Практическое занятие 15-16. Тема 7. Представление о методах обработки и анализа рядов динамики (временных рядов)
А) Использование методов статистики для прогнозирования временных рядов:
1) Имеются следующие данные о произведенной продукции на условном предприятии за 7 лет. Для анализа ряда динамики определите базисные и цепные показатели динамики, выраженные в коэффициентах.
2) Численность промышленно-производственного персонала на предприятии за год характеризуется данными, представленными в таблице. Рассчитайте абсолютные и относительные показатели динамики с постоянной и переменной базами сравнения, выраженные в %. Сделайте выводы.
3) В прошедшем году организация реализовала 100 шт. изделий. На текущий год было запланировано увеличить реализацию на 25%, но фактически организация перевыполнила свои планы на 14%.. Таким образом, выполнение установленного плана составило 114%. Определите относительный показатель динамики оборота. Б) Использование методов эконометрики для моделирование и прогнозирование временных рядов – алгоритм: 1) Оценка стационарности временного ряда и выбор модели для его прогнозирования. 2) Выделение тренда, сезонной и периодической компонент. Задание. Выполнить анализ данных временного ряда «число безработных» или «среднегодовая цена барреля нефти» для оценки его стационарности:
6373 | 3468 |
2905 |
61,9 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2010 |
5636 |
3075 |
2562 |
79,6
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2011 | 4922 | 2684 | 2238 | 111 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2012 | 4131 | 2250 | 1881 |
121,4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2013 | 4137 | 2242 | 1895 |
108,8 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2014 | 3889 | 2123 | 1766 |
98,9 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2015 | 4264 | 2296 | 1968 |
52,4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2016 |
4243 | 2268 | 1975 | 44 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2017(**) |
3900 |
2074,8 |
1825,2 |
54,4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2018 |
3700 |
1964,7 |
1735,3 | 55 |
1) Сделать диаграмму значений фактора Y. С учетом результата визуального анализа формы линии прикинуть есть ли тренд, сезонность и каковы они (если есть). Проверить свои предположения статистическими тестами.
2) Построить 2 модели временного ряда:
- аддитивную, учитывающую лишь тренд и сезонность (если они есть),
- мультипликативную (как произведение тренда и сезонности).
3) Оценить значимость и погрешность обеих моделей, построить диаграммы для визуальной оценки качества подгонки исходных данных моделями.
4) По наилучшей модели сделать прогноз (экстраполировать модель) на 1-2 единицы времени вперед и оценить погрешность прогноза. Сделать вывод.
Критерии и методика оценивания работы на практических занятиях 1-2 модулей:
- 1 балл выставляется студенту за 1 правильно выполненную задачу простую, 1-шаговую;
– до 2 баллов выставляется студенту за 1 правильно выполненную задачу сложную многоэтапную.
В течение 1 практического занятия студент может набрать до 6-7 баллов в зависимости от сложности задач.
Типовые задания для практических занятий модуля 3
Модуль 3. Моделирование и прогнозирование (5 семестр)
Практические занятия 1-4. Тема 1. Моделирование и прогнозирование временных рядов. Методы эконометрики.
Содержание.
· Статистические и эконометрические методы моделирования и прогнозирования экономических процессов.
· Выбор модели для прогнозирования временного ряда. Адаптивные модели, авторегрессия (AR(p)), модель скользящего среднего (MA(q), ARIMA-модель, модель адаптивных ожиданий. Нахождение параметров модели, проверка пригодности (обучение) модели. прогнозирование и оценка погрешности прогноза.
|
|
· Программные средства и инструменты математического моделирования и прогнозирования. Использование прогнозирования и других инструментов математической статистики для оценке экономических рисков.
Задача 1. Имеются данные о продаже электропылесосов в регионе поквартально (тыс. шт.):
Год 1 квартал 2 квартал 3 квартал 4 квартал
1997 102 104 100 95
1998 145 150 152 151
1999 169 164 169 177
2000 210 216 220 204
2001 294 310 395 287
На основе приведенных данных необходимо:
1. Рассчитать среднеквартальные уровни продажи электропылесосов, определить общий характер тенденции продажи за 1997 – 2001 гг.;
2. Измерить сезонные колебания продажи пылесосов (выбрав соответствующий метод выравнивания ряда динамики);
3. Сезонную волну (линию сезонной компоненты) изобразить графически;
4. Рассчитать годовой объем продажи пылесосов за каждый год;
5. На основе данных п.4 рассчитать базисные темпы прироста, темпы наращивания, абсолютный среднегодовой прирост пылесосов за 1997 – 2001 гг.
6. Сделать прогноз объема продажи пылесосов на 2003 г.
7. Используя рассчитанные индексы сезонности, сделать прогноз продажи пылесосов.
Задача 2. Построить мультипликативную модель динамического ряда, выделить тренд и, если имеется, сезонность. Построить прогноз на 1 квартал следующего за последним годом, дать оценку состоятельности модели. Исходные данные:
Год | Месяц | Продажи руб. | ||
2006 | January | 17 986 229р. | ||
| February | 23 571 965р. | ||
| March | 25 537 589р. | ||
| April | 24 630 951р. | ||
| May | 24 429 696р. | ||
| June | 26 116 377р. | ||
| July | 27 931 501р. | ||
| August | 25 914 893р. | ||
| September | 24 904 130р. | ||
| October | 22 360 354р. | ||
| November | 23 825 299р. | ||
| December | 22 241 744р. | ||
2007 | January | 21 149 853р. | ||
| February | 23 770 186р. | ||
| March | 29 608 386р. | ||
| April | 28 588 548р. | ||
| May | 29 712 036р. | ||
| June | 31 191 793р.
| ||
| July | 28 311 730р. | ||
| August | 27 438 262р. | ||
| September | 26 166 319р. | ||
| October | 25 916 207р. | ||
| November | 23 168 086р. | ||
| December | 27 707 909р. | ||
2008 | January | 25 379 305р. | ||
| February | 27 823 570р. | ||
| March | 28 518 039р. | ||
| April | 33 971 886р. | ||
| May | 31 577 081р. | ||
| June | 29 328 611р. | ||
| July | 34 312 920р. | ||
| August | 31 364 478р. | ||
| September | 29 046 432р. | ||
| October | 27 244 171р. | ||
| November | 24 353 446р. | ||
| December | 25 447 525р. | ||
2009 | January | 24 255 101р. | ||
| February | 22 391 876р. | ||
| March | 27 902 911р. | ||
| April | 24 102 028р. | ||
| May | 24 939 643р. | ||
| June | 25 401 741р. | ||
| July | 22 817 314р. | ||
| August | 23 554 471р. | ||
| September | 21 219 769р. | ||
| October | 21 144 903р. | ||
| November | 19 185 427р. | ||
| December | 20 507 490р. | ||
2010 | January | 16 116 508р. | ||
| February | 20 363 081р. | ||
| March | 24 924 310р. | ||
| April | 23 881 278р. | ||
| May | 24 039 243р. | ||
| June | 29 292 943р. | ||
| July | 25 244 289р. | ||
| August | 26 986 987р. | ||
| September | 26 856 798р. | ||
| October | 27 051 059р. | ||
| November | 23 474 916р. | ||
| December | 32 610 182р. |
Задача 3. Для данных из задачи 2 построить модели адаптации:
- авторегрессионную модель,
- модель скользящего среднего,
- модель ARIMA (SARIMA)).
Оценить качество и погрешность каждой из моделей, сделать прогноз на 2-3 шага вперед. Сравнить результат с прогнозом по модели из задания 2 (выше). Сделать выводы
|
|