Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 2. 2. Память. Воображение. В зависимости от того, что. Запоминается и воссоздается. По продолжительности удержания материала




ТЕМА 2. 2. ПАМЯТЬ. ВООБРАЖЕНИЕ

План лекции.

1. Понятие памяти. Процессы памяти.

2. Виды памяти. Законы памяти.

3. Воображение, его виды.

4. Приемы создания образов.

 

1. ПОНЯТИЕ ПАМЯТИ. ПРОЦЕССЫ ПАМЯТИ

Память - познавательный психический процесс запоминание, сохранение и последующее воспроизведение человеком его прошлого опыта.

Память – важная познавательная функция, лежащая в основе развития и обучения, т. к. связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим. Без памяти невозможна адаптация к миру.

Основная функция памяти: накопление информации (жизненного опыта).

Физиологическое основание памяти – работа высшей нервной деятельности, создание, укрепление и затухание временных нервных связей.

Процессы памяти:

Запоминание – психическая деятельность, направленная на закрепление в памяти новой информации путем связывания ее с уже приобретенным ранее знанием. Основанием запоминания является создание и закрепление временных нервных связей.

Запоминание может быть:

- непроизвольным - осуществляется без специально поставленной цели запомнить. На непроизвольное запоминание влияют яркость, эмоциональная окрашенность объектов. Все, что эмоционально сильно на нас влияет, запоминается независимо от нашего намерения запомнить. Непроизвольному запоминанию способствует также наличие интереса. Все интересное запоминается значительно легче и удерживается в нашем сознании более продолжительное время, чем неинтересное.

- произвольным - отличается от непроизвольного уровнем волевого усилия, наличием задачи и мотива. Оно имеет целенаправленный характер, в нем используются специальные способы и приемы запоминания.

Произвольное запоминание бывает:

Механическим является такое запоминание, которое осуществляется без понимания сути. Оно приводит к формальному усвоению знаний.

Смысловое (логическое) запоминание опирается на понимание материала в процессе действия с ним, поскольку, только действуя с материалом, мы запоминаем его.

 

Сохранение - процесс, направленный на закрепление в памяти полученных впечатлений. Зависит от установки – насколько долго нужно запомнить.

Воспроизведение – процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее. Воспроизведение является активизацией ранее образованных временных нервных связей в коре больших полушарий головного мозга.

Виды воспроизведения:

- узнавание – образ возникает при повторном восприятии объекта. Может быть:

полным (повторно воспринятый предмет сразу отождествляется с ранее известным, полностью восстанавливаются время, место и другие детали предыдущего ознакомления с ним)

неполным (характеризуется неопределенностью, трудностями соотнесения предмета, который воспринимается, с тем, что уже имело место в предыдущем опыте)

- воспоминание – сложная форма воспроизведения, оно происходит без повторного восприятия того, что воссоздается. Может быть:

произвольным ( обусловлено актуальной потребностью воспроизвести необходимую информацию)

непроизвольным (образ или сведения всплывают в сознании без осознанного намерения). К непроизвольному воспроизведению принадлежит явление реминисценции, или " всплывание" в сознание того, что невозможно было вспомнить сразу после его запоминания. Реминисценция — снятие усталости нервных клеток, которая наступает после выполнения сложной мнемической задачи. По истечению некоторого времени эта усталость исчезает, а продуктивность воспроизведения вырастает.

- припоминание – особая форма воспроизведения. Имеет произвольный характер. Потребность в припоминании возникает тогда, когда в нужный момент не удается вспомнить того, что необходимо. В этой ситуации человек проявляет определенные усилия, чтобы преодолеть объективные и субъективные трудности, связанные с невозможностью вспомнить, напрягает волю, пускается в поиск путей активизации предыдущих впечатлений, обращается к разным мнемическим действиям. Припоминание может быть сложной умственной деятельностью, которая включает в себя поэтапное воспроизведение всех обстоятельств и условий, при которых происходит процесс запоминания предмета или явления.

- представление — наглядный образ предмета, воспроизведенный по памяти в воображении. Образы представлений, как правило, менее ярки и менее детальны, чем образы восприятия, но в них находит отражение самое характерное для данного предмета. Различают единичные и общие представления. Посредством языка происходит перевод представления в абстрактное понятие.

- забывание –  невозможность воспроизведения информации в сознании.  Забывание — это угасание временных нервных связей, которые длительное время не подкреплялись. Если приобретенные знания длительное время не используются и не повторяются, то они постепенно забываются. Другой причинной забывания является недостаточная крепость запоминания. Чтобы предотвратить забывание, нужно хорошо заучивать материал.

Может быть:

- полное,

- частичное,

- длительное,

- временное.

Материал не только не воспроизводится, но и не узнается – угасание ассоциаций; материал частично забыт – торможение ассоциаций.

Факторы, влияющие на забывание:

1. время – чем больше пройдет, тем больше информации забудется. Через 1 час забывается 50% информации без повторения;

2. использование информации– забывается то, чем мозг не пользуется;

3. активность деятельности – информация забывается, если до или после заучивания была активная, эмоциональная деятельность;

4. срок хранения информации – «старые» события помнятся дольше, «новые» - забываются быстрее;

5. защитные механизмы психики – забывается то, что нарушает психическое равновесие, комфорт, что вызывает стресс, напряжение.

Работа разных видов памяти подчиняется некоторым общим законам.

 

2. ВИДЫ ПАМЯТИ. ЗАКОНЫ ПАМЯТИ

Виды памяти:

Критерий Виды памяти

В зависимости от того, что

запоминается и воссоздается

(т. е. в зависимости от материала, который запоминается)

Образная память (запоминание образов конкретных предметов,
явлений, их свойств, наглядно данных между ними связей и
отношений).
В зависимости от того, какими анализаторами воспринимаются
объекты при их запоминании, образная память бывает:
· зрительной,
· слуховой,
· тактильной (осязательной), · обонятельной,
· вкусовой
Словесно-логическая память (запоминание мыслей, понятий, суждений, умозаключений, которые отражают предметы и явления в их существенных связях и отношениях), т. е. запоминание слов в логической последовательности.

Двигательная память (запоминание и воспроизведение человеком своих движений). Проявляется она в разных видах

игровой, трудовой, производственной деятельности, в действиях

художника, балерины, машинистки и т. п. Она является основанием создания различных умений     и     навыков, освоения устного и письменного языка.

 
 
 
 
 
 

Эмоциональная память (запоминание и воспроизведение человеком своих эмоций и чувств). Запоминаются не только сами

по себе эмоции, а также предметы и явления, которые их вызывают. Например, переживания чувства ностальгии при

воспоминаниях о стране, в которой человек вырос, но оставил ее.

 
 
 
 
 

Кратковременная память (память, которая характеризуется

быстрым запоминанием материала, его воспроизведением                и

непродолжительным хранением).

 

По      продолжительности удержания материала

Долговременная память (длительное сохранение информации и последующее использование ее в деятельности).

Оперативная память (память, которая обеспечивает запоминание и воспроизведение оперативной информации, нужной для использования в текущей деятельности).

Например, удержание в уме промежуточных результатов при

выполнении сложных вычислительных действий. Выполнив свою

функцию, информация может забываться.

 
 
 
 

В зависимости от наличия или отсутствия цели

Непроизвольная (мы что-то запоминаем и воссоздаем, не ставя перед собой специальной цели что-то запомнить или воспроизвести)
Произвольная (когда есть цель что-то запомнить или припомнить)

 

Законы памяти:

1. Закон осмысления: чем глубже осмысление запоминаемого, тем лучше оно сохраняется в памяти.

2. Закон интереса: интересное легко запоминается, потому что мы не тратим на это усилий.

3. Закон установки: запоминание лучше происходит в том случае, если человек ставит перед собой задачу запомнить «всерьез и надолго».

4. Закон усиления первого впечатления: чем ярче первое впечатление от запоминаемого, тем прочнее само запоминание.

5. Закон контекста: информация легче запоминается и воспроизводится, если ее соотносить с другими одновременными впечатлениями.

6. Закон объема знаний: чем больше знаний по определенной теме, тем лучше запоминается новое.

7. Закон оптимальной длины запоминаемого ряда: чем больше по длине предъявляемый ряд информации превышает объем кратковременной памяти, тем хуже он запоминается.

8. Закон торможения: всякое последующее запоминание тормозит предыдущее.

9. Закон края: лучше запоминается то, что сказано (написано) в начале и конце информации (т. е. как бы с его края) и хуже запоминается середина ряда.

10 Закон повторения: повторение способствует лучшему запоминанию.

 

3. ВООБРАЖЕНИЕ. ЕГО ВИДЫ

Воображение – познавательный психический процесс – процесс создания новых образов на основе ранее сформированных представлений (на основе прошлого опыта).

Физиологическим механизмом воображения является создание новых комбинаций из тех нервных связей, которые уже сформировались в прошлом опыте. Создание нового предполагает такое сочетание, которое образуется из временных связей, ранее не вступавших в сочетание друг с другом. При этом важное значение имеет вторая сигнальная система, слово. Однако процесс воображения представляет собой совместную работу обеих сигнальных систем.

Виды воображения:

Критерий Виды воображения

По участию воли в

деятельности

Произвольное/активное воображение (процесс направляется специальной целью создать образ определенного предмета, возможной ситуации, вообразить или предусмотреть сценарий развития событий и т. д., т. е. процесс воображения контролируется и направляется самим человеком). Произвольное создание образов имеет место в творческой деятельности человека. Например, писатель ставит перед собой цель придумать образ героя.
Непроизвольное/пассивное воображение (такое воображение, когда в основе создания новых образов не лежит специальная цель). Например, читаю книгу, благодаря работе воображения у нас возникают образы героев, пейзажи и т. д. Крайним случаем непроизвольной работы воображения являются сновидения, в которых образы рождаются непреднамеренно и в самых неожиданных и причудливых сочетаниях. Непроизвольной в своей основе также является деятельность воображения, развертывающаяся в полусонном, дремотном состоянии, например, перед засыпанием.

По характеру деятельности (по новизне деятельности)

Репродуктивное (воссоздающее) воображение (процесс создания человеком образов новых предметов на основании их словесного описания или графического изображения (схем и чертежей). Например, читая книгу, человек воображает пейзажи, героев, географические места, исторические события и т. д.
Творческое воображение (характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы)

По

содержанию деятельности

Техническое воображение (для этого вида воображения характерно создание образов пространственных отношений в виде геометрических фигур и строения, их объединение в новые соединения, мысленное перенесение их в разные ситуации). Образы технического воображения наиболее часто объединяются в чертежах, схемах, на основании которых потом создаются новые машины, новые предметы.
Научное воображение (этот вид воображения находит свое выражение в построении гипотез, проведении экспериментов, выработке обобщений, осуществляемых при создании понятий). При построении научной системы воображение необходимо, чтобы дополнить отсутствующие, не найденные еще звенья в цепочке фактов.
Художественное воображение (это вид воображения имеет преимущественно чувственные (зрительные, слуховые, тактильные и другие) образы, чрезвычайно яркие и детальные). Так, Флобер говорил, что он остро ощущал у себя во рту привкус мышьяка, когда описывал сцену самоубийства мадам Бовари.
другие виды воображения
Особый вид (особая форма) воображения Мечта – это процесс самостоятельного создания человеком новых желаемых образов желаемого будущего. Мечта может выступить мотивом деятельности.

 

4. ПРИЕМЫ СОЗДАНИЯ ОБРАЗОВ

Создание образов воображения проходит два основных этапа:

- на первом этапе происходит своеобразное расчленение впечатлений, или имеющихся представлений, на составные части (анализ объекта и абстрагирование частей);

- на втором этапе (этапе синтеза) образы могут быть поставлены в новые сочетания и связи, образам может быть придан совершенно новый смысл.

Прием Характеристика
Агглютинация (от латинского - " склеивание" ) Соединение качеств, свойств или частей, взятых из разных объектов (эти части могут быть вообще несоединимыми). Например, сказочные образы русалки — наполовину женщины, наполовину рыбы, кентавра — наполовину мужчины, и наполовину коня, мифические божества (человек с хвостом и звериной головой)…
Аналогия Строится новый образ похожий на реально существующий, но в нем проектируется при- нципиально новая модель явления или факта. Например, локатор, «электронный глаз», по аналогии с птицами человек изобрел летательные устройства, по аналогии с дельфином – каркас подводной лодки.
Акцентирование (заострение) Умышленное усиление в предмете определенных признаков, которые становятся доминирующими на фоне других. Например, карикатура, или: лиса – хитрая, волк – злой, осел – глупый
Гиперболизация: преувеличение (или преуменьшение) Чрезмерное преувеличение или преуменьшение характеристик             предмета,             изменение определенных частей или их количества. Например, Змей Горынич, мальчик с пальчик.
Схематизация Образы сводятся в определенную схему (могут выделяться основные / существенные детали, случайно обнаруженные при восприятии предмета). При схематизации отдельные представления сливаются, отличия стираются, а черты сходства четко выступают.
Типизация Выделение существенного, которое повторяется в однородных образах. Так, например, создаются художественные образы (образ борца за справедливость и т. д. ).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...