Б – бессознательное, С – сознание, В – внимание.
Б – бессознательное, С – сознание, В – внимание.
Бессознательные явления не однородны. Их можно разделить на пять основных типов, которые имеют свои механизмы образования и функционирования: Типы бессознательных явлений
6. ПСИХИКА И ОРГАНИЗМ Особое значение для психики имеют некоторые особенности человеческого организма: - возраст – существует большая разница в психике, например, младенца, юноши и старика; - пол – строение мозга у мужчин и женщин различно: девочки, например, превосходят мальчиков в вербальных способностях, мальчики – в математических и визуально-пространственных; более высокие показатели памяти, интуиции, анализа, тонкая моторика рук - у женщин, т. к. левое полушарие мозга более активно, чем у мужчин; у мужчин – правое, отвечающее за творческие художественные способности, ориентировку в пространстве, координацию и т. п.;
- морфологические особенности организма (тип телосложения) – по теории Э. Кречмера и У. Шелдона, существует связь между строением тела человека и его характером и темпераментом; - генетические аномалии – наследственные психические аномалии влияют на развитие психики, например, болезнь Дауна; - уровень гормональной активности – например, повышенный уровень гормона щитовидной железы приводит к формированию «желчного» характера. РАЗДЕЛ 2. ОСНОВНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ТЕМА 2. 1. ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЕ
План лекции. 1. Ощущения и их виды. 2. Свойства ощущений. Чувствительность анализаторов. 3. Восприятие и его виды. 4. Свойства восприятия.
1. ОЩУЩЕНИЯ И ИХ ВИДЫ Ощущения – познавательный психический процесс – процесс отражения психикой отдельныхсвойств предметов и явлений окружающего мира при их непосредственномвоздействии на органы чувств. Ощущения имеют рефлекторную природу. Процесс восприятия, хранения и переработки информации осуществляется с помощью анализатора. Каждый анализатор состоит из трех структурных элементов: 1) рецепторов; 2) нервных волокон; 3) соответствующих отделов ЦНС. Рецептор – специальные нервные окончания, преобразующие раздражения в нервное возбуждение. Рецепторы расположены по всему организму человека. Особенно много рецепторов в органах чувств, специально предназначенных для восприятия информации об окружающем мире (глаз, язык, ухо, нос, кончики пальцев).
Информация, полученная с помощью рецепторов, передается далее в соответствующий отдел ЦНС, включая кору головного мозга. Существует несколько групп рецепторов. Каждый рецептор воспринимает и перерабатывает только один вид воздействия. Информация от одинаковых рецепторов поступает только в определенную область коры головного мозга.
Виды ощущений:
2. СВОЙСТВА ОЩУЩЕНИЙ. ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ АНАЛИЗАТОРА. Каждый вид ощущений возникает и функционирует соответственно своим закономерностям. Однако, есть общие свойства, которыми обладают все виды ощущений. · Длительность – время действия ощущения.
· Качество – особенность, отличающая одно ощущение от других. Качество ощущений вызывается специфическими видами раздражителей, поступающих извне в органы чувств. Так, слуховые ощущения характеризуются высотой, тембром, громкостью, зрительные – цветовым тоном, насыщенностью, светлотой. · Интенсивность – сила проявления ощущения. Интенсивность ощущений зависит от силы раздражителя, который их вызывает. Чувствительность – способность анализатора реагировать на действие адекватного раздражителя. Адекватный раздражитель вызывает ощущения тогда, когда интенсивность его действия достигает определенного порога. Порог ощущения – тот уровень интенсивности раздражителя, который может вызывать ощущения. Различают: 1. Абсолютный порог чувствительности: · нижний абсолютный порог чувствительности – минимальная величина раздражителя, вызывающего едва заметное ощущение; · верхний абсолютный порог чувствительности – максимальная величина раздражителя, еще вызывающая адекватное (не болевое) ощущение. 2. Дифференциальный порог чувствительности (порог различия/разностный порог) – порог различения – минимальное различие между раздражителями, которое вырывает едва заметные различия в ощущениях. Различают две основные формы изменения чувствительности: 1. Адаптация – приспособление органа чувства к раздражителям (внешним условиям). При адаптации чувствительность меняется в сторону повышения и в сторону понижения. Например, при переходе от яркого света в темноту мы сначала не видим предметов, но постепенно начинаем различать их очертания (адаптация к темноте). 2. Сенсибилизация – увеличение чувствительности к раздражителю – повышенная чувствительность анализатора. При сенсибилизации чувствительность меняется только в сторону повышения. Например, если некоторое время вслушиваться или всматриваться, то звук или образ становятся более четкими. Можно выделить две группы факторов, под влиянием которых происходит сенсибилизация ощущений:
1) сенсибилизация, обусловленная необходимостью компенсации сенсорных дефектов (слепота, глухота); 2)сенсибилизация, вызванная специфическими требованиями профессиональной деятельности человека.
3. ВОСПРИЯТИЕ. ЕГО ВИДЫ Восприятие - познавательный психический процесс – отражение психикой целостного образапредметов, ситуаций и явлений окружающего мира при их непосредственномвоздействии на органы чувств. Восприятие представляет собой систему перцептивных действий, овладение которыми требует специального обучения и практики. Выделяется четыре уровня восприятия: 1)обнаружение– констатируется факт: есть ли раздражитель? 2)различение – формирование образа из ощущений; 3)идентификация– сопоставление воспринимаемого образа с образами, хранящимися в памяти (классификация образа); 4) опознание – отнесение объекта к определенному классу объектов, воспринимавшихся ранее. Одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному. На восприятие объекта влияет опыт человека, его интересы, состояния, особенности личности. Апперцепция – зависимость восприятия от общего содержания психической жизни человека (от прошлого опыта, запаса знаний, мотивов деятельности, интересов, установок, эмоций и общей направленности личности)(субъективность восприятия). Виды восприятия:
4. СВОЙСТВА ВОСПРИЯТИЯ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|