Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

10.1. Составление конспекта фрагмента урока




10. 1. Составление конспекта фрагмента урока

В первые недели педагогической практики в школе студент работает в качестве помощника учителя, который определяет основную (общую) задачу практиканту и поручает спланировать и провести отдельные фрагменты урока:

· фрагмент решения задачи обучения двигательному действию;

· подготовительная часть;

· заключительная часть.

Планируя решение общей задачи урока, необходимо построить систему частных задач, вдумчиво подобрать эффективные средства их решения. Подбор физических упражнений необходимо дополнить ориентировочной системой собственных действий, направленных на руководство познавательной деятельностью занимающихся на уроке. Особенно важным при этом является выбор эффективных методических приемов обучения и организации, а также определение дозировки упражнений.

Осмысливать методику решения общей образовательной задачи в уроке рекомендуется в такой последовательности (алгоритм 5 шагов):

1.  Подобрать подготовительные и подводящие упражнения, обеспечивающие функциональные предпосылки для решения общей задачи урока. Предупредить возникновение типичных ошибок.

2.  Проверить знания и способность выполнить изучаемое упражнение в объеме требований предыдущего урока.

3.  Обеспечить выполнение учащимися учебной задачи в условиях, способствующих концентрации внимания занимающихся на изучаемых элементах или характеристиках техники физического упражнения.

4.  Обеспечить выполнение учебной задачи в условиях, типичных для выполнения изучаемого двигательного действия.

5.  Проверить и оценить степень решения общей задачи обучения двигательному действию.

Ниже, в качестве примера, приводится методическая разработка конспекта фрагмента урока по решению одной общей задачи обучения двигательному действию (по алгоритму «5 шагов»).

 

Учебно-исследовательская работа № 8. 1

Программа решения образовательной задачи на уроке (фрагмент урока)

Выполнено студентом: Ф. И. О., курс, группа

Общая задача: Разучить переворот вперед с касанием опоры лопатками для выполнения кувырка вперед

Инвентарь: Гимнастические маты, большой мяч, гимнастическая палка.

Частные задачи Средства Дозировка Методические приемы обучения и организации
1. Добиться увеличения подвижности суставов позвоночника. 1. Наклоны головы вперед, назад, вправо, влево. 2. И. п. - упор, стоя на коленях: 1 – выгнуть спину, голову наклонить вперед; 2 – прогнуть спину, голову наклонить назад; мин     4 р     4 р Фронтально на месте в 4 шеренги в шахматном порядке. Выполняется под счет на каждое движение. Дать указание: движения делать плавно, без рывков. Дать указание: на счет 1 - сделать «круглую» спину и коснуться подбородком груди, на счет 2 - посмотреть в потолок. После каждого счета делать паузу. Указание: представить, что подлезаешь под забор.
2. Развивать эластичность мышц задней поверхности ног и создать двигательное представление о полном разгибании ног при кувырке вперед. 1. И. п. - упор присев: 1 – упор стоя; 2 – и. п. 2. И. п. - сед, руки на поясе: 1-3 - пружинистые наклоны вперед; 4 – и. п. Указание: разгибать ноги до ощущения натяжения задней поверхности ног и перенести вес тела на руки, посмотреть на свои колени. Оценить, насколько они разогнуты. Установка: ноги не сгибать

 

 

3. Добиться повышения циркуляции крови в мышцах верхних конечностей и повысить подвижность поясничного отдела позвоночника ОЦТ. И. п. – лежа на животе, руки согнуты, ладони на полу у плеч. Разгибание и сгибание рук. 8р     Указание: руки разгибать полностью, сгибать – медленно.  
4. Активизировать доставку энергоресурсов к мышцам ног и формировать умение сохранять положение правильной осанки при перемещении. 1. И. п. – широкая стойка ноги врозь, руки на пояс: 1 – согнуть правую ногу; 2 – то же – левой. 2. И. п. – стойка ноги врозь, руки за голову - приседания. 8р   2х8р Указания: спину держать ровно, взгляд направлен вперед. Выполняется под медленный счет. Преподаватель ходит по площадке и комментирует индивидуальное выполнение упражнений.
5. Развивать способность соразмерять степень напряжения мышц сгибателей шеи, туловища и ног для кувырка вперед. Игра «Лиса и ежики». Игроки распределяются по площадке и перемещаются в упоре стоя. По команде: лиса идет, «ежики сворачиваются» в группировку сидя. «Лиса» ходит от одного к другому и пытается дотронуться до носа «ежика». 3 мин Водящего назначает преподаватель. Тот, кого поймали, становится водящим.
6. Сообщить сведения о значении влияния сил природы на выполнение кувырка вперед. 1. Качение мяча. 2. Падение гимнастической палки из вертикального положения. 3 мин Объяснить, что круглый предмет легко движется вперед, используя силу инерции, а палка сама начинает движение при потере равновесия без прилагаемых к ней усилий под действием силы тяжести.
7. Повторить разгибание ног из упора присев и перенос веса тела на руки для кувырка вперед. И. п. – упор присев: 1 - разогнуть ноги, перенести вес на руки. Подбородок прижат к груди; 2 – и. П. Фронтально. Преподаватель дает каждому ученику оценочное суждение и указание по исправлению допущенных ошибок. Выбирает 2-3 лучших исполнителей упражнения и показывает на их примере образец выполнения.
8. Разучить переворот вперед с касанием опоры лопатками в условиях дополнительной фиксации нужного положения.  И. п. – упор присев: 1 – разогнуть ноги, перенести вес на руки. Подбородок прижат к груди; 2 – переворот вперед в группировку лежа на спине.   На гимнастических матах в парах по очереди. Один выполняет, другой, стоя сбоку, правую руку ставит на затылок партнера, фиксируя положение прижатого к груди подбородка, а левую – на заднюю поверхность бедра, подталкивая ее вверх-вперед и помогая перевернуться. Дать указание: переворот делать только тогда, когда лопатки окажутся над опорой. Учитель показывает и объясняет способ оказания помощи.
9. Добиться самостоятельного выполнения переворота вперед с касанием опоры лопатками. То же В парах, один - выполняет, другой - корректирует технику выполнения и выставляет устную оценку. Преподаватель наблюдает, определяет объективность поставленных оценок. После окончания задания хвалит учеников, которые точно оценивали своих товарищей.
10. Проверить и оценить умение выполнять переворот вперед с касанием опоры лопатками. То же Выполняется потоком. Устная оценка: отлично, хорошо, удовлетворительно, плохо. Ученикам, получившим низкие оценки, пояснить, какие ошибки допущены, как их исправить и дать домашнее задание на закрепление изученного материала.

 

В подготовительной части урока решаются (частично или полностью) и некоторые общие учебно-воспитательные задачи, такие как: формирование у учащихся навыков правильной осанки; обучение строевым и общеподготовительным упражнениям; создание двигательного представления о положении тела или его частей в пространстве, о характере и направлении усилий при выполнении отдельных звеньев разучиваемого действия; разучивание последовательности движений, составляющих основное двигательное действие и т. д.

Все привыкли к тому, что традиционно урок начинается с построения, строевых команд и упражнений. Но все чаще опытные и нестандартно мыслящие педагоги обходятся без привычного построения - либо используется соревновательный момент: «Кто быстрее (какое отделение) займет определенное место в зале», либо учащиеся без излишней официальности обступают учителя, и он начинает рассказывать им о предстоящем занятии. Но надо отметить, что, конечно же, последнее возможно лишь при полном взаимопонимании между учителем и учениками.

В младших классах вместо бега по кругу можно использовать подвижные игры с бегом, имитационный бег (изображая птицу, машину и т. д. ), а также бег с частой сменой направления и с выполнением заданий во время бега. В средних и старших классах на занятиях в зале - бег с выполнением различных заданий, частой сменой направления.

Содержание заключительной части урока зависит от содержания двух предыдущих частей и характера последующих занятий. В заключительной части урока необходимо предусмотреть регуляцию деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, обеспечить переход к новому виду деятельности, охарактеризовать общую успеваемость школьников на уроке. Для этого используют активный отдых; дают задания, связанные с переключением внимания; предлагают выполнить действия, корректирующие осанку; анализируют и оценивают знания и результаты учебной деятельности учащихся на уроке; сообщают задание на дом.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...