Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Первая и вторая сигнальная система




Первая и вторая сигнальная система

II сигнальная система
Относятся словесные раздражители заменяющие действия первосигнальных, непосредственных раздражителей. Эта система может функционировать лишь на основании и в тесной взаимосвязи с I сигнальной системой (когда кто то говорит нам «лимон», то мы почти чувствуем его кислоту и мы можем скривиться).

 

 

I сигнальная система
Относятся все непосредственные раздражители, которые действуют на органы чувств (цвет, запах, звук, прикосновение и др. ) на основе которых можно образовать условный рефлекс. Их еще называют условными раздражителями (а безусловные – жизненно важные (еда, боль и т. д. ). В сочетании с безусловными раздражителями образуются условные рефлексы. Эта система имеется как у животных, так и у человека.

 

 

3. СТРУКТУРА ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА

Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений: психические процессы; психические состояния; психические свойства.

 

ПРОЦЕССЫ

(динамичны)

Этоотражение окружающего мира в разных формах психики. «Процесс» обозначает течение явления, имеющего начало, развитие и конец.

СОСТОЯНИЯ (статичные моменты проявления психики) Имеющийся в данный момент уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности человека. Например: бодрость или подавленность, усталость или работоспособность, хорошее настроение или плохое и пр. Психические состояния имеют рефлекторную природу: возникают под влиянием ситуации. Они могут влиять на течение психических процессов: при страхе, например, может искажаться восприятие информации. СВОЙСТВА (устойчивые психические особенности личности, которые закреплены и проявляются в ее структуре) Устойчивые образования, характеризующие человека, регулирующие его поведение. Например: агрессивность, вспыльчивость, смелость, честность.  
Познавательные С помощью психических процессов человек познает мир, приобретает знания (поэтому они называются познавательными процессами). Эмоционально - волевые    
-ощущения -эмоции -устойчивый интерес -направленность
-восприятие -чувства -творческий подъем (мотивы, интересы,
-память -воля -убежденность мировоззрение и т. д. )
-мышление   -сомнение -темперамент
-воображение   -апатия -характер
-внимание   -угнетенность -способности
-речь   др.  

 

 

4. РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ В ПРОЦЕССЕ ФИЛОГЕНЕЗА И ОНТОГЕНЕЗА

Филогенез – это историческое развитие чего-либо в процессе эволюции.

Нервная система живых организмов в процессе эволюции усложнялась, усложнялись их реакции на внешние воздействия:

1. Безусловные рефлексы (врожденные) – простейшие механизмы реагирования.

2. Инстинкты – сложно организованные цепи безусловных рефлексов, позволяющие осуществлять сложные виды поведения.

3. Условные рефлексы (приобретенные) – выработанная реакция, подкрепленная стимулом.

4. Рассудочная деятельность (интеллектуальные действия) высшая форма деятельности животных, включающая нестереотипные решения сложных задач и перенос операций, усвоенных в предшествующем индивидуальном опыте.

5. Разум, сознание, мышление высшаяформа психики.

 

Этапы развития психики

 

Название этапа развития психики У каких организмов впервые отмечается Основное содержание этапа
Развитие сенсорных процессов животных Начиная с кишечно-полостных животных и червей • Развитие органов перецепции — обоняния, зрения, слуха, осязания и др., позволяющее более точно дифференцировать внешние раздражения; • формирование способности примитивных животных распознавать воздействие внешних и внутренних раздражителей и дифференцированно отвечать па них; • возникновение простейших психических явлений — ощущений; • возникновение простейшего механизма реагирования — безусловного рефлекса
Развитие перцептивных процессов животных Высшие моллюски, насекомые, позвоночные животные • У животных формируется сложная нервная система с большим количеством нейронов; • наблюдается значительное развитие и усложнение рецепторных процессов, а также усложняется их роль в поведении; • большую роль играют инстинкты — сложно организованные цепи безусловных рефлексов, позволяющие осуществлять сложные виды поведения; • возникают условные рефлексы; • появляется предметно-образное отражение действительности
Развитие интеллектуальных действие животных (рас-судочная деятельность) У млекопитающих и ряда птиц • Появляется способность к интеллектуальному поведению при возникновении препятствий на пути достижения цели, при этом интеллектуальные действия носят примитивный характер и не являются следствием знания объективных законов природы; • изобретенные способы действий не передаются от одного животного к  другому и не являются, таким образом, продуктом видового развития
Развитие сознания человека Начиная с древнейших людей — Homohabilis — «Человека умелого» • Руки становятся органом труда — преобразования предметов по сознательно намеченному плану; • появляется способность к мышлению; • появляется потребность к общению с другими людьми; • появление речи содействует развитию абстрактного мышления; • появляется способность познавать общее и особенное в окружающей действительности
Развитие самосознания человека Начиная с современного человека — Homo sapiens — «Человека разумного» • Развивается познание себя путем познания других; • возникает процесс самопознания путем анализа собственной деятельности и поведения; • появляется возможность самоконтроля и самовоспитания

Онтогенез – индивидуальное развитие чего-либо (в частности, психики).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...