Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Юность. Молодость. Взрослость. Зрелость. Старость. Структура и функции сознания




Юность

(14 — 18 лет)

Ведущая деятельность — учебно-профессиональная.

Формируется самосознание — представление о себе самом.

Формируется собственное мировоззрение.

Стремление приобрести профессию — основной мотив познавательной деятельности.

Возникает первое чувство любви, дружбы.

Молодость

(18—28 лет)

Ведущая деятельность — социально-личностное общение.

Зрелость в умственном, нравственном отношении.

Пик интеллектуальных и познавательных возможностей.

Принятие ответственных решений: выбор и овладение профессией, выбор стиля и своего места в жизни.

Выбор спутника жизни, создание своей семьи, активность в сексуальной сфере.

Взрослость

(28—45 лет)

Ведущая деятельность — профессиональная.

Убежденность, сложившееся мировоззрение.

Критичность и самокритичность.

Пик профессиональных достижений.

КРИЗИС СЕРЕДИНЫ ЖИЗНИ 40 ЛЕТ

Кризис середины жизни - это психологический феномен, переживаемый людьми, достигшими возраста 40-45 лет, и заключающийся в критической оценке и переоценке того, что было достигнуто в жизни к этому времени. К сожалению, очень часто эта переоценка приводит к пониманию того, что «жизнь прошла бессмысленно и время уже потеряно». В результате депрессивные состояния становятся доминирующими в общем фоне настроений.

У подавляющего большинства людей переход в средний возраст происходит незаметно и плавно. Они считают, что средний возраст - это переходный период, связанный с переопределением целей.

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ В ЮНОСТИ И МОЛОДОСТИ:

· Проблемы в познавательной деятельности: противоречия между необходимым и имеющимся уровнем знаний, потребность в высокой оплате труда и ее отсутствием, необходимостью обучаться и отсутствием познавательной активности.

· Проблемы в освоении профессии: несовпадений профессиональных ожиданий и действительности (18-20 лет), кризис профессионального роста – неудовлетворенность процессом и результатом профессиональной деятельности (23-25 лет), кризис профессиональной карьеры (30-35 лет) – неудовлетворенность своим профессиональным статусом.

· Проблемы в семье: потребность быть в близких отношениях и сохранить автономию (одиночество как образ жизни), боязнь интимности, ревность, желание отделиться от родительской семьи и финансовая зависимость от родителей.

Зрелость

(45—65 лет)

Ведущая деятельность – преодоление кризиса середины жизни.

Достижение вершин в управленческой деятельности.

Подтверждение своей значимости для других.

Выработка нового образа Я.

Переосмысление жизненных целей.

КРИЗИС 65 ЛЕТ:

· Проблемы профессионализации: 40-42 года – осознание остановки в развитии, профессиональные деформации, 55-60 лет - кризис утраты профессиональной деятельности, уход на пенсию.

· Переживания, связанные с ухудшением здоровья.

Старость

(от 65 лет)

Ведущая деятельность – приспособление к старению.

Выход на пенсию и прекращение активной трудовой деятельности.

Сужение пространства межличностных отношений.

Изменения в психике.

Мудрость как приобретение старости.

Проблемы: ожидания пожилых людей игнорируются родственниками, лишение возможности быть полезным, потребность общаться с внуками и необходимость жить врозь (синдром «опустошения гнезда»).

 

 

5. СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

Сознание человека – высшая форма психического отражения объективнойдействительности (окружающего мира), обусловливающая формирование учеловека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

Часто под сознанием понимают заключенные в психике человека возможности отдавать отчет о месте, времени, окружающей обстановке, состоянии и образе действий собственной личности.

К признакам сознания относятся речь, мышление, способность создавать модель окружающего мира в виде образов и понятий.

В структуру сознания входит ряд элементов, каждый из которых отвечает за определенную функцию сознания.

 

Структура и функции сознания

 

Структура сознания Функции сознания
1. Познавательные процессы 1. Отражательная – способность отражать мир с помощью познавательных процессов
2. Различение субъекта и объекта: «Я» и «не Я» (самосознание, самопознание, самооценка) 2. Рефлексивная – способность сосредоточиться на самом себе (самосознание)
3. Отношение человека к себе и к окружающему миру 3. Оценочная – способность оценивать события и самого себя
4. Креативная (творческая) составляющая 4. Креативная – способность к творчеству
5. Формирование картины мира (образы прошлого, модели будущего) 5. Времяобразующая – способность помнить о прошлом, осознавать настоящее, представлять будущее
6. Формирование цели деятельности 6. Преобразующая – способность определять цели и намечать пути к их достижению

Бессознательное – те психические явления и процессы, которые не осознаются человеком или не контролируются им.

Бессознательное начало представлено практически во всех психических процессах, состояниях и свойствах человека. У человека есть бессознательная память, бессознательное мышление, бессознательная мотивация, бессознательные ощущения и тому подобное.

В качестве описания механизма взаимоотношения сознательных и бессознательных частей психики часто применяют метафору «луча прожектора», который выхватывает из мрака то один, то другой предмет. То, на что направлен луч света, становится видимым, остальное – скрытым

Рис. «Луч прожектора»:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...