{37} Лаборатории анализов. I. Лаборатория драматургического анализа. II. Лаборатория анализа актерской игры. III. Лаборатория анализа режиссуры
{37} Лаборатории анализов I. Лаборатория драматургического анализа Система драматургии с анализом образцов драматических произведений. Составление сценариев. II. Лаборатория анализа актерской игры 1. Анализ игры умерших актеров (по мемуарам, дневникам, письмам, рецензиям и т. п. ). 2. Анализ игры современных актеров. 3. Изучение амплуа и сценических функций. 4. Теория актерской игры (путь создания роли). 5. Воспитание актера. 6. Режим актера и организация его труда. 7. Профессиональный подбор на театре. 8. Авторское право актера. 9. Актер и зритель. III. Лаборатория анализа режиссуры 1. Анализ спектаклей особо значительных в истории культуры театральных периодов (курс театроведения). 2. Анализ систем режиссуры. 3. Сценоведение. 4. Устав внутренней службы на театре. 5. Путь создания спектакля. 6. Монтировка. 7. Режим режиссера и организация его труда. 8. Категории режиссеров. 9. Профессиональный подбор на театре. 10. Авторское право режиссера. IV. Лаборатория композиций 1. Сочинение роли (актер — композитор). 2. Сочинение спектакля (режиссер-изобретатель, режиссер-сочинитель). {38} Всев. Мейерхольд. Биомеханика Принципы биомеханики[10] 1. Вся биомеханика основана на том, что если работает кончик носа — работает все тело. В работе самого незначительного органа участвует все тело. Надо прежде всего найти устойчивость всего тела. При малейшем напряжении работает все тело. 2. Сюжет в упражнении — необходимость, из которой трудно выйти. Дело игры телом при сюжете значительно облегчается. Однако сюжет никогда не должен увлекать, и надо избегать «разыгрывать» тему.
Надо обращать строгое внимание на каждый элемент упражнения и осмысливать (осознавать) его. Отчетливость работы достигается только этим. 3. При контроле работы каждый участник упражнения должен показать, что им усвоен метод и сознательно воспринимаются указания. < …> 5. В биомеханике каждое движение слагается из трех моментов: 1. Намерение. 2. Равновесие. 3. Выполнение. 8. Координация в пространстве и на площадке, умение найти себя в массовой текучести, приспособляемость, расчет и точный глазомер — основные требования биомеханики. 9. Возглас — отметка градуса возбудимости — должен всегда иметь техническую опору. Возглас может быть допущен только когда все напряжено, когда весь технический материал организован. 10. Полное спокойствие и точно найденное равновесие — первое условие отчетливой хорошей работы. 14. У каждого должно быть убедительное положение человека в равновесии, должен быть запас положений и поз, различных ракурсов тела для соблюдения равновесия. Нужное в данный момент равновесие каждый должен искать сам. 15. < …> каждое изменение положения тела и его отдельных членов должно быть тотчас осознано. 16. Жест есть результат работы всего тела. Жест всегда результат того, что есть в техническом запасе показывающего игру актера. {39} 17. Возбудимость возникаете процессе работы как некоторый результат удачного использования хорошо натренированного материала. 18. Всякое искусство — организация материала. Чтобы организовать свой материал, актеру надо иметь колоссальный запас технических средств. Трудность и особенность актерского искусства в том, что актер в одно и то же время — материал и организатор. Актерство — хитрая штука. Актер в каждую минуту композитор. 19. Трудность актерского искусства в чрезвычайно строгом согласовании всех элементов его работы.
20. Физическое состояние натренированного материала — опорный пункт нашей системы игры. Каждое задание при выполнении отчетливо планируется на частях сценической площадки — когда все движения актера, даже рефлексы, будут всегда строго организованы. < …> 23. Во всяком коллективном упражнении каждый участник должен раз навсегда расстаться с постоянным желанием актера — стать солистом. < …> 25. Всякое упражнение важно сделать чисто не только в смысле правильной работы, но и чисто в смысле парада, использования сценической площадки, эффекта и т. д. 26. Для каждого действия актера есть свой парад. 28. Всякое искусство построено на самоограничении. Искусство всегда и прежде всего — борьба с материалом. 29. Нельзя давать волю движениям. Должно соблюдать большую экономию движений. На этом проверяется аппарат режиссера и актера. 30. Piano и forte — всегда относительны. У зрительного зала всегда должно остаться впечатление неиспользованного запаса. Никогда и нигде актер не должен расходовать весь имеющийся запас. Даже самый раскрытый жест должен оставлять возможность какого-то еще более открытого. < …> 32. Ничего случайного биомеханика не терпит, все должно делаться сознательно с предварительным расчетом. Каждый момент работающий должен точно установить и знать, в каком положении его тело, и свободно пользоваться каждым членом для выполнения намерения. 33. Закон общетеатральный — кто позволит дать волю своему темпераменту в начале работы, тот неминуемо истратит его раньше ее завершения и смажет все исполнение. 34. Никакая поверхностность в техническом плане недопустима. Удобство и благополучие должно возникнуть, когда материал {40} технически хорошо оборудован, подготовлен прочной тренировкой. Только тогда можно пустить в ход то, что называется возбудимостью, иначе работа будет сорвана. 35. На предварительных упражнениях, на репетициях надо все эмоции обозначать слегка пунктиром, только намечая точно, где и когда должен произойти взрыв. Неподготовленный технически выкрик неминуемо выведет из равновесия; его придется искать заново, т. е. сызнова начинать всю работу. < …> 37. У актера всегда на первом месте проверка тела. В человеке мы держим не образ, а запас технического материала. Актер всегда в положении человека, организующего свой материал. Он должен точно знать свой диапазон и все приемы, которыми он технически располагает для выполнения данного намерения. Квалификация актера всегда пропорциональна числу комбинаций, имеющихся у него в запасе приемов.
< …> 43. < …> Свободное состояние развинченного человека (дунканизм) недопустимо. < …> 44. Первый принцип биомеханики: тело — машина, работающий — машинист. {41} Амплуа актера[xv]
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|