Первая и вторая сигнальная система
Первая и вторая сигнальная система
II сигнальная система
|
Относятся словесные раздражители заменяющие действия первосигнальных, непосредственных раздражителей. Эта система может функционировать лишь на основании и в тесной взаимосвязи с I сигнальной системой (когда кто то говорит нам «лимон», то мы почти чувствуем его кислоту и мы можем скривиться).
|
I сигнальная система
|
Относятся все непосредственные раздражители, которые действуют на органы чувств (цвет, запах, звук, прикосновение и др. ) на основе которых можно образовать условный рефлекс. Их еще называют условными раздражителями (а безусловные – жизненно важные (еда, боль и т. д. ). В сочетании с безусловными раздражителями образуются условные рефлексы. Эта система имеется как у животных, так и у человека.
|
3. СТРУКТУРА ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА
Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений: психические процессы; психические состояния; психические свойства.
ПРОЦЕССЫ
(динамичны)
Этоотражение окружающего мира в разных формах психики. «Процесс» обозначает течение явления, имеющего начало, развитие и конец.
| СОСТОЯНИЯ
(статичные моменты проявления психики)
Имеющийся в данный момент уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности человека. Например: бодрость или подавленность, усталость или работоспособность, хорошее настроение или плохое и пр. Психические состояния имеют рефлекторную природу: возникают под влиянием ситуации. Они могут влиять на течение психических процессов: при страхе, например, может искажаться восприятие информации.
| СВОЙСТВА
(устойчивые психические особенности личности, которые закреплены и проявляются в ее структуре)
Устойчивые образования, характеризующие человека, регулирующие его поведение. Например: агрессивность, вспыльчивость, смелость, честность.
|
Познавательные
С помощью психических процессов человек познает мир, приобретает знания (поэтому они называются познавательными процессами).
| Эмоционально - волевые
|
|
|
-ощущения
| -эмоции
| -устойчивый интерес
| -направленность
|
-восприятие
| -чувства
| -творческий подъем
| (мотивы, интересы,
|
-память
| -воля
| -убежденность
| мировоззрение и т. д. )
|
-мышление
|
| -сомнение
| -темперамент
|
-воображение
|
| -апатия
| -характер
|
-внимание
|
| -угнетенность
| -способности
|
-речь
|
| др.
|
|
4. РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ В ПРОЦЕССЕ ФИЛОГЕНЕЗА И ОНТОГЕНЕЗА
Филогенез – это историческое развитие чего-либо в процессе эволюции.
Нервная система живых организмов в процессе эволюции усложнялась, усложнялись их реакции на внешние воздействия:
1. Безусловные рефлексы (врожденные) – простейшие механизмы реагирования.
2. Инстинкты – сложно организованные цепи безусловных рефлексов, позволяющие осуществлять сложные виды поведения.
3. Условные рефлексы (приобретенные) – выработанная реакция, подкрепленная стимулом.
4. Рассудочная деятельность (интеллектуальные действия) – высшая форма деятельности животных, включающая нестереотипные решения сложных задач и перенос операций, усвоенных в предшествующем индивидуальном опыте.
5. Разум, сознание, мышление – высшаяформа психики.
Этапы развития психики
№
| Название этапа развития психики
| У каких организмов впервые отмечается
| Основное содержание этапа
|
| Развитие
сенсорных
процессов животных
| Начиная с кишечно-полостных животных и червей
| • Развитие органов перецепции — обоняния, зрения, слуха, осязания и др., позволяющее более точно дифференцировать внешние раздражения;
• формирование способности примитивных животных распознавать воздействие внешних и внутренних раздражителей и дифференцированно отвечать па них;
• возникновение простейших психических явлений — ощущений;
• возникновение простейшего механизма реагирования — безусловного рефлекса
|
| Развитие
перцептивных
процессов животных
| Высшие моллюски, насекомые, позвоночные животные
| • У животных формируется сложная нервная система с большим количеством нейронов;
• наблюдается значительное развитие и усложнение рецепторных процессов, а также усложняется их роль в поведении;
• большую роль играют инстинкты — сложно организованные цепи безусловных рефлексов, позволяющие осуществлять сложные виды поведения;
• возникают условные рефлексы;
• появляется предметно-образное отражение действительности
|
| Развитие
интеллектуальных действие животных (рас-судочная деятельность)
| У млекопитающих и ряда птиц
| • Появляется способность к интеллектуальному поведению при возникновении препятствий на пути достижения цели, при этом интеллектуальные действия носят примитивный характер и не являются следствием знания объективных законов природы;
• изобретенные способы действий не передаются от одного животного к другому и не являются, таким образом, продуктом видового развития
|
| Развитие сознания
человека
| Начиная с древнейших людей — Homohabilis —
«Человека умелого»
| • Руки становятся органом труда — преобразования предметов по
сознательно намеченному плану;
• появляется способность к мышлению;
• появляется потребность к общению с другими людьми;
• появление речи содействует развитию абстрактного мышления;
• появляется способность познавать общее и особенное в окружающей действительности
|
| Развитие самосознания человека
| Начиная с
современного человека —
Homo sapiens — «Человека
разумного»
| • Развивается познание себя путем познания других;
• возникает процесс самопознания путем анализа собственной деятельности и поведения;
• появляется возможность самоконтроля и самовоспитания
|
Онтогенез – индивидуальное развитие чего-либо (в частности, психики).
Воспользуйтесь поиском по сайту: