I . Организационно-методический Раздел
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области «Новосибирский музыкальный колледж имени А.Ф. Мурова» Кутергина О.А. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Учебно-методическое пособие
Новосибирск 2018 Рецензент: Камша А.Н., кандидат искусствоведения.
Редакторы: Гусева И.С., начальник методического отдела; Смирнова Т.В., кандидат искусствоведения, методист.
Главный редактор: Лебедева С.В., заместитель директора по научно-методической работе.
Библиографическая справка… СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 4 I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧСКИЙ РАЗДЕЛ 5 II. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА» 7 Примерный тематический план курса 7 Основные разделы курса 8 1) Раздел первый. Организационные основы педагогической деятельности в детской школе искусств 8 2) Раздел второй. Роль музыкального образования во всестороннем развитии личности ребенка 12
3) Раздел третий. Дополнительное образование детей в контексте теории возрастной психологии 14 4) Раздел четвёртый. Профессиональная компетентность преподавателя детской школы искусств в аспектах развития творческих способностей обучающихся и обеспечения качества их подготовки 18 III. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ТИПОВЫХ ЗАДАНИЙ. КОНТРОЛЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ дисциплины 21 V. ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1. Примерная инструкция по заполнению, ведению и проверке индивидуальных планов обучающихся 27 Приложение 2. Примерная форма индивидуального плана 28 Приложение 3. Принципы подбора репертуара в классе «Фортепиано» 30 Приложение 4. Примерный план характеристики обучающегося (по А.Д. Алексееву) 31 Приложение 5. Памятка по составлению плана урока 32 Приложение 6. Примерный план-конспект урока по предмету «Специальность» (фортепиано) для обучающегося 1-го класса 33 Приложение 7. Памятка для организации самостоятельной работы обучающегося 34
VI. РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 35
ВВЕДЕНИЕ
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности среднего профессионального образования 53.02.03 Инструментальное исполнительство по виду Фортепиано. В соответствии с учебным планом Новосибирского музыкального колледжа имени А.Ф. Мурова, дисциплина «Основы организации учебного процесса» (раздел междисциплинарного комплекса МДК.02.02 «Учебно-методическое обеспечение учебного процесса») изучается в 8 семестре, завершающем полный курс обучения профессиональному модулю ПМ.02 «Педагогическая деятельность». На основе первоначального опыта педагогической работы, полученного при прохождении учебной и производственной практики, студенты систематизируют знания, закрепляют умения и готовятся к государственному экзамену «Педагогическая деятельность». Пособие раскрывает основные вопросы организации педагогической деятельности при обучении детей игре на фортепиано в детских школах искусств (далее – ДШИ), содержит методические рекомендации по выполнению заданий, связанных с планированием и ведением педагогической работы. Пособие отличается широтой круга вопросов, актуальных для молодых педагогов-музыкантов, и может быть полезно студентам, обучающимся по другим видам специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство, а также студентам других специальностей.
Гусева И.С., начальник методического отдела Новосибирского музыкального колледжа имени А.Ф. Мурова.
I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Учебно-методическое пособие по изучению дисциплины «Основы организации учебного процесса» разработано для студентов Новосибирского музыкального колледжа имени А.Ф. Мурова в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство (по виду Фортепиано), утвержденного приказом Минобрнауки России № 1608 от 23.12.2014 г. Учебная дисциплина «Основы организации учебного процесса» входит, наряду с другими дисциплинами («Методика обучения игре на инструменте» и «Изучение педагогического репертуара»), в состав междисциплинарного курса МДК 02.02 «Учебно-методическое обеспечение учебного процесса» профессионального модуля ПМ.02 «Педагогическая деятельность».
Учебная дисциплина «Основы организации учебного процесса» осваивается на 4 курсе в течение VIII семестра. Максимальный объем учебной нагрузки по данной дисциплине составляет 57 часов, в том числе: 38 часов – обязательная аудиторная учебная нагрузка, 19 часов – самостоятельная работа. По итогам освоения дисциплины в конце VIII семестра проводится контрольная работа. Целью дисциплины является обобщение и систематизация опыта организации образовательного процесса (полученного студентами в рамках учебной практики) с учетом базовых основ педагогики и возрастной психологии, правил оформления и ведения учебно-методической документации, предусмотренной в системе дополнительного образования детей и общеобразовательных организациях. Задачи дисциплины: 1) осмысление и конкретизация начального опыта включения в образовательный процесс, опыта использования учебно-методической документации, необходимой для осуществления педагогической деятельности в системе дополнительного образования детей и общеобразовательных организациях; 2) развитие аналитического мышления, навыков планирования и прогнозирования результатов собственной педагогической деятельности; 3) развитие коммуникативных навыков, необходимых для профессионально-педагогического общения; 4) обобщение и систематизация полученных в процессе обучения теоретических знаний и практических умений, обеспечивающих поиск и использование современных методов и методик в собственной педагогической деятельности и способствующих эффективному решению профессиональных задач в соответствии с профилем подготовки.
В результате освоения дисциплины «Основы организации учебного процесса» студент должен: уметь: работать с учебно-методической документацией; организовывать внеклассные мероприятия для обучающихся [1];
формировать материальное обеспечение учебного процесса; знать: психолого-педагогические особенности работы с детьми дошкольного и школьного возраста; порядок ведения учебной документации в организациях дополнительного образования, общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях; о роли преподавателя в организации и планировании внеурочных занятий в детской школе искусств; обладать профессиональной компетенцией (далее - ПК): ПК 2.3. Использовать базовые знания и практический опыт по организации и анализу учебного процесса, методике подготовки и проведения урока в исполнительском классе; общими компетенциями (далее - ОК): ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес; ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество; ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях; ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности; ОК 6. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством; ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий; ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации; ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности; ОК 10. Использовать умения и знания учебных дисциплин федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования в профессиональной деятельности; ОК 11. Использовать умения и знания профильных учебных дисциплин федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования в профессиональной деятельности.
II. СТРУКТУРА и содержание КУРСА «ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА» ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
Наименование темы |
Количество часов | ||||||||||||||||
аудиторные занятия |
Самостоятельная работа | ||||||||||||||||
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|