к диалогу с музеем и его экспонатами, должен понимать их «язык», чтобы услышать и почувствовать голоса культуры, истории, других эпох и людей. Толькотогда возможны внутренний отклик и индивидуальная интерпре­тация увиденного. Этого довольно сложно достичь без помощи специалиста, которым в данном случае оказывается экскурсовод. Если он находится в позиции подлинного андрагога, то выступит в роли посредника в увлекательном диалоге, развертывающемся перед его глазами.

Еще одной специфической задачей музейного андрагога явля­ется создание настроения, отвечающего тематике экскурсии. Для каждой аудитории требуются свои психолого-андрагогические при­емы, зависящие от состава группы или индивидуальных особен­ностей отдельного посетителя. В каком-то смысле экскурсовод ста­новится режиссером музейной ситуации, способствуя целостно­сти восприятия посетителями предлагаемой информации, созда­нию определенного настроя.

В образовательной и просветительской деятельности музейных работников реализуются принципы интеграции образовательного и музейного контекстов; диалоговости; персонализации содержания музейной работы с посетителем; креативности, целостности, ин­формационной меры. Все эти принципы в содержательном отноше­нии близки сущности андрагогической деятельности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...