Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Практическое занятие 15-16. Тема 7. Представление о методах обработки и анализа рядов динамики (временных рядов)

А) Использование методов статистики для прогнозирования временных рядов:

 

1) Имеются следующие данные о произведенной продукции на условном предприятии за 7 лет. Для анализа ряда динамики определите базисные и цепные показатели динамики, выраженные в коэффициентах.

год 1 2 3 4 5 6 7
выпуск продукции, тыс. руб. 56 65 45 49 53 59 67

 

2) Численность промышленно-производственного персонала на предприятии за год характеризуется данными, представленными в таблице. Рассчитайте абсолютные и относительные показатели динамики с постоянной и переменной базами сравнения, выраженные в %. Сделайте выводы.

год 1 2 3 4 5
Численность, чел. 107 99 81 63 69

 

3) В прошедшем году организация реализовала 100 шт. изделий. На текущий год было запланировано увеличить реализацию на 25%, но фактически организация перевыполнила свои планы на 14%.. Таким образом, выполнение установленного плана составило 114%. Определите относительный показатель динамики оборота.

Б) Использование методов эконометрики для моделирование и прогнозирование временных рядов – алгоритм:

1) Оценка стационарности временного ряда и выбор модели для его прогнозирования.

2) Выделение тренда, сезонной и периодической компонент.

Задание. Выполнить анализ данных временного ряда «число безработных» или «среднегодовая цена барреля нефти» для оценки его стационарности:

Безработных в среднем за год

Среднегодовое число безработных в тысячах человек по методике МОТ Росстат (*)

(Y)

В том числе:

среднегодовая цена барреля нефти Brent за год (**)

(X)

мужчин женщин
2009

6373

3468

2905

61,9

2010

5636

3075

2562

79,6

2011 4922 2684 2238 111
2012 4131 2250 1881

121,4

2013 4137 2242 1895

108,8

2014 3889 2123 1766

98,9

2015 4264 2296 1968

52,4

2016

4243

2268 1975

44

2017(**)

3900

2074,8

1825,2

54,4

2018

3700

1964,7

1735,3

55

1) Сделать диаграмму значений фактора Y. С учетом результата визуального анализа формы линии прикинуть есть ли тренд, сезонность и каковы они (если есть). Проверить свои предположения статистическими тестами.

2) Построить 2 модели временного ряда:

- аддитивную, учитывающую лишь тренд и сезонность (если они есть),

- мультипликативную (как произведение тренда и сезонности).

3) Оценить значимость и погрешность обеих моделей, построить диаграммы для визуальной оценки качества подгонки исходных данных моделями.

4) По наилучшей модели сделать прогноз (экстраполировать модель) на 1-2 единицы времени вперед и оценить погрешность прогноза. Сделать вывод.

                                                                                                            

Критерии и методика оценивания работы на практических занятиях 1-2 модулей:

- 1 балл выставляется студенту за 1 правильно выполненную задачу простую, 1-шаговую;

– до 2 баллов выставляется студенту за 1 правильно выполненную задачу сложную многоэтапную.

В течение 1 практического занятия студент может набрать до 6-7 баллов в зависимости от сложности задач.

Типовые задания для практических занятий модуля 3

 

Модуль 3. Моделирование и прогнозирование (5 семестр)

 

Практические занятия 1-4. Тема 1. Моделирование и прогнозирование временных рядов. Методы эконометрики.

Содержание.

· Статистические и эконометрические методы моделирования и прогнозирования экономических процессов.

· Выбор модели для прогнозирования временного ряда. Адаптивные модели, авторегрессия (AR(p)), модель скользящего среднего (MA(q), ARIMA-модель, модель адаптивных ожиданий. Нахождение параметров модели, проверка пригодности (обучение) модели. прогнозирование и оценка погрешности прогноза.

· Программные средства и инструменты математического моделирования и прогнозирования. Использование прогнозирования и других инструментов математической статистики для оценке экономических рисков.

Задача 1. Имеются данные о продаже электропылесосов в регионе поквартально (тыс. шт.):

Год    1 квартал  2 квартал  3 квартал 4 квартал

1997       102               104          100          95

1998       145               150          152             151

1999       169               164          169        177

2000       210               216          220        204

2001       294               310          395        287

На основе приведенных данных необходимо:

1. Рассчитать среднеквартальные уровни продажи электропылесосов, определить общий характер тенденции продажи за 1997 – 2001 гг.;

2. Измерить сезонные колебания продажи пылесосов (выбрав соответствующий метод выравнивания ряда динамики);

3. Сезонную волну (линию сезонной компоненты) изобразить графически;

4. Рассчитать годовой объем продажи пылесосов за каждый год;

5. На основе данных п.4 рассчитать базисные темпы прироста, темпы наращивания, абсолютный среднегодовой прирост пылесосов за 1997 – 2001 гг.

6. Сделать прогноз объема продажи пылесосов на 2003 г.

7. Используя рассчитанные индексы сезонности, сделать прогноз продажи пылесосов.

 

Задача 2. Построить мультипликативную модель динамического ряда, выделить тренд и, если имеется, сезонность. Построить прогноз на 1 квартал следующего за последним годом, дать оценку состоятельности модели. Исходные данные:

Год

Месяц

 Продажи руб.

2006

January

    17 986 229р.

 

February

    23 571 965р.

 

March

    25 537 589р.

 

April

    24 630 951р.

 

May

    24 429 696р.

 

June

    26 116 377р.

 

July

    27 931 501р.

 

August

    25 914 893р.

 

September

    24 904 130р.

 

October

    22 360 354р.

 

November

    23 825 299р.

 

December

    22 241 744р.

2007

January

    21 149 853р.

 

February

    23 770 186р.

 

March

    29 608 386р.

 

April

    28 588 548р.

 

May

    29 712 036р.

 

June

    31 191 793р.

 

July

    28 311 730р.

 

August

    27 438 262р.

 

September

    26 166 319р.

 

October

    25 916 207р.

 

November

    23 168 086р.

 

December

    27 707 909р.

2008

January

    25 379 305р.

 

February

    27 823 570р.

 

March

    28 518 039р.

 

April

    33 971 886р.

 

May

    31 577 081р.

 

June

    29 328 611р.

 

July

    34 312 920р.

 

August

    31 364 478р.

 

September

    29 046 432р.

 

October

    27 244 171р.

 

November

    24 353 446р.

 

December

    25 447 525р.

2009

January

    24 255 101р.

 

February

    22 391 876р.

 

March

    27 902 911р.

 

April

    24 102 028р.

 

May

    24 939 643р.

 

June

    25 401 741р.

 

July

    22 817 314р.

 

August

    23 554 471р.

 

September

    21 219 769р.

 

October

    21 144 903р.

 

November

    19 185 427р.

 

December

    20 507 490р.

2010

January

    16 116 508р.

 

February

    20 363 081р.

 

March

    24 924 310р.

 

April

    23 881 278р.

 

May

    24 039 243р.

 

June

    29 292 943р.

 

July

    25 244 289р.

 

August

    26 986 987р.

 

September

    26 856 798р.

 

October

    27 051 059р.

 

November

    23 474 916р.

 

December

    32 610 182р.

 

Задача 3. Для данных из задачи 2 построить модели адаптации:

- авторегрессионную модель,

- модель скользящего среднего,

- модель ARIMA (SARIMA)).

Оценить качество и погрешность каждой из моделей, сделать прогноз на 2-3 шага вперед. Сравнить результат с прогнозом по модели из задания 2 (выше). Сделать выводы

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...