Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принципы подбора репертуара в классе «Фортепиано»

Учет индивидуальных музыкальных способностей (музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память и т.д.).

Учет индивидуальных психологических особенностей (внимание, логическое мышление, реакция, темперамент и т.д.).

Учет психолого-педагогических возрастных особенностей ребенка (психологические особенности познавательной сферы, уровень музыкального и интеллектуального развития, соответствующие данному возрасту).

Учет программных требований по отбору музыкального материала. К обязательным формам изучения относятся: полифонические произведения, произведения крупной формы, этюды, пьесы виртуозного плана, пьесы кантиленного характера.

Учет значимости музыкального материала для личности (познавательной, эстетической, практической), его направленности на развитие самостоятельной деятельности обучающихся.

 

Избранный репертуар должен соответствовать принципам последовательности и системности. Подбор музыкального материала с постепенным усложнением направлен на создание условий параллельного развития исполнительской техники и музыкального мышления обучающегося.

Репертуар должен охватывать произведения разных эпох и стилей и отвечать критериям художественности, увлекательности, педагогической целесообразности и воспитательных задач.

Исполняемые произведения должны быть направлены на формирование художественно-интеллектуального уровня подготовки обучающегося и развитие его исполнительской техники.

 

Возможные ошибки при составлении осваиваемой исполнительской программы:

завышение уровня программы (непонимание и технические трудности негативно влияют на отношение к занятиям; если подобный подход преследует определенные воспитательные и педагогические задачи, то необходимо учитывать возрастные особенности, характер ученика, его индивидуальность);

занижение уровня программы (негативно сказывается на творческом развитии ученика);

составление программы без учета образно-эмоциональных предпочтений ученика (следствием может стать потеря интереса к учебной работе и замедление процесса разучивания произведений);

нарушение принцип системности: учебные и исполнительские задачи программы не соответствует задачам технического и музыкального развития ученика на определенном этапе обучения (таким образом, личностное и творческого развитие обучающегося происходит не планомерно, а спонтанно; результаты обучения трудно прогнозировать).


 

Приложение 4

Примерный план характеристики обучающегося

(по А.Д. Алексееву)

Общие сведения:

Ф.И.О., возраст, класс в музыкальной и общеобразовательной школе;

основные черты темперамента и характера (эмоциональность, требовательность к себе, работоспособность, организованность, настойчивость и пр.);

музыкальные способности (абсолютный или относительный слух, уровень развития мелодического и гармонического слуха, чувство тембра, слуховые и двигательные связи, чувство ритмической пульсации, темповая устойчивость);

техническое развитие (активность технического аппарата, владение штрихами, различными видами техники, динамикой, координация движений и пр.);

особенности исполнительского дарования (сознательность, воля, самообладание на эстраде, яркость и пр.);

стиль работы (степень самостоятельности в работе, навыки разбора музыкального произведения, проявление творческой инициативы, уровень аналитического мышления, использование теоретический знаний в практической деятельности, знание аппликатуры);

работа над собой (интерес к музыкальной литературе, навыки чтения нот с листа, участие в ансамблях, системность в работе).

Параметры характеристики:

уровень музыкальных данных (слух, чувства ритма, особенности памяти);

соответствие исполнительского аппарата ученика музыкальному инструменту, степень приспособляемости к инструменту;

общее развитие, эмоциональность, восприимчивость, быстрота реакции;

отношение к музыке, музыкальным занятиям, работоспособность, собранность;

умение заниматься самостоятельно, степень грамотности в разборе текста, быстрота освоения музыкальных произведений;

причины неуспеваемости ученика и методы их преодоления;

Для характеристики учащихся с профессиональными данными необходимо отмечать такие индивидуальные качества как наличие художественного воображения, проявление музыкальной инициативы, технические данные и др.

Примеры оценочных формулировок в характеристике:

По характеру спокойный, в некоторой степени пассивный, но старательный. Пианистический аппарат хорошо организован, но виртуозные возможности скромные, недостаточно развита беглость пальцев. Обладает хорошим звуковысотным слухом, но гармонический слух развит недостаточно хорошо. Чувство ритма среднее, плохо ощущает единство метрической пульсации. Процесс разучивания и запоминания нотного текста быстрый. На уроке собран, вдумчив, любознателен. Исполняет произведения увлеченно, при этом не хватает чуткого слухового контроля. На сцене держится уверенно, выступает ярко, убедительно. Домашняя работа выполняется стабильно, но не всегда оказывается результативной. И т.п.

Индивидуальный образовательный маршрут учащегося:

Предстоит работа по развитию мелкой техники, что предполагает включение в программу определенного вида упражнений и этюдов. Особое внимание следует уделить развитию гармонического слуха, чем обусловлено включение творческих заданий, в том числе подбор аккомпанемента к мелодии, игра в ансамбле второй партии, а также проведения аналитической работы – выполнение гармонического анализа осваиваемых произведений. Рекомендовано разучивание музыкальных произведений под метроном. В концертный репертуар целесообразно включение произведений с метрической свободой исполнения, для работы в классе, напротив, пьес с чёткой пульсацией и единством темпа.

Приложение 5

Памятка по составлению плана урока

Типовая структура урока:

Проверка домашнего задания (выявление проблемных участков и трудностей в исполнении сложных мест, подведение итогов работы). Использование методов прослушивания и коррекция исполнения обучающегося.

Продолжение работы (работа над преодолением трудностей с помощью уже известных, либо новых приемов). Опора на методы устного изложения (объяснение, рассказ) и иллюстративности (исполнение произведения или его части учителем, прослушивание и просмотр аудио- и видеозаписей авторитетных исполнений).

Освоение нового материала (по необходимость). Используется метод инструктажа (устное разъяснение практических задач), показ и тренинг (прорабатывание наиболее сложных мест, в том числе с помощью отвлеченных упражнений).

Подведение итогов урока (оценка готовности ученика к занятию, степень его активности на уроке) в совместном обсуждении учителя и ученика.

Запись домашнего задания.

Рекомендации по планированию и содержанию урока:

Формулирование точной цели и задач данного урока в контексте общей подготовки и особенностей творческого развития учащегося.

Использование разнообразных форм работы над упражнениями и произведениями. Работа над образно-смысловыми, техническими и драматургическими аспектами исполняемых произведений.

Точное видение главных и второстепенных задач на данном этапе работы.

Поэтапность выполнения разных видов деятельности.

Обязательное включение творческих заданий.

Гибкое соотношение в работе над новым и уже ранее осваиваемым материалом.

Знание и использование методических приемов в случаях изменения «на ходу» плана урока.

Анализ проведённого урока:

Полная или частичная реализация на уроке поставленных целей и задач. Причины их частичной реализации и поиски наиболее эффективных форм в дальнейшей работе.

План урока: этапы и их последование.

Степень работоспособности обучающегося на уроке. Выявление наибольшей концентрации внимания ученика во время урока и ее обусловленность.

Психологическая атмосфера на уроке.

Влияние личности учителя на ученика.

Учет индивидуальных возможностей ученика при планировании урока.

Контроль качества усваиваемого материала, объем знаний, умений и навыков, применяемых учеником в процессе работы.

Оценка настроения ученика после урока. Мотивация к выполнению домашней работы.

 


 

Приложение 6

 

Примерный план-конспект урока по предмету "Специальность" (фортепиано) для обучающегося 1-го класса.

 

Тема: Закрепление понятия “средства музыкальной выразительности” на начальном этапе обучения игре на фортепиано.

Тип урока: комбинированный (закрепление знаний, комплексное применение знаний).

Вид урока: традиционный.

Цель урока: закрепление понятия “средства музыкальной выразительности” на материале изучаемых произведений.

 

Задачи урока:

Образовательные

– закрепить изученные теоретические знания (средства музыкальной выразительности: лад, штрихи, динамика, темп, ритм, тембр, мелодия);

– продолжить формирование практических навыков (игра штрихами non legato, legato, staccato; работа с динамическими оттенками, тембрами, исполнение произведений в различных темпах).

 

Развивающие

– развивать образное музыкальное мышление, художественное воображение;

– развивать творческую активность учащегося через различные виды деятельности (варьирование средств музыкальной выразительности в изучаемых произведениях, игра в “Звуковое лото”, сочинение пьес на заданный сюжет).

 

Воспитывающие

– воспитывать эстетический вкус;

– воспитывать любовь к музыке;

– воспитывать усидчивость и трудолюбие.

 

Структура урока:

Организационный момент………………………………………………. 2 мин.

Повторение пройденного материала………………………..…………. 5 мин.

Работа над музыкальным материалом………………………………… 20 мин.

Игровой момент…………………………………………………...…….. 8 мин.

Итог урока………………………………………………………………... 2 мин.

Домашнее задание………………………………………………………. 3 мин.

 

Средства обучения: фортепиано, стул, стол, подставка для ног, “Звуковое” лото, схема “Средства музыкальной выразительности”.

 

Приемы и методы: словесный, наглядный, метод показа, “направляющих указаний”, “попутных поправок”.

 


 

Приложение 7

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...