{5} К читателю
Стр 1 из 24Следующая ⇒ Мейерхольд: К истории творческого метода: Публикации. Статьи. СПб.: КультИнформПресс, 1998. 247 с. К читателю....................................................................................................................... 5 Читать Вс. Э. Мейерхольд о своем методе 1914 – 1936. Студия на Бородинской Класс Вс. Э. Мейерхольда.......................................... 9 Читать Лекции Вс. Э. Мейерхольда по режиссуре Лекции Вс. Э. Мейерхольда о режиссуре. ГВЫРМ. 1921 г............................ 20 Читать Лекции и беседы Вс. Э. Мейерхольда со студентами. ГВЫТМ. Вс. Э. Мейерхольд. План курса по «биомеханике». [1922 г. ]......................... 26 Читать Лекции Вс. Э. Мейерхольда. ГВЫРМ и ГВЫТМ. 1921 – 22 гг. Положение о научно-исследовательском институте Всев. Мейерхольд. Биомеханика Курс 1921 – 1922 гг. Амплуа актера [Фрагмент брошюры, составленной Вс. Э. Мейерхольдом, Доклад Вс. Э. Мейерхольда о системе и приемах актерской игры. Актер. Положение об актере, выпускаемом ГЭКТЕМАСом Лекции Вс. Э. Мейерхольда на актерском факультете ГЭКТЕМАСА.
Лекция Вс. Э. Мейерхольда на актерском факультете ГЭКТЕМАСА. С. М. Эйзенштейн. Записи о Мейерхольде и его театре. 1931 г.................... 55 Читать Урок Вс. Э. Мейерхольда. ГЭКТЕТИМ. 5 сентября 1932 г............................. 56 Читать Выступление Вс. Э. Мейерхольда на труппе ТИМа Выступление Вс. Э. Мейерхольда на конференции работников ГосТИМа. Стенограмма интервью с Вс. Мейерхольдом Из выступлений разных лет............................................................................... 63 Читать Примечания.......................................................................................................... 70 Читать Статьи Г. В. Титова. Мейерхольд и художник............................................................. 77 Читать А. П. Варламова. В александринском театре: Режиссура Вс. Мейерхольда Е. А. Кухта. «Ревизор» у Вс. Мейерхольда и новая драма........................... 138 Читать А. С. Ласкин. Игра в эстетике Вс. Э. Мейерхольда: поводы и мотивы....... 165 Читать Н. В. Песочинский. Мейерхольд и раннее театроведение............................. 179 Читать Л. Г. Муратов. Театр Мейерхольда и кинематограф Эйзенштейна {5} К читателю Творческий метод Вс. Э. Мейерхольда остается малоизученным. Исследователи истории спектаклей режиссера — Н. Д. Волков, Б. В. Алперс, Б. И. Ростоцкий, К. Л. Рудницкий, Д. И. Золотницкий, Э. Браун, Дж. Саймонз, М. Хувер, Б. Пикон-Валлен — в значительной мере различно трактуют общие принципы режиссуры Мейерхольда. Отечественное театроведение многие годы было ограничено в возможности объективно изучать нереалистические художественные методы. Собственная теория театра Мейерхольда отрицалась. «Когда он говорит о принципах своего театра — он слаб и даже беспомощен — он не знает, из каких принципов он исходит»[1], — это мнение А. В. Луначарского было характерным для многих работ о Мейерхольде.
Наследие Мейерхольда публикуется, изучается в хронологической последовательности, в неотрывном соотнесении с конкретными спектаклями, будто школы, теории, системы не было. Это противоречит ориентации Мейерхольда на осознание основ искусства режиссуры и новой системы театра — ориентации, которая побудила его с 1907 года выступать с теоретическими работами, издавать журнал, руководить студиями, воспитывать режиссеров, актеров, художников, вести в своих мастерских курс «сценоведения», участвовать в дискуссиях, выступать с докладами, создать в своем театре научно-исследовательскую лабораторию. Авторы настоящего сборника пытаются выявить сущностную последовательность в становлении метода режиссера на всем протяжении его творчества, в разных формах. Книга открывается публикацией выступлений и заметок Мейерхольда разных лет, в которых он сам формулировал базисные идеи своего театра. Кроме монтажа программы Студии на Бородинской из разных номеров журнала доктора Дапертутто «Любовь к трем апельсинам» (давно ставших библиографической редкостью), все тексты впервые доступны читателю. {6} Статьи сборника дают видение творчества Мейерхольда в разных ракурсах, в разных полях напряжения: Мейерхольд и художник, подход к концепции пространства и концепции действия (Г. В. Титова); Мейерхольд и новая драма, композиция спектакля в соотношении с литературными традициями (Е. А. Кухта); Мейерхольд и актеры академической сцены, создание нового типа спектакля (А. П. Варламова); Мейерхольд и время, реальность жизни и реальность театральности, мотивы игры (А. С. Ласкин); Мейерхольд и театроведение, полемика о методе, влияние идей режиссера на театральную мысль (Н. В. Песочинский); Мейерхольд и его современник С. М. Эйзенштейн (Л. Г. Муратов). Соприкосновение режиссуры с другими структурами театра выявляет степень ее активности и последовательности. Это изучают авторы сборника, где Мейерхольд предстает создателем театра, автором спектаклей и теоретиком режиссуры.
Согласованность подходов авторов сборника не исключает их разногласий, взгляда на проблемы с разных позиций, а главное, что их объединяет, — понимание неисчерпанности темы. Большинство авторов (А. П. Варламова, Е. А. Кухта, А. С. Ласкин, Н. В. Песочинский) связано единством школы и представляет поколение ленинградских — петербургских историков театра, начавших новое изучение методологии русской режиссуры в 1970‑ е годы под руководством Г. В. Титовой, и по-своему наследуют основные принципы своих предшественников в Российском институте истории искусств, которые пристально и основательно изучали Театр имени Вс. Мейерхольда в годы его существования, и опубликовали свои работы в институтском издательстве «Academia», — А. А. Гвоздева, А. Л. Слонимского, Н. Д. Волкова, П. П. Громова и др.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|