Новорожденность. Младенчество. (1 месяц – 1 год). Раннее детство. Дошкольный возраст. Младший школьный возраст. Подростковый возраст
Новорожденность (0 – 1 месяц) Ведущая деятельность – рефлекторные реакции. Появление зрительного и слухового сосредоточения, возможность появления условных рефлексов на зрительные и слуховые раздражители. Появление улыбки — готовность общения со взрослым Комплекс оживления — эмоционально-положительная реакция на взрослого – основное новообразование этапа новорожденности При патологическом течении кризиса – равнодушие к взрослому, отсутствие реакции на игрушки, задержка развития Младенчество (1 месяц – 1 год) Важная деятельность для нормального развития – эмоциональное общение ребенка и матери – служит признаком физического и психического здоровья, формирует привязанность к матери, базовое доверие к миру Ходьба — первое основное новообразование младенческого возраста. Второе основное новообразование этого возраста — появление первого слова. ПРИЧИНЫ КРИЗИСА 1 ГОДА: Нарастание противоречия между потребностями в познании окружающего мира и еще недостаточными возможностями для их удовлетворения. При нарушениях привязанности к матери: · дети испытывают проблемы в психическом развитии, формируется задержка речи; · проблемы в установлении взаимоотношений со сверстниками и окружающими; · формируется тревожность, страхи, неуверенность в себе; · отставание в развитии движений; · в дальнейшем у взрослых проявляется как недоверие, тревожность, невротизм, избегание близких отношений, неспособность любить. Раннее детство (1 - 3 года) Ведущая деятельность раннего детства — предметная деятельность Появляется способность понимать и активно пользоваться языком в общении с людьми.
Развитие восприятия, памяти, наглядно-образного мышления. Появляются игровые действия (игры — подражания действиям взрослых). Ребенок проверяет свою независимость от матери, способность выпустить мать из поля зрения и верить, что она придет. КРИЗИС 3-х ЛЕТ: ломка взаимоотношений между ребенком и взрослым Новообразования раннего возраста: · возникает самостоятельность, независимость и самосознание («Я — сам! »); · инициатива, личное действие, отличающееся от действий взрослого. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ В РАННЕМ ДЕТСТВЕ ПРИ НЕПРАВИЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЯХ РОДИТЕЛЕЙ: · Страх и тревога: страх наказания, темноты, незнакомых вещей, сказочных персонажей и пр. (В последствии – личностная тревожность, развитие невроза, отчуждение от родителей, лживость). · Отсутствие независимости, самостоятельности (автономии). (В последствии – негативизм, капризы, сомнения в своих возможностях, чувство стыда). · Желание привлекать к себе внимание, властвовать над взрослыми, сверстниками, желание избежать неудачи, отомстить. (В последствии – формирование эгоизма). Дошкольный возраст (3—6 лет) Ведущая деятельность — игра. Развитие познавательных процессов. Развитие воли. Развитие моральных суждений, чувства вины. Формирование самостоятельности. КРИЗИС 7 ЛЕТ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ: · Интеллектуальная незрелость: синдром дефицита внимания и гиперактивность, трудности в овладении речью. (В последствии – задержка психического развития). · Агрессивное поведение вследствие положительного подкрепления агрессии, физических наказаний. (В последствии – дезадаптация в социуме, деструкции в общении, трудности в саморегуляции, деспотизм, критиканство). · Подавление самостоятельности взрослыми (В последствии – безинициативность, неуверенность, чувство вины, боязнь ответственности, зависимость).
Младший школьный возраст (6—11 лет) Ведущая деятельность—учеба. Развитие рефлексии. Формирование внутреннего плана действий. Появляется новый авторитет - учитель Формируется самооценка на основе оценивания учителями достигнутых результатов в учении: неверие в свои сипы, чувство неполноценности ИЛИ уверенность в себе, компетентность КРИЗИС 11 ЛЕТ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ: · Трудности освоения учебной деятельности, несформированность мотивов учения. · Эмоциональное неблагополучие: тревожность, низкая самооценка, страхи школы, вызова к доске, контрольных работ, агрессия, плохое настроение. (В последствии – страх, лживость, одиночество и незащищенность). · Несформированность ответственности. Причины: гиперопека, жесткий контроль со стороны родителей. (В последствии – зависимость от родителей, неуверенность в себе, ориентация на внешний контроль, боязнь принимать решения). Подростковый возраст (11—14 лет) Ведущая деятельность — общение со сверстниками. Интенсивное половое созревание и развитие, бурная физиологическая перестройка организма. Неустойчивая эмоциональная сфера, всплески и неуправляемость эмоций и настроений. Формирование самосознания своего " Я", эгоцентричности Самоутверждениесвоей самостоятельности и индивидуальности. Формирование самооценки, характера. Формирование собственных взглядов, выбор референтной группы Возникает «чувство взрослости». Появление сексуальных влечений и интересов. Протест против диктата взрослых КРИЗИС 17 ЛЕТ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ: · Негативные взаимоотношения в семье вследствие авторитарного стиля воспитания. (В последствии – эмоциональные травмы, формирование алкогольной, наркотической зависимостей, перенос проблемных отношений с родителями в собственную семью, принятие ценностей асоциальных групп). · При низком самоуважении - закрытость, уход в мечты, болезненная реакция на критику, чувство неполноценности, утверждение себя за счет окружающих. · Невозможность занять достойное место среди сверстников, неумение общаться, агрессия, невоспитанность, неряшливый вид. Последствия: правонарушения, криминальные группы.
· Проблемы, связанные с сексуальными переживаниями. Причины: невозможность удовлетворения сексуального влечения, отсутствие опыта совладания с ним, отсутствие навыков сексуального поведения. Последствия: осознание неумелости сексуального поведения и трудности, связанные с ее преодолением, развитие половой идентификации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|