Юность. Молодость. Взрослость. Зрелость. Старость. Структура и функции сознания
Юность (14 — 18 лет) Ведущая деятельность — учебно-профессиональная. Формируется самосознание — представление о себе самом. Формируется собственное мировоззрение. Стремление приобрести профессию — основной мотив познавательной деятельности. Возникает первое чувство любви, дружбы. Молодость (18—28 лет) Ведущая деятельность — социально-личностное общение. Зрелость в умственном, нравственном отношении. Пик интеллектуальных и познавательных возможностей. Принятие ответственных решений: выбор и овладение профессией, выбор стиля и своего места в жизни. Выбор спутника жизни, создание своей семьи, активность в сексуальной сфере. Взрослость (28—45 лет) Ведущая деятельность — профессиональная. Убежденность, сложившееся мировоззрение. Критичность и самокритичность. Пик профессиональных достижений. КРИЗИС СЕРЕДИНЫ ЖИЗНИ 40 ЛЕТ Кризис середины жизни - это психологический феномен, переживаемый людьми, достигшими возраста 40-45 лет, и заключающийся в критической оценке и переоценке того, что было достигнуто в жизни к этому времени. К сожалению, очень часто эта переоценка приводит к пониманию того, что «жизнь прошла бессмысленно и время уже потеряно». В результате депрессивные состояния становятся доминирующими в общем фоне настроений. У подавляющего большинства людей переход в средний возраст происходит незаметно и плавно. Они считают, что средний возраст - это переходный период, связанный с переопределением целей. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ В ЮНОСТИ И МОЛОДОСТИ: · Проблемы в познавательной деятельности: противоречия между необходимым и имеющимся уровнем знаний, потребность в высокой оплате труда и ее отсутствием, необходимостью обучаться и отсутствием познавательной активности.
· Проблемы в освоении профессии: несовпадений профессиональных ожиданий и действительности (18-20 лет), кризис профессионального роста – неудовлетворенность процессом и результатом профессиональной деятельности (23-25 лет), кризис профессиональной карьеры (30-35 лет) – неудовлетворенность своим профессиональным статусом. · Проблемы в семье: потребность быть в близких отношениях и сохранить автономию (одиночество как образ жизни), боязнь интимности, ревность, желание отделиться от родительской семьи и финансовая зависимость от родителей. Зрелость (45—65 лет) Ведущая деятельность – преодоление кризиса середины жизни. Достижение вершин в управленческой деятельности. Подтверждение своей значимости для других. Выработка нового образа Я. Переосмысление жизненных целей. КРИЗИС 65 ЛЕТ: · Проблемы профессионализации: 40-42 года – осознание остановки в развитии, профессиональные деформации, 55-60 лет - кризис утраты профессиональной деятельности, уход на пенсию. · Переживания, связанные с ухудшением здоровья. Старость (от 65 лет) Ведущая деятельность – приспособление к старению. Выход на пенсию и прекращение активной трудовой деятельности. Сужение пространства межличностных отношений. Изменения в психике. Мудрость как приобретение старости. Проблемы: ожидания пожилых людей игнорируются родственниками, лишение возможности быть полезным, потребность общаться с внуками и необходимость жить врозь (синдром «опустошения гнезда»).
5. СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ Сознание человека – высшая форма психического отражения объективнойдействительности (окружающего мира), обусловливающая формирование учеловека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.
Часто под сознанием понимают заключенные в психике человека возможности отдавать отчет о месте, времени, окружающей обстановке, состоянии и образе действий собственной личности. К признакам сознания относятся речь, мышление, способность создавать модель окружающего мира в виде образов и понятий. В структуру сознания входит ряд элементов, каждый из которых отвечает за определенную функцию сознания.
Структура и функции сознания
Бессознательное – те психические явления и процессы, которые не осознаются человеком или не контролируются им. Бессознательное начало представлено практически во всех психических процессах, состояниях и свойствах человека. У человека есть бессознательная память, бессознательное мышление, бессознательная мотивация, бессознательные ощущения и тому подобное. В качестве описания механизма взаимоотношения сознательных и бессознательных частей психики часто применяют метафору «луча прожектора», который выхватывает из мрака то один, то другой предмет. То, на что направлен луч света, становится видимым, остальное – скрытым Рис. «Луч прожектора»:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|