III . Методические рекомендации по выполнению типовых заданий. Контроль результатов освоения учебной дисциплины
Дисциплина «Основы организации учебного процесса» направлена на осознание обучающимися целей, задач и структуры образовательного процесса, а также формирование собственного творческого отношения к сложившимся и сохраняющим свою актуальность формам работы. Специфика индивидуальных занятий в классе по специальности обуславливает обязательный индивидуально-личностный подход преподавателя к ученику и, соответственно, умение выбирать и корректировать возможные варианты работы и способы преодоления трудностей в процессе обучения в совместном общении. Особую роль в этом процессе играет авторитет учителя и его личный пример. Курс «Основы организации учебного процесса», направленный на формирование необходимого объема умений и знаний для дальнейшей практической деятельности в качестве преподавателя в организациях дополнительного образования и общеобразовательных учреждениях, развивает способность к аналитическому мышлению и обобщению накопленного (как своего, так и чужого) педагогического опыта, воспитывает умение определять и характеризовать учебный и педагогический процессы, анализировать факторы, влияющие на учебный процесс, пользоваться учебно-методической литературой, грамотно работать с учебной документацией и ориентироваться в быстрой смене программных требований, составлять репертуарные и поручные планы, планировать и проводить досуговую работу с обучающимися и родителями. К главным объектам изучения данной дисциплины также следует отнести учебно-воспитательный процесс преподавания специальности (фортепиано) и его актуальность в настоящее время. Курс «Основы организации учебного процесса» обосновывает важнейшие принципы воспитания и образования, общие для любой специальности: продуманность, системность и планомерность методики обучения, ориентированной, в данном случае, на специфику инструментального исполнительства по виду фортепиано. Освоение курса способствует осознанию функций преподавателя в педагогическом и учебном процессе, его общих и профессиональные компетенции, усвоить права и обязанности преподавателя и обучающегося, основы межличностных отношений преподавателя и ученика и объективные связи обучения, воспитания и развития личности.
Особое внимание уделяется вопросам организации урока, планирования педагогического процесса, ведения и оформления документации, а также проблемам повышения мотивации обучения музыке со стороны всех участников образовательного процесса (учитель, обучающийся, его родители), развитию навыков самостоятельной работы обучающихся. Важными в обсуждении на уроках становятся и вопросы взаимоотношения участников образовательного процесса в коллективе и с администрацией, специфики и особенностей учебного процесса в каждом образовательном учреждении, требующей гибкости в решении профессиональных задач. Эффективной в процессе освоения дисциплины представляется интерактивная форма практических занятий, в том числе в виде дискуссий, ролевых и деловых игр. Подобные занятия помогают не только усвоить изученный материал, но и проверить уровень его усвоения студентами на контрольных уроках.
В течение семестра проверяются знания и умения студентов, а также отслеживается формирование общих и профессиональных компетенций. Для проведения оценки качества освоения учебной дисциплины предусмотрены следующие формы контроля: текущий контроль успеваемости (поурочный текущий контроль); рубежный и итоговый контроль в виде контрольной работы.
Преподаватель принимает решение о проведении контрольной работы или дифференцированного зачета расширенного типа в случае, если студент имеет значительное количество пропусков занятий в течение семестра (более 50%) и/или значительное число неудовлетворительных оценок по результатам текущего контроля успеваемости (50% или более). В этом случае используются дополнительные проверочные задания (по выбору преподавателя), позволяющие объективно оценить уровень освоения студентом учебного материала семестра. Контрольные работы проводятся в течение 8 семестра (после изучения каждого раздела дисциплины); в конце семестра проводится итоговая контрольная работа. На итоговую контрольную работу студент должен предоставить конспекты лекций и учебной литературы (по заданным темам), выступить с подготовленным заранее сообщением (по заданным темам). Оценка за семестр выставляется на основании результатов выполнения итоговой контрольной работы, при этом учитывается успеваемость студента за весь семестр.
Примерное содержание контрольных работ (в том числе выполняемых в течение семестра): 1) Изучение и конспектирование литературы по теме. 2) Практическая часть включает заполнение учебно-методической документации, составление плана урока, подбора репертуара, анализ рабочих программ и т. д.. 3) Проведение деловых и ролевых игр: моделирование ситуаций в образовательном учреждении, где преподаватель или учащийся совершает правильные или ошибочные действия. 4) Подготовка студентами выступлений по предложенным темам, например: «Развивающая и компенсаторная функции музыкального искусства», «Всеобщность музыкального воспитания детей. Включение в музыкальную деятельность всех детей независимо от их музыкальной одарённости», «К обновлению концепции начального музыкального образования».
Оценка освоенных умений, знаний, общих и профессиональных компетенций проводится комплексно; за каждое из типовых заданий выставляется отметка по 5-балльной шкале.
Типовое задание №1 Изучение литературы по теме (чтение, конспектирование, поиск информации для докладов и сообщений). Студент должен предоставить конспекты, изложить краткое содержание литературных источников, воспользоваться полученной информацией в устных докладах и сообщениях, учебных дискуссиях, ролевых играх.
Проверяются знания о психолого-педагогических особенностях работы с детьми дошкольного и школьного возраста, о роли преподавателя в организации и планировании образовательной деятельности внеурочных занятий в детской школе искусств; проводится мониторинг формирования общих и профессиональных компетенций (рациональность использования информационно-коммуникационных технологий, результативность осуществления поиска, анализа и оценки информации, необходимой для профессионального и личностного развития и осуществления квазипрофессиональной деятельности по организации и анализу учебного процесса, методике подготовки и проведения урока в исполнительском классе; рациональность и результативность использования умений и знаний учебных дисциплин ФГОС СОО для расширения эрудиции и профессионального кругозора, способствующего успешному осуществлению квазипрофессиональной деятельности). Методические рекомендации: Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Желательно оставлять в конспектах лекций поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал. Это могут быть выписки или тезисы. При работе с литературой обращать внимание на формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, выводы и практические рекомендации, положительный опыт в педагогической практике. Результаты конспектирования могут быть представлены в различных формах. План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении. Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника. Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом. Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
Типовое задание №2 Проведение анализа учебно-методической документации (примерных и рабочих программ, индивидуальных планов и т. п.); оформление и/или заполнение учебно-методической документации. Студент должен предоставить результат проведенного анализа (в устной и/или письменной форме) по параметрам, заданным преподавателем; сделать выводы о методических особенностях рассмотренных документов; предоставить оформленный/заполненный по установленным правилам документ. Проверяются знания о порядке ведения учебной документации в организациях дополнительного образования, общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях; умения работать с учебно-методической документацией, формировать материальное обеспечение учебного процесса; проводится мониторинг формирования общих и профессиональных компетенций (точность и скорость ориентирования в условиях частой смены технологий в области педагогической деятельности: организации и анализа учебного процесса, освоения методики подготовки и проведения урока в исполнительском классе). Методические рекомендации: Правила заполнения учебной документации подробно излагаются на лекциях и сопровождаются показом копий или подлинников документов, используемых на практике. Студентам при заполнении учебной документации необходимо пользоваться конспектами, советами и образцами заполнения (см. Приложения). Анализ предложенной документации предполагает сравнение с образцами, планами заполнения и рассмотрение соответствия требованиям, касающимися содержания каждого документа.
Типовое задание №3 Разработка, проектирование одного из этапов (или направлений) учебного процесса по заданию преподавателя: разработка плана урока, составление репертуарного и поурочного планов, подготовка собственного проекта индивидуального плана работы преподавателя, разработка формы и моделирование самоанализа урока с учетом заданных критериев, составление памяток для ученика по выполнению домашнего задания и разбору музыкального произведения. Студент должен представить документ, разработанный с учетом конкретных методических условий (программы обучения, возрастной категории учащихся, и т. п.) Проверяются знания о психолого-педагогических особенностях работы с детьми дошкольного и школьного возраста, о порядке ведения учебной документации в организациях дополнительного образования, общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, о роли преподавателя в организации и планировании образовательной деятельности вне урочных занятий в детской школе искусств; умения работать с учебно-методической документацией, организовывать внеклассные мероприятия для обучающихся; проводится мониторинг формирования общих и профессиональных компетенций (рациональность и результативность организации собственной деятельности, связанной с использованием базовых знаний и практического опыта по организации и анализу учебного процесса, методике подготовки и проведения урока в исполнительском классе; аргументированность и обоснованность принятия решений в нестандартных ситуациях, связанных с осуществлением квазипрофессиональной педагогической и учебно-методической деятельности).
Методические рекомендации: При планировании одного из этапов учебного процесса или разработке урока необходимо пользоваться конспектами, планами и образцами заполнения (см. Приложения). Большую помощь в этом также окажет ведение дневников наблюдения в рамках пассивной и активной производственной практики. Очень важно в любой форме учебной деятельности обращать внимание на сочетание объективных и субъективных факторов. Недооценка, как и переоценка, индивидуальных возможностей и способностей обучающегося обычно негативно сказывается на результате.
Типовое задание №4 Участие в деловой игре: моделирование педагогических ситуаций, аргументирование педагогических решений в области обучения детей игре на инструменте. Обобщение и систематизация опыта, полученного в рамках педагогической практики. Студент должен проявить активное участие в деловых играх, обосновать и аргументировать выбор применяемых педагогических технологий. В подобной форме контроля учебной деятельности снимаются противоречия между абстрактным характером преподавания учебного предмета и реальным характером будущей профессиональной деятельности; игра позволяет увидеть и решить проблему в комплексе, с применением не только полученных ранее знаний, умений и навыков разных учебных дисциплин, но и житейского опыта В то же время проверяются знания о психолого-педагогических особенностях работы с детьми дошкольного и школьного возраста, о порядке ведения учебной документации в организациях дополнительного образования, общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, о роли преподавателя в организации и планировании образовательной деятельности вне урочных занятий в детской школе искусств; умение работать с учебно-методической документацией; проводится мониторинг формирования общих и профессиональных компетенций (точность (правильность) понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявление к ней устойчивого интереса, ясность и аргументированность при постановке целей, мотивировании деятельности подчиненных, результативность работы в коллективе, эффективность общения с коллегами, руководством в процессе осуществления квазипрофессиональной деятельности по организации и анализу учебного процесса, методике подготовки и проведения урока в исполнительском классе; рациональность и своевременность самостоятельного определения задач профессионального и личностного развития в области педагогической деятельности; рациональность и результативность организации собственной деятельности, связанной с использованием базовых знаний и практического опыта по организации и анализу учебного процесса, методике подготовки и проведения урока в исполнительском классе; аргументированность и обоснованность принятия решений в нестандартных ситуациях, связанных с осуществлением квазипрофессиональной педагогической и учебно-методической деятельности). Методические рекомендации: Применение деловых игр позволяет отработать приобретенные студентами профессиональные навыки. Кроме того, это дает возможность оценить: - уровень владения этими навыками; - особенности мыслительных процессов (аналитическое мышление, умение прогнозировать ситуацию, умение принимать решения и пр.); - уровень коммуникативных навыков; - личностные качества участников. Подготовка к игре представляет собой характеристику модели заданной ситуации: фрагмент урока, полный урок по специальности, зачёт, встреча с родителями, педсовет и т. п. В зависимости от заданной ситуации проводится распределение ролей или деление на группы (команды), назначение капитанов команд, распределение обязанностей внутри команды, назначение экспертов, оценивающих действия участников, ознакомление с правилами и порядком ведения игры. Игра заключается в моделировании заданной ситуации с использованием освоенных профессиональных умений, знаний, компетенций. После игры происходит подведение итогов, даётся оценка действий участников игры. Исполнение ролей, обоснованность и эффективность поведения оцениваются руководителем игры (преподавателем) в баллах. При оценивании учитывается знание теории, логика мышления, умение предсказать развитие событий и последствия принимаемых решений. Типовое задание №5 Подготовка студентами выступлений по предложенным темам. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста); не допускается и простое чтение подготовленного текста. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспектов и лекций, непосредственно к первоисточникам, использовать знание художественной литературы и искусства, факты и наблюдения современной жизни и т. д. Студент должен показать умение работать с различной литературой, дать анализ соответствующих источников, аргументировать сделанные в работы выводы и, главное, раскрыть выбранную тему. Проверяются знания о психолого-педагогических особенностях работы с детьми дошкольного и школьного возраста, о роли преподавателя в организации и планировании образовательной деятельности вне урочных занятий в детской школе искусств; проводится мониторинг формирования общих и профессиональных компетенций (точность (правильность) понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявление к ней устойчивого интереса, рациональность организации собственной деятельности; результативность осуществления поиска, анализа и оценки информации, использования информационно-коммуникационных технологий необходимой для профессионального и личностного развития и осуществления квазипрофессиональной деятельности по организации и анализу учебного процесса, методике подготовки и проведения урока в исполнительском классе; рациональность и результативность использования умений и знаний учебных дисциплин федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО) для расширения эрудиции и профессионального кругозора, способствующего успешному осуществлению квазипрофессиональной деятельности). Методические рекомендации: Готовясь к докладу или реферативному сообщению, полезно обращаться за методической помощью к преподавателю. Нужно составить план-конспект своего выступления, продумать примеры с целью обеспечения тесной связи изучаемой теории с реальной жизнью. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Прежде всего, необходимо изучить вопросы темы по хрестоматийным источникам (учебники, учебные пособия и пр.), где материал излагается в наиболее доступной форме, а затем переходить к более глубокому усвоению вопросов выбранной темы, используя рекомендованную и иную литературу. Структуру любого выступления составляют: краткое введение, обосновывающее актуальность исследуемой проблемы; основное содержание, заключение, краткие выводы по исследуемой проблеме. При выступлении с докладом важно не только продемонстрировать знание темы, но и умение связно излагать собственные мысли, обращаться к аудитории, доносить свою точку зрения, объяснять. Причём для будущих преподавателей очень важно делать это с использованием профессиональной терминологии, увлечённо и эмоционально. С другой стороны, не менее важно ощущать временное пространство, не отвлекаться на второстепенные отступления от темы, структурировать выступление по форме, доводить до логического завершения.
Подсказки для составления плана: Назовите основные положения … Раскройте особенности… Оцените значимость для … Расположите в определенном порядке… Сравните … и …, а затем обоснуйте …. Выскажите критические суждения о … Сравните точки зрения … и … на …. Приведите пример того, что (как, где) … Изложите свое мнение (понимание) … Предложите новый (иной) вариант… При устном выступлении важно следить за свободой речи, грамотностью построения предложений, пользоваться профессиональной лексикой.
ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1 Утверждаю Директор (наименование образовательной организации) г. _____________________________ __________________(инициалы, фамилия) от «___» _________ 2018 г.
ПРИМЕРНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|