Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

{5} К читателю




Мейерхольд: К истории творческого метода: Публикации. Статьи. СПб.: КультИнформПресс, 1998. 247 с.

К читателю....................................................................................................................... 5  Читать

Вс. Э. Мейерхольд о своем методе 1914 – 1936.
Публикация Н. В. Песочинского

Студия на Бородинской Класс Вс. Э. Мейерхольда.......................................... 9  Читать

Лекции Вс. Э. Мейерхольда по режиссуре
Инструкторские курсы по обучению мастерству сценических постановок
6 – 27 марта 1919 г.......................................................................................... 16  Читать

Лекции Вс. Э. Мейерхольда о режиссуре. ГВЫРМ. 1921 г............................ 20  Читать

Лекции и беседы Вс. Э. Мейерхольда со студентами. ГВЫТМ.
3 – 8 октября 1921 г. Запись Х. Н. Херсонского........................................... 23  Читать

Вс. Э. Мейерхольд. План курса по «биомеханике». [1922 г. ]......................... 26  Читать

Лекции Вс. Э. Мейерхольда. ГВЫРМ и ГВЫТМ. 1921 – 22 гг.
Конспект С. М. Эйзенштейна....................................................................... 29  Читать

Положение о научно-исследовательском институте
Государственных высших театральных мастерских. 6 марта 1922 г........ 35  Читать

Всев. Мейерхольд. Биомеханика Курс 1921 – 1922 гг.
Материалы, собранные М. Кореневым........................................................ 38  Читать

Амплуа актера [Фрагмент брошюры, составленной Вс. Э. Мейерхольдом,
В. М. Бебутовым, И. А. Аксеновым. Москва, изд. ГВЫРМ. 1922]........... 41  Читать

Доклад Вс. Э. Мейерхольда о системе и приемах актерской игры.
Институт истории искусств (Ленинград). 23 сентября 1925 г................... 44  Читать

Актер. Положение об актере, выпускаемом ГЭКТЕМАСом
при Театре им. Вс. Мейерхольда................................................................... 46  Читать

Лекции Вс. Э. Мейерхольда на актерском факультете ГЭКТЕМАСА.
19 декабря 1928 – 24 января 1929 г............................................................... 51  Читать

Лекция Вс. Э. Мейерхольда на актерском факультете ГЭКТЕМАСА.
18 января 1929 г. Стенограмма...................................................................... 52  Читать

С. М. Эйзенштейн. Записи о Мейерхольде и его театре. 1931 г.................... 55  Читать

Урок Вс. Э. Мейерхольда. ГЭКТЕТИМ. 5 сентября 1932 г............................. 56  Читать

Выступление Вс. Э. Мейерхольда на труппе ТИМа
во время гастролей в Харькове. Июнь 1933 г. Запись А. И. Каплана....... 57  Читать

Выступление Вс. Э. Мейерхольда на конференции работников ГосТИМа.
Июнь 1933 г..................................................................................................... 59  Читать

Стенограмма интервью с Вс. Мейерхольдом
американского корреспондента Баренса. 5 апреля 1932 г.......................... 61  Читать

Из выступлений разных лет............................................................................... 63  Читать

Примечания.......................................................................................................... 70  Читать

Статьи

Г. В. Титова. Мейерхольд и художник............................................................. 77  Читать

А. П. Варламова. В александринском театре: Режиссура Вс. Мейерхольда
и тенденции актерского искусства начала XX века................................. 115  Читать

Е. А. Кухта. «Ревизор» у Вс. Мейерхольда и новая драма........................... 138  Читать

А. С. Ласкин. Игра в эстетике Вс. Э. Мейерхольда: поводы и мотивы....... 165  Читать

Н. В. Песочинский. Мейерхольд и раннее театроведение............................. 179  Читать

Л. Г. Муратов. Театр Мейерхольда и кинематограф Эйзенштейна
(К постановке проблемы)............................................................................. 226  Читать

{5} К читателю

Творческий метод Вс. Э. Мейерхольда остается малоизученным.

Исследователи истории спектаклей режиссера — Н. Д. Волков, Б. В. Алперс, Б. И. Ростоцкий, К. Л. Рудницкий, Д. И. Золотницкий, Э. Браун, Дж. Саймонз, М. Хувер, Б. Пикон-Валлен — в значительной мере различно трактуют общие принципы режиссуры Мейерхольда.

Отечественное театроведение многие годы было ограничено в возможности объективно изучать нереалистические художественные методы. Собственная теория театра Мейерхольда отрицалась. «Когда он говорит о принципах своего театра — он слаб и даже беспомощен — он не знает, из каких принципов он исходит»[1], — это мнение А. В. Луначарского было характерным для многих работ о Мейерхольде.

Наследие Мейерхольда публикуется, изучается в хронологической последовательности, в неотрывном соотнесении с конкретными спектаклями, будто школы, теории, системы не было.

Это противоречит ориентации Мейерхольда на осознание основ искусства режиссуры и новой системы театра — ориентации, которая побудила его с 1907 года выступать с теоретическими работами, издавать журнал, руководить студиями, воспитывать режиссеров, актеров, художников, вести в своих мастерских курс «сценоведения», участвовать в дискуссиях, выступать с докладами, создать в своем театре научно-исследовательскую лабораторию.

Авторы настоящего сборника пытаются выявить сущностную последовательность в становлении метода режиссера на всем протяжении его творчества, в разных формах.

Книга открывается публикацией выступлений и заметок Мейерхольда разных лет, в которых он сам формулировал базисные идеи своего театра. Кроме монтажа программы Студии на Бородинской из разных номеров журнала доктора Дапертутто «Любовь к трем апельсинам» (давно ставших библиографической редкостью), все тексты впервые доступны читателю.

{6} Статьи сборника дают видение творчества Мейерхольда в разных ракурсах, в разных полях напряжения:

Мейерхольд и художник, подход к концепции пространства и концепции действия (Г. В. Титова);

Мейерхольд и новая драма, композиция спектакля в соотношении с литературными традициями (Е. А. Кухта);

Мейерхольд и актеры академической сцены, создание нового типа спектакля (А. П. Варламова);

Мейерхольд и время, реальность жизни и реальность театральности, мотивы игры (А. С. Ласкин);

Мейерхольд и театроведение, полемика о методе, влияние идей режиссера на театральную мысль (Н. В. Песочинский);

Мейерхольд и его современник С. М. Эйзенштейн (Л. Г. Муратов).

Соприкосновение режиссуры с другими структурами театра выявляет степень ее активности и последовательности. Это изучают авторы сборника, где Мейерхольд предстает создателем театра, автором спектаклей и теоретиком режиссуры.

Согласованность подходов авторов сборника не исключает их разногласий, взгляда на проблемы с разных позиций, а главное, что их объединяет, — понимание неисчерпанности темы.

Большинство авторов (А. П. Варламова, Е. А. Кухта, А. С. Ласкин, Н. В. Песочинский) связано единством школы и представляет поколение ленинградских — петербургских историков театра, начавших новое изучение методологии русской режиссуры в 1970‑ е годы под руководством Г. В. Титовой, и по-своему наследуют основные принципы своих предшественников в Российском институте истории искусств, которые пристально и основательно изучали Театр имени Вс. Мейерхольда в годы его существования, и опубликовали свои работы в институтском издательстве «Academia», — А. А. Гвоздева, А. Л. Слонимского, Н. Д. Волкова, П. П. Громова и др.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...