Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задания для самоконтроля. Рекомендуемая литература




Задания для самоконтроля

 

1. Проведите наблюдения за посетителями одного из музеев. Попы­тайтесь составить несколько словесных портретов на тему «Взрослый в музее». Проанализируйте профессиональную позицию одного из экскур­соводов с точки зрения андрагогики.

2. На примере одного из музеев покажите его просветительские возмож­ности для разных возрастных и социальных групп взрослого населения.

3. Составьте аннотацию к одной из выставок или экспозиций так, чтобы она привлекла внимание какой-либо выбранной вами категории взрослых.

 

Рекомендуемая литература

 

Художественный музей в образовательном процессе. — СПб., 1998.

Шмит Ф. И. Искусство как предмет обучения. — Харьков, 1923.

Юхневич М. Ю. Музейная педагогика: Программа курса // Музейное дело и охрана памятников культуры. — М., 1996.

Museum education Histori Theory and Practis. The national art education Association. Reston. — Virdginia, 1989.

 

Принятие миссии «ведения взрослого» предполагает освоение андрагогом соответствующих основ деятельности, у истоков которой находится понимание сущности идеи непрерывного образования как учения человека на протяжении всей жизни. В этом процессе андрагог играет сопутствующую роль. Взрослый человек, выступая активным субъектом образовательного процесса, сам определяет меру своей включенности в него и степень потребности во взаимодействии с преподавателем. Игнорирование андрагогом этого принципиального положения приводит обычно к негативным эффектам.

Как уже упоминалось, впервые обозначение словом «андрагогика» сферы деятельности, связанной с обучением взрослых, встречается в книге немецкого историка эпохи Просвещения Александра Каппа о педагогических взглядах Платона. Таким образом, практика просвещения взрослых имеет столь же древние исторические корни, как и детское обучение и воспитание. В самом деле, чем, как не андрагогикой, занимались Пифагор, Сократ, Платон, Иисус Христос, пророки и проповедники, великие философы, политические деятели, литераторы, ученые всех веков и народов, вносившие свой вклад в просвещение и духовное развитие огромных масс, увлекая их силой своего ума, духа, эмоций? Для своих непосредственных учеников, соратников, последователей они являлись подлинными Учителями.

Пожалуй, первая из позиций андрагога исторически оформилась именно как просветительская, проповедническая по отношению к другим взрослым людям. Подобная позиция не может быть присвоена произвольно. Для этого андрагогу необходимо иметь то, что сегодня принято называть харизмой, обладать безусловным социальным и нравственным авторитетом среди значительного количества людей, быть носителем инновационных (революционных) идей, способных собрать вокруг себя массы последователей. Основным механизмом, обеспечивающим возникновение андрагогической системы отношений, становится убеждение, вера, объединяющая людей в то или иное сообщество, вдохновляемое лидером.

Однако профессия андрагога многолика. Многообразие пози­ций, сложившихся в опыте человечества у лиц, осуществляющих обучение взрослых, можно было бы разбить в смысловом отно­шении на определенные группы: монитор (от лат. monitor — тот, кто предупреждает, надсмотрщик); тьютор (от лат. tutor— защит­ник, покровитель, опекун); тренер, инструктор. Все они являются носителями нормативного эталонного комплекса знаний, умений, навыков в локальной образовательной области. Характер содержа­ния, которое они транслируют, предполагает его передачу с по­мощью инструктирования, алгоритмизации, программированно­го освоения социально нормированных действий и поведения. В этой ситуации задача андрагога сводится к четкой передаче необходи­мого объема содержания, установлению обратной связи, оценке и коррекции промежуточных и конечного результатов. Дело взрос­лого, желающего учиться в такой системе, подчиниться автори­тету, основой которого является безусловный профессиональный опыт андрагога, быть готовым к рутинному повторению предла­гаемых операций, к порой жесткому обращению со стороны пре­подающего.

По приведенной схеме взрослые обычно обучаются вождению транспорта, владению различной техникой, осваивают те или иные виды спорта, изучают иностранный язык. То есть речь идет об усво­ении содержания, требующего безусловного предъявления внеш­него, предметного результата и, как правило, в лимитированные сроки. Интересно, что существует довольно значительная катего­рия взрослых людей (это особенно относится к тем, кто имеет соб­ственный опыт преподавания или руководства), которым чрезвы­чайно трудно подчиниться инструкции или алгоритму.

Андрагог может принимать на себя роль ментора (от греч. mentor— имя наставника сына Одиссея, Телемака), советника, наставни­ка, консультанта. Для этого он должен обладать значительным опытом в той или иной сфере жизнедеятельности и занимать зна­чительно более высокую ступень в иерархии опыта, нежели его взрослый подопечный. Наставник осуществляет своеобразное со­провождение взрослого на том или ином этапе его образователь­ного пути, отступая на второй план, как только будет накоплен необходимый опыт и уровень компетентности.

Андрагог может выступать также в позициях аниматора (от лат. anima — душа), медиатора (от лат. mediator — посредник), фасилитатора (от лат. facile — простой). Эта группа позиционно объединена общим смыслом, ориентированным на облегчение об­разовательного процесса. Аниматор выступает в качестве стиму­ла, внося воодушевление, становясь своеобразным индуктором, т. е. «пусковым» механизмом воплощения просветительских или образовательных идей и замыслов. Медиатор становится посред­ником между взрослым и образовательным содержанием. Он организует встречу с источником необходимой информации. Фасили-татор выполняет в первую очередь функцию психологической поддержки взрослого в его образовательных усилиях. Он предупреждает, смягчает, облегчает те трудности и противоречия, которые тот встречает на образовательном пути.

Еще одна из возможных позиций андрагога — проблематизатор. (Образно — «интеллектуальный провокатор, дразнящий собеседника». ) Впервые такая позиция была заявлена, скорее всего, Сократом, системой своих проблемных вопросов выводившим собеседника на границу его незнания. В процессе обучающего взаимодействия проблематизатор обеспечивает рождение собственных информационных запросов, формирует «ученое незнание», помогает в формулировке познавательных проблем и вопросов.

В отличие от проблематизатора андрагог-интерпретатор способствует ответу на возникающие в ходе образования вопросы. Обычно это специалист, признанный в своей области, достигший методологического уровня осмысления проблематики и способный в силу этого стимулировать выход на поиски смысла, оказывать помощь в истолковании имеющихся у взрослого информации или опыта, готовый ответить на возникающие у него вопросы.

В сфере просвещения андрагог может выступать в качестве популяризатора, транслятора знаний и опыта, созданных другими людьми. Его задача — перевести образовательную (просветительскую) информацию на более доступный язык, сделать ее понятной широким слоям населения, сохранив при этом первоначальный смысл.

Если в образовательной ситуации одновременно встречается достаточное количество людей высокого уровня образованности и компетентности, андрагогу целесообразно занять позицию координатора. Его основной задачей становится объединение, интеграция образовательных усилий и опыта присутствующих участников познавательно-коммуникативных процессов.

Наконец, андрагогической всегда является позиция мастера, т. е. человека, достигшего в своей деятельности высот совершенства. Любой поступок и факт его жизни в этом случае становится поучительным для окружающих.

Первым шагом в построении логики андрагогического процесса является позиционирование в системе межсубъектного взаимодействия. Смысловой выбор позиции зависит от целого ряда моментов:

— начальных целевых установок участников;

— характера содержания, подлежащего усвоению;

 — ситуации, требующей на выходе определенного уровня обученности;

— установленных сроков обучения;

— личностных особенностей андрагога, стиля его профессионального поведения;

— степени владения содержанием и познавательно-коммуникативной ситуации;

— особенностей субъекта учения (возраст, пол, национальность, статус, образовательный ценз, степень принятия позиции ученичества);

— существующих культурных традиций и образовательных стереотипов.

Выбирая ту или иную позицию, андрагогу следует ответить себе на ряд вопросов: кем могу я стать для этих взрослых людей, которые пришли учиться? Каков мой профессиональный багаж, в какой степени он может оказаться полезен для них? Что я знаю о потребностях и интересах аудитории, сидящей передо мной? Насколько я могу быть для них интересным и полезным партнером в обучении? Каких трудностей мне следует ожидать? Внутренне принятую в итоге позицию необходимо предъявить в той или иной форме вовне, чтобы возможным стало согласование этой позиции с запросами потенциальных «учеников».

Следующим важным шагом является формирование в пространстве обучения благоприятного социально-психологического климата. Созданию соответствующей эмоциональной атмосферы и подлинно андрагогических отношений помогает то, что можно назвать «возрастной эмпатией» или умением (сочувствовать и (со)переживать настроению возраста (юности, зрелости, старости). В зависимости от возраста самого андрагога и его социального опыта механизмами настройки на состояние аудитории могут стать воспоминания, вхождение в эмоциональный или интеллектуальный резонанс, «схватывание» жизненного ритма, дополнение по контрасту, взаимная компенсация (опыта, сведений и др. ), диагностика проблематики, актуализация возрастных смыслов и ценностей.

Не менее серьезной профессиональной задачей является ощущение культурологического контекста, свойственного собравшейся для обучения аудитории. Он может быть однородным, поликультурным, одинаковым или разноуровневым в смысле предпо-сылочной образовательной базы. В одном случае первоначально необходимо опираться на доминирующие культурные ценности и реалии — это сразу расположит к вам аудиторию. В другом — искать метауровень, позволяющий сделать содержание обучения одинаково значимым и интересным для представителей разных культурных пространств.

Важным шагом в организации андрагогического образовательного процесса становится согласование целей, смыслов, основных ценностей, значимых для участников обучения. Совместная выработка профессиональных и личностных перспектив обучения, его сроков и логики позволяет сформировать подлинно андраго-гическую систему отношений, отличающуюся открытостью образовательных механизмов.

Для того чтобы обучение было успешным, очень важно правильно выбрать образовательную стратегию. Ее можно определить как вектор развития профессионального поведения, обусловливающий характер становления образовательной системы на достаточно длительный период. Стратегия в значительной мере прогнозирует диапазон педагогических результатов, которые могут быть получены в том или ином случае.

Выбор образовательной стратегии прежде всего зависит от цели и содержания, которое предстоит освоить слушателям. В рамках формального образования содержание регламентирование, что требует пошаговой стратегии. Для нее характерны последовательная работа с «порциями» учебного материала и установление постоянной обратной связи с преподавателем (программирование, модульное обучение и др. ). Обучение (формальное или неформальное), опирающееся на собственный опыт взрослых людей, требует другой стратегии — диалоговой. Диалог, в свою очередь, предполагает обучение культуре коммуникации, организацию. групповой деятельности, ситуаций рефлексии и интерпретации. Для получения принципиально новых установок, отношений, опыта целесообразно использовать стратегию проживания с организацией ситуаций погружения в проблему, образовательных марафонов, различных форм имитационного моделирования и драматизации.

Встреча предопределенного программами содержания образования и уникального опыта обучающихся приводит к так называемому интеграционному согласованию (Жордан), предполагающему обнаружение сходства и различий между старым и новым знанием. Это позволяет старое, уже известное осмыслить по-новому, поднимая значимость имеющихся у обучающегося знаний и опыта. Интеграционное согласование обеспечивает более спокойное вхождение взрослых в образовательный процесс, способствует преодолению жесткой заданности содержания образования. При определенной организации старый опыт становится существенным компонентом содержания занятий, расширяя его границы. Интерпретация взрослым человеком содержания образования в соответствии с внутренним контекстом «Я» рассматривается в качестве важного эффекта образования. Существенна сама ориентация образования на приобретение знаний, позволяющих осмыслить ситуации жизнедеятельности в широком контексте, и принятие этой ориентации взрослыми, включающимися в образование.

Не менее важным в андрагогическом процессе становится определение масштаба субъекта, который наиболее целесообразно сформировать для достижения той или иной образовательной цели. Например, обучение конкретным профессиональным умениям и навыкам технического плана (вождение, работа на станке, компьютерный набор и др. ) продуктивно в индивидуальной форме (или парной с участием инструктора), поскольку здесь имеет смысл только индивидуальный результат. Освоение коммуникативных навыков и умений, напротив, невозможно в одиночку и требует групповой деятельности. Это же касается клубных форм обучения. Технологический потенциал группы складывается из влияний природных и социокультурных механизмов, связывающих людей по «закону сообщимости человеческих душ и состояний» (М. К. Мамардашвили).

Большинство эффективных изменений в установках и внутреннем мире личности происходит именно в групповом контексте. Чаще всего в образовательных целях используются возможности малой группы (от 2 до 7 участников) как общности людей, находящихся друг с другом в непосредственном психологическом контакте.

Качество группы не сводится к сумме качеств ее отдельных участников, а дает новый уровень восприятия и переживания действительности (общность опыта, эмоциональный резонанс, аналогичные умения).

Корпоративные варианты профессиональной подготовки рассчитаны на коллективные виды работы с содержанием, предусматривающим четкое разграничение функций и направленности материала. В технологии, предполагающие работу с коллективным субъектом, обязательно входят способы оформления в постулаты правил внутренних отношений, способствующих созданию коллективного образа будущего, сохранению и развитию данной общности и состояния принадлежности к ней человека. Коллективный результат складывается из интеграции, или суммирования, усилий каждого, а его эффективность основана на системном разделении функций при выполнении общественно значимой деятельности, направленной на достижение общей цели.

Показателями правильно выбранной профессиональной позиции и образовательной стратегии для андрагога служат:

— открытость и доверие взрослой аудитории по отношению к преподавателю;

— высокая степень внутренней включенности слушателей в работу;

 — устойчивость познавательной активности на протяжении всего периода занятий;

— благоприятная психологическая атмосфера, складывающаяся между слушателями;

— искреннее обращение слушателей за помощью друг к другу и преподавателю;

— доброжелательная реакция на затруднения и проблемы, возникающие по ходу обучения у любого из его участников;

— предъявление своей проблематики для совместного обсуждения в ходе занятий;

— свободное предъявление собственной позиции;

— продуктивность совместной рефлексивной деятельности;

— интерес и уважение к личности андрагога и его профессиональной позиции;

— желание прислушаться к мнению преподавателя;

— наращивание информационных потребностей и проявлений креативности по мере прохождения образовательной программы

(курса);

— проявление эффекта развивающегося содержания за счет привнесения в образовательное пространство опыта взрослых обучающихся;

— возможность решения профессиональных и личных проблем

в итоге обучения;

— удовлетворенность результатами обучения на индивидуальном и групповом уровне;

— желание слушателей продолжить взаимные контакты после окончания обучения.

В работе андрагога существуют определенные риски, например опасность выйти за границы своей компетенции. Поэтому необходимо уметь выявить и обозначить для себя и клиента эти границы. Бывает, что специалист, независимо от профиля деятельности, нужен взрослому, испытывающему трудности, только как психологическая отдушина. Он и не намеревается работать с собой, получая в лице андрагога своеобразный «объект», на который просто «сбрасывает» свои проблемы. В этом случае следует постараться ввести взаимодействие в обучающее русло либо отказаться от общения. Для андрагога также важно умение психологически выйти из ситуации обучающего взаимодействия, всегда требующей принятия на себя и внутреннего напряжения, и концентрации усилий.

Отвечая на вопрос, кто есть андрагог, некоторые специалисты склонны сегодня придать этому понятию расширенное толкование. К андрагогам они относят не только специалистов, непосредственно работающих в образовательных учреждениях для взрослых (институтах повышения квалификации, вечерних школах, различного рода курсах и др. ), но и представителей других сфер деятельности, способных оказывать влияние на образование взрослого человека. Среди них руководители учреждений, работники культуры, социальные работники, организаторы досуга, туризма. В процесс приобщения взрослых к новой интерпретации их опыта постоянно включаются работники собесов, служб занято­сти, врачи, юристы и др. Потенциал соотнесения деятельности этих специалистов с ее андрагогической функцией кроется в осо­знанном включении в просвещение взрослых, с которыми они профес­сионально связаны; в определении круга информации, необходи­мой для оказания помощи своим подопечным в диагностике ин­дивидуальных возможностей; в улучшении своего социального са­мочувствия.

Рассмотрим несколько примеров того, как андрагогические функции тесно переплетаются с должностными обязанностями различных специалистов.

Андрагогами вполне можно считать руководителей и управлен­цев разного уровня практически во всех профессиональных сфе­рах. Одна из их прямых задач — создание условий для (саморазви­тия профессионального и личностного потенциала персонала сво­его учреждения. Руководитель может выступать как андрагог по отношению к отдельным сотрудникам, группам работников, кол­лективу (корпорации) в целом. В концепции обучающейся орга­низации, широко распространяющейся сейчас в международной практике, именно руководству отводится особая роль в стимули­ровании обучения коллектива.

Огромное значение в плане андрагогического влияния на со­трудников имеет профессиональный имидж руководителя. С его помощью предъявляются и транслируются эталонные модели про­фессионального поведения и общения, специфика культуры уч­реждения. Стиль поведения руководителя способен ненавязчиво продемонстрировать окружающим, какие черты он хотел бы ви­деть в своих коллегах (пунктуальность, порядочность, творчество, стремление к образованию и др. ). Таким образом, имидж может выполнять важнейшие андрагогические функции профессиональ­ного воспитания и стимулирования.

Руководитель обучающейся организации как андрагог стано­вится в центре разработки стратегических линий обучения внутри коллектива, способствуя созданию в своем учреждении информа­ционно-образовательной среды того или иного типа. Он всячески стимулирует появление образовательных целей и мотивов у своих сотрудников, определяя при этом целесообразность формирова­ния субъектов обучения различного масштаба (обучение всего коллектива для поддержки конкурентоспособности; дополнитель­ное образование и переподготовка творческих групп, обеспечива­ющих инновационное развитие; индивидуальное повышение ква­лификации, ориентированное на карьерное продвижение).

Руководителю приходится выступать в роли андрагога-конфликтолога, проводя индивидуальную и групповую работу с кад­рами по предотвращению, снятию конфликтов, развитию культуры деловой коммуникации. Для этого ему необходимы специ­альные социально-психологические знания и умения. Он также выполняет воспитательно-наставнические функции по отноше­нию к молодым сотрудникам, резерву руководящих кадров, пер­соналу. Кроме того, на руководителе лежит ответственность в пер­вую очередь за воспитание корпоративного духа учреждения, ко­торый воплощается в традициях, системе организации труда и досуга, атмосфере межличностного общения. Андрагогические ас­пекты работы руководителя связаны с его экспертной позицией в системе деятельности учреждения. Именно руководитель в конеч­ном итоге оценивает качество кадров и результаты деятельности своего коллектива. Именно он решает вопросы делегирования от­ветственности тем или иным сотрудникам. Все эти качества руко­водителя, безусловно, играют профессионально-воспитательную

роль.

Для современного общества очевидна принадлежность к ко­горте андрагогов огромной армии социальных работников. Выделе­ние андрагогического аспекта их деятельности объясняется ее ори­ентацией не только на оказание помощи людям, нуждающимся в социальной защите, но и на способность «опекаемых» взрослых к осознанию собственного жизненного потенциала, поддержку их стремления к самореализации и саморазвитию. В этот же ряд пред­ставляется возможным поставить и других специалистов, занятых в социальной сфере, обслуживании населения не эпизодически, а в течение довольно длительного времени.

Развитие сферы социальной защиты взрослого населения при­влекает в число андрагогов новые категорий людей. В качестве при­мера можно привести волонтеров (от фр. volontaire — доброволец, voluntas — воля, желание, готовность), которые участвуют в работе со взрослыми, нуждающимися в социальной защите и интеграции в общество. С одной стороны, волонтерство рассматривается как «серьезный досуг» (Р. А. Стеббинс), позволяющий личности реали­зовать себя вне работы, приобрести специальные знания, стать со­циально полезным. В этом смысле оно само по себе несет андраго-гическую нагрузку. С другой стороны, работая со взрослыми, во­лонтеры способны в ходе общения благотворно влиять на воспри­ятие опекаемыми людьми их позиции в нелегкой жизненной ситу­ации, оказывать им помощь в позитивной интерпретации своего опыта, что вполне соответствует функции андрагога.

Большими возможностями для образования взрослых распола­гают различные общественные движения. Перспективным является выделение андрагогического аспекта в деятельности руководите­лей, инициаторов, активистов этих движений. Это предполагает их специальную ориентацию и подготовку как андрагогов. Для организаторов и активистов общественных движений важно не только владеть организационными навыками и пропагандистски-ми умениями, но понимать и раскрывать перед коллегами по общему делу возможности их личностного развития и творческого самовыражения в совместной деятельности.

Самообразование во взрослом возрасте, независимо от желания самого человека, всегда приобретает андрагогический оттенок. В рамках информального образования он также становится «сам себе андрагогом». Для этого необходимо четко представлять свой образовательный потенциал, осмысливать свои образовательные потребности, цели, мотивы; представлять структуру процесса обучения; уметь рефлексировать над его результатами. Все это связано с волевыми усилиями и способностью к самоорганизации.

Для взрослого человека, желающего заниматься самообразованием на уровне профессионального, общекультурного, воспитательного развития, существует целый ряд значимых личностных характеристик:

— умение ориентироваться в мире информации;

— освоение себя как познающего «инструмента»;

— формирование коммуникативной культуры, позволяющей вступать во взаимодействие с другими людьми;

— освоение информационных образовательных технологий, делающих продуктивным процесс обучения;

— организация времени и пространства жизнедеятельности, в структуре которых постоянно должна оставаться часть для непрерывного образования.

Взрослому человеку, занимающемуся самообразованием, присуще умение противостоять информационному хаосу через его упорядочивание. Этому сопутствуют избирательность источников, способность отсекать лишнее (целенаправленный отбор радио- и телевизионных передач, периодических изданий и др. ); понимание того, что полнота информации по отдельной проблеме сегодня не может быть достигнута. Достаточно сказать, что за последние 30 лет, по наблюдениям ученых, объем информационного поля увеличился ровно настолько, как за предыдущие 5000 лет. Для того чтобы успешно продолжать обучение в любом возрасте, человеку необходимо выбирать оптимальные для себя поисковые модели, включающие систему создания и работы с базами данных, осуществления информационного поиска в каталогах, глобальных сетях, накопления, хранения и интерпретации нужных сведений.

Если вы всерьез собираетесь заниматься образованием в течение жизни, вам предстоит постоянно углублять знания о своих возможностях и особенностях как «человека учащегося». Что же важно выяснить о себе?

Необходимо провести (само)диагностику доминирующего типа восприятия информации (модальности). Это поможет выяснить, что для вас характерно: визуальный, аудиальный, кинестетиче­ский путь работы с информацией; (право)левополушарный вари­ант обучения. Полученные данные облегчат поиск наиболее удоб­ных именно для вас моделей работы с текстом и устным потоком информации. Полезно представлять, какой тип памяти у вас пре­обладает: механическая, образная, ассоциативная, эмоциональ­ная. Знания об этом обусловят отбор оптимальных способов запо­минания и извлечения из памяти любой информации.

Важно определить собственные социально-психологические предпочтения в процессе обучения и их причины. Проанализи­руйте, когда и почему вам комфортнее учиться: в одиночку, в группе, в корпоративном сообществе, в системе Интернет; пред­почитаете ли вы находиться в позиции человека, передающего опыт и знания, находящегося в центре внимания аудитории, или охотнее учитесь у других; кого предпочитаете в качестве андрагога: представителя своего или противоположного пола; ровесника, человека младше (старше) себя.

Подумайте, когда вы склонны проявлять наибольшую актив­ность в работе с информацией: рано утром, в дневные часы, поздно вечером; как вам легче обучаться: в регламентированном жестком режиме под контролем со стороны или в условиях пол­ной свободы.

Переходя от одной формы обучения к другой, полезно осозна­вать, что для вас наиболее ценно в процессе образования: зна­комство с новым фактическим материалом, возможность глубже осмыслить происходящие вокруг процессы; повышение образова­тельного ценза; интересное общение, возможность познания как такового или что-то еще. Не менее важно систематически анали­зировать причины, мешающие вам стать или находиться в пози­ции взрослого ученика. Всегда полезно выяснить, почему нет же­лания учиться, почему трудно усваивать тот или иной материал, ибо это помогает преодолеть преграды, возникающие на пути к самосовершенствованию с помощью образования.

Для обучающегося взрослого человека одним из важнейших андрагогических умений является установление обратной связи. Это предполагает самостоятельную выработку критериев оценки и показателей продуктивности своего участия в образовательных программах и акциях.

В качестве ориентиров для обратной связи можно порекомен­довать:

— изменение в системе жизненных и образовательных устано­вок, ценностей, отношений;

— приобретение новых знаний, навыков, опыта деятельности;

— получение новых переживаний;

— изменение социального статуса, отношений на службе;

— получение конкретных творческих результатов;

— увеличение степени свободы в общении;

— решение определенных проблем в семье, на службе и т. д.

Взрослый учащийся человек обычно ищет формы, помогаю­щие ему упорядочивать свой жизненный опыт, анализировать процесс и результаты саморазвития. Недаром большинство лю­дей, чьи имена остались в истории, вели обширную переписку, дневники, мемуарные записи. Перечисленные выше моменты спо­собны оказать помощь в освоении позиции аутодидакта, т. е. че­ловека, способного к самообучению. Тому, кто научился руково­дить собственным образовательным продвижением, гораздо легче стать настоящим андрагогом.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...