Тема 1. 2. Психика, сознание, бессознательное
План лекции 1. Понятие психики. 2. Мозг и психика 3. Структура психики человека. 4. Развитие психики в процессе филогенеза и онтогенеза. 5. Сознание и бессознательное. 6. Психика и организм.
1. ПОНЯТИЕ ПСИХИКИ Психика – свойство высокоорганизованной материи (мозга) отражать объективную действительность и на основе формируемого при этом психического образа целесообразно регулировать деятельность субъекта и его поведение. Психическое отражение не является зеркальным, механическим копированием мира (как зеркало или фотоаппарат). Оно всегда сопряжено с поиском, выбором; связано с какой-то необходимостью, с потребностями. Это субъективное избирательное отражение объективного мира, т. к. принадлежит всегда субъекту, вне субъекта не существует, зависит от особенностей субъекта: от его интересов, эмоций, особенностей органовчувств и уровня мышления, (одну и ту жеобъективную информацию разные люди могут воспринимать по-своему, причем каждый из них обычно думает, что именно его восприятие самое верное). Таким образом, субъективное психическое отражение, субъективная реальность может отличаться частично или значимо от объективной реальности. Психика – это субъективный образ объективного мира. Функции психики: 1) отражение окружающей действительности, 2) сохранение целостности организма, 3) регуляция поведения. Данные функции взаимосвязаны между собой и обеспечивают адаптацию живого организма к условиям окружающей среды.
2. МОЗГ И ПСИХИКА Материальной основой психики является нервная система. Нервная система человека – важнейшая система, регулирующая все процессы в организме и обеспечивающая его оптимальное взаимодействие с окружающим миром.
Нервная система делится на: - центральную * головной мозг(в частности кора больших полушарий состоящая из нейронов – рабочих клеток головного мозга) * спинной мозг - периферическую * нервные окончания (рецепторы) * нервные волокна (проводящие пути) * нервные узлы Функции центральной нервной системы: - обработка и анализ информации получаемой из внешней среды; - организация ответной реакции в ответ на раздражение из внешней среды. Функции периферической нервной системы: - восприятие и передача информации об особенностях раздражителей в ц. н. с. из внешней среды; - передача команды от ц. н. с. на рабочие органы (мышцы, железы внешней и внутренней секреции). Человеческий мозг насчитывает 10 видов связанных между собой и взаимодействующих нейронов (нервных клеток). Тела нервных клеток составляют серое вещество мозга, а белое – скопление аксонов и дендритов. В составе рефлекторной дуги по своей функциональной значимости различают три вида нейронов: • афферентные – способные воспринимать раздражения из внешней и внутренней среды и передавать в мозг; • центральные – обрабатывающие сигнал от афферентных нейронов и передающие его эфферентным нейронам; • эфферентные – передающих сигнал от центральных нейронов на рабочий орган. Теоретически обосновал сущность рефлекторной природы психики Сеченов в труде «Рефлексы головного мозга». И. П. Павлов экспериментально проверил и доказал правильность теории о том, что психика имеет рефлекторный характер. Рефлекс – закономерная ответная реакция организма на внешние или внутренние раздражители, которая осуществляется при помощи нервной системы. Виды рефлексов: - безусловный – врожденная реакция организма осуществляемая при помощи реакции нижележащих отделов нервной системы (мозговой ствол, спинной мозг)
- условный – приобретенная в течении индивидуальной жизни форма реакции на раздражители, которая осуществляется вышележащими отделами ц. н. с. (кора головного мозга) Условный рефлекс образуется, когда условный раздражитель совпадает безусловному или предшествует ему. В коре головного мозга образуются временные нервные связи между соответствующими центрами и определяют высшую нервную деятельность. Высшая нервная деятельность характеризуется различным соотношением двух основных процессов: возбуждения и торможения. Возбуждение – это функциональная активность нервных клеток и центров коры головного мозга. Торможение – это затухание активности нервных клеток и центров коры головного мозга.
Нервные процессы возбуждения и торможения характеризуются: - силой; - уравновешенностью; - подвижностью.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|