Рекреационно-оздоровительные пространства
⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
По мнению Бориса Георгиевича, само пространство должно способствовать здоровому образу жизни. Проектируя как жилые, так и общественные комплексы, архитектор предусматривает рекреационно-оздоровительные зоны: сады, спортивные площадки, террасы. В 1980 году Б. Г. Устиновым и его коллегами Л. Н. Травиной, О. И. Китайчик был выполнен проект реставрации и приспособления бывших дворцовых оранжерей в городе Пушкине под игровые павильоны (не реализован) (илл. 197–199). Комплекс фруктовых теплиц — архитектурный ансамбль середины XIX – начала XX века, располагающийся в центре города, напротив Эрмитажной рощи, недалеко от Екатерининского дворца. Здания бывших теплиц занимает большую территорию, окаймлённую Садовой, Оранжерейной, Конюшенной и Средней улицами. Архитекторы сохраняют исторический план комплекса, создавая при этом оздоровительно-игровой центр города Пушкина. В здании бывшей третьей линии фруктовых теплиц, с квартирами садовников и конторой, они размещают оздоровительно-просветительский центр, кафе, детскую школу фигурного катания. Двухэтажное сооружение с четырех колонным дорическим портиком решено как приемное пространство, встречающее посетителей со стороны Средней улицы. Вестибюль с гардеробом и туалетными комнатами распределяет потоки в трех направлениях: в зимний сад, размещенный в ротонде, в оздоровительно-просветительский центр в правом крыле, и на второй этаж. На коридор-рекреацию правого крыла нанизаны помещения шахматных секций, секции книголюбов; ось завершается кафе на 50 мест с выходом на просторную террасу. Внутренняя улица, как и секции, освещена верхним светом и связана с летними классами. На втором этаже, над вестибюлем, находится вместительный зал с фойе. Прогулочной галерей служит крытая улица второго этажа с балконами, обращенными в сторону Эрмитажного сквера. От улицы-галереи ведет пара длинных лестниц, возносящих посетителя над двумя реконструированными дворцовыми теплицами. Лестницы служат входом в концертный зал со стороны Садовой улицы. Четыре малые лестницы спускаются каскадом (по стенам бывшей теплицы) в зону тихого отдыха: прямоугольная в плане площадь, огороженная с двух сторон аркадами лестниц второго этажа и зданием теплицы, с одной стороны преобразованным под аллею с перголой, с другой (со стороны Садовой ул.) — в озелененный холм. За площадью организован просторный сад с историческим зданием теплицы, приспособленным под зал игровых автоматов.
В левое крыло главного корпуса теплиц, где располагается детская школа фигурного катания, архитекторы предусматривают отдельный вход. Внутри — вестибюль, гардероб, раздевалки, залы для занятия хореографией и гимнастикой, выход на каток, размещенный между историческими зданиями. В теплице, параллельной катку, — помещения групп здоровья, за ними следуют теннисные корты. Со стороны Садовой улицы через каменный торец бывшей Пальмовой теплицы архитектора А. Р. Баха, минуя Манеж, посетители попадают на территорию комплекса: слева от них теннисные корты, справа игровой павильон и лестницы на второй этаж правого крыла, ведущие в концертный зал. Прямо по оси — ротонда, по сторонам от которой расположены каток и проход через аркаду на площадь — зону тихого отдыха. Развитая структура комплекса способствует движению. Теплые, полутеплые, открытые улицы обеспечивают многообразие рекреационных пространств. Архитекторы сохраняют историческую планировку, фасады, выращивая в существующих стенах игровой комплекс, преобразуя дворцовые теплицы в культурно-оздоровительный центр города Пушкина.
Впоследствии Б. Г. Устиновым было спроектировано большое количество спортивных, банных, оздоровительных комплексов. Отдельно хочется остановиться на проекте 2012 года, в котором архитектор реализует свое понимание больницы как пространства бодрости. Заказ на реконструкцию Детской городской больницы №5 имени Филатова, после полугодового изучения современного состояния здания, привел Б. Г. Устинова к выводу об архитектоническом нездоровьи сооружения 1996 года (Н. Н. Трегубов, Г. К. Березкина). Архитектором, вместе со студенческой общиной из одиннадцати человек, была предложена архитектурно-градостроительная концепция детского многофункционального лечебно-оздоровительного комплекса, который разместился вдоль проспекта Ярослава Гашека, позволяя выполнить первую очередь при функционировании старого здания больницы, на месте которого впоследствии планировалось возвести физкультурно-оздоровительный комплекс и санаторий (илл. 200–204). Архитекторы ставили перед собой задачу создать живую среду, способствующую выздоровлению пациентов. Больница рассматривается авторами как пространство бодрости, жизнелюбия, движения, поэтому лечебным блокам сопутствуют многочисленные рекреационные пространства, библиотека, музейный, молитвенный, торговый комплексы, творческие кружки, и.т.д. Разнообразие, цветение жизненного содержания, полифункциональность проявлены в пространственно-пластической развитости сооружения, его трехмерности. Предусмотрено 935 коек, в то время как в больнице 1996 года — около 600. Архитекторы обстраивают автомагистрали, отводя отдельную полосу для машин скорой помощи. Дневная поверхность отдана людям. Авторами осваивается подземное пространство (комплекс заглублен до водоупора на одиннадцать метров), в двух уровнях которого размещены технические и обслуживающие подразделения: центральный диспетчерский пункт, инженерно-технический отдел, отдел лечебного питания, молочная кухня, стерилизационное помещение, центр сервисных услуг, склады, автостоянки на 2439 машиномест, гардеробы. На эксплуатируемых кровлях — террасы, сады, вертолетная площадка. Приёмно-административная башня с центральной площадью перекрыта стеклянным куполом. Два подземных этажа занимает детский музей, освещенный верхним светом, попадающим через атриумное пространство. К уровню приемной площади примыкает информационный центр, ярусом выше — двухуровневый амбулаторно-консультативный комплекс, развернувшийся вокруг центрального двора. Подобное расположение позволяет пропустить естественный свет во все помещения. Три верхних яруса отведены под административный блок с большим залом-амфитеатром. С левой стороны от приемной башни — торговый комплекс, параллельный Бухарестской улице. От центральной площади внутрь больницы ведет теплая улица, связывающая все части многофункционального комплекса: приемно-административную, педиатрическую, хирургическую и инфекционную башни, а также учебный, конференц-центр, библиотеку, молитвенный комплекс, гостиницу. Центральная площадь находится на уровне дневной пешеходной поверхности, накрывающей транспортные артерии. Авторами предусмотрено разделение потоков: помимо основной внутренней улицы спроектирована служебная улица, в цокольном этаже — техническая. На верхних ярусах — реабилитационный бульвар.
Архитекторами выделены отдельные входы для посетителей комплекса, сотрудников госпиталя, администрации, студентов, медперсонала, посетителей воскресной школы, жителей гостиницы; автостоянки и гардеробы разделены по тому же принципу. На общественную улицу нанизаны помещения аренды, торговли, рекреации, игровые, творческие кружки, библиотека, площади. На служебную — приемные, экстренные и медицинские подразделения: аптека, родильное отделение, отделение интенсивной терапии, инфекционное отделение, клинико-диагностическая лаборатория, отделение переливания крови. На реабилитационный бульвар — отделение диагностики, лечебной физкультуры, массажа, физиотерапии. Приемное отделение находится в уровне с подъездом дороги «скорой помощи», к нему примыкает блок оказания экстренной помощи: операционные пространства и.т.д. В башнях предусмотрены как одноярусные, двухъярусные отделения, так и отделение повышенной комфортности. Помимо горизонтальных коммуникации продуманы и вертикальные, которые также разведены. Посетительские вертикальные лифтовые коммуникации имеют остановки на нулевых отметках, то есть через каждые два этажа. Служебные — на каждой отметке. Авторы использует все возможности участка, выращивая комплекс как естественное природное образование. Система пандусов, многочисленных рекреационных пространств, отсутствие схематизации рождает живую структуру. Архитекторы впускают естественный свет и природу в здание, делая остекленные кровли, зимние сады и террасы. Они создают здоровое пространство, условия для душевного и физического движения.
Несмотря на желание работников больницы, проект не удалось осуществить. Им заинтересовались представители ОАЭ и настоятельно требовали его реализации в Дубае. Общественные пространства Б. Г. Устинова демонстрируют индивидуальный, во многом новаторский подход архитектора. Каждая работа — осмысление функции здания, иной взгляд на событие: неслучайно в его творчестве невозможно найти «идентичных», «типовых» проектов. Создавая дом культуры, театр, учебно-воспитательный или оздоровительный комплексы, Б. Г. Устинов не обращается к своим предыдущим работам, а проектирует новое пространство. Каждый проект — опыт, осознание, движение вперед. Заключение
Борис Георгиевич Устинов — практикующий архитектор, создатель первой в России лицензированной архитектурной мастерской (1991), сооснователь вместе с Людмилой Константиновной Фешиной и профессор кафедры дизайна пространственной среды Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна. Для Бориса Георгиевича проектирование начинается с осмысления функции здания, его места в структуре города, нередко этому сопутствует словесное толкование основополагающих пониманий: во время работы в ЛенЗНИЭП градостроительства Б. Г. Устинова называли философом. Важная черта философии Б. Г. Устинова — её реальный, не отвлеченный характер. Малое количество реализованных проектов — стечение различных обстоятельств: особенности характера архитектора, его нежелание смиряться и вносить «губительные» коррективы в свои работы, особенности времени. Борис Георгиевич признаётся, что не обладает политическим темпераментом, и это то, чего ему сильно недостает в архитектуре. Ведь архитектурная деятельность и власть находятся в тесном взаимодействии. «Мне везло, что почему-то женщины, которые имели хотя бы какие-то ресурсы, помогали мне», — говорит Б. Г. Устинов.
Для Бориса Георгиевича история архитектуры — собеседование с коллегами, не только архитекторами: Ф. Л. Райт, Ле Корбюзье, К. Мельников, но и философами: Протагор, Сократ, Л. Шестов, литераторами: И. В. Гете, М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой. Красота, по мысли Б. Г. Устинова, — цветение сущности: он отказывается от украшательства, считая, что объемно-пространственное решение, материал, конструкция, световое тонирование несут в себе эстетическое начало. Для Б. Г. Устинова декорация фасадов — проявление слабости архитектора. Борис Георгиевич использует облицовку только при функциональной необходимости. Он предпочитает показывать используемый материал (по замыслу архитектора, стены ЗАГСа Выборгского района должны были остаться кирпичными). Для Б. Г. Устинова проект — мысль, брошенная вперед; его реализация является вторым воплощением. Проект — пространственный образ существования конкретного человека, семьи, общины, общества, народа в определенном месте и в определенное время. Один из основных принципов Б. Г. Устинова — «выращивание» пространства, учитывая климатические, временные факторы, особенности местоположения, наличные ресурсы. Рабочая деятельность Б. Г. Устинова началась с проектов северных городов (г. Сеймчан, 1965–1966; г. Талнах, 1966–1967; не реализованы), которые демонстрируют понимание Архитектуры как жизнестроительства. Подход градостроителя Борис Георгиевич сохранит на протяжении всего творчества. Его проекты — решение целого комплекса задач. Их отличает многофункциональность, проработка посетительских и автомобильных потоков. Нередко проект — градостроительная концепция, путь к пересмотру транспортной ситуации. Подобные идеи и их претворение в проектной деятельности позволяют рассматривать творчество Б. Г. Устинова в рамках модернизма, однако на архитектора оказали влияние не только хронологически близкие течения: функционализм, брутализм, экспрессионизм, органическая, экологическая архитектура, авангард. Он обращается к опыту мировой архитектуры, неслучайно его работы вызывают разнообразные ассоциации, отсылая к византийской, римской, готической, барочной, средиземноморской архитектуре. Это не цитирование, а переосмысление богатого опыта. Традиция, стиль понимаются архитектором как живые явления. Для Б. Г. Устинова город — ярусный, многофункциональный, компактный организм, где плотность достигается не увеличением этажности, а пониманием трехмерности пространства. Особое внимание уделяется чистоте коммуникаций. В проектах Б. Г. Устинова дневная поверхность отдана людям: предусмотрены теплые, полутеплые и холодные пешеходные улицы, автомагистрали заглублены или обстроены. Архитектор обеспечивает непрерывность движения. Многофункциональные жилые комплексы, спроектированные Борисм Георгиевичем, включают в себя разные виды жилых единиц: комплексы повышенной и малой этажности для среднего класса с коридорной системой: лифт останавливается на нулевых отметках (через три этажа), коммуникационная улица подсвечена с торцов и ведет в одноэтажные и двухэтажные квартиры. Для состоятельных горожан — всеторонне ориентированные квартиры секционного принципа с доставкой жильцов внутрь жилой единицы. Архитектор предусматривает торговые, арендные помещения, учебно-воспитательные, рекреационные пространства, эксплуатируемые кровли. Другой тип — таунхаузы — плотные, экономичные блокированные жилые единицы. Глубина фасада с террасами, балконам позволяет увеличить световой фронт. Частные дома — совокупность неповторимых условий среды и образа жизни семьи. Б. Г. Устинов считает, что дом на земле — не здание на участке, а весь участок, пространство которого должно способствовать становлению семьи, здоровому образу жизни. По мнению Бориса Георгиевича, архитектура обладает воспитательной функцией, она способна влиять на поведение людей. Б. Г. Устинов выделяет несколько видов пространств — пространство собрания (концертный, баптистский молитвенный залы), почитания (православный храм), игры (театр), сгущенного и запечатленного человеческого сознания (библиотека). Проекты общественных пространств демонстрируют глубокий подход, осмысление самой сущности здания. Во многих работах виден авторский взгляд на событие, как следствие — абсолютная новизна архитектурного решения и его неповторимость. В письме отцу Б. Г. Устинов написал: «С одной стороны, я боялся, да и сейчас боюсь, что, уступив однажды, грубому и бессмысленному принуждению, свыкнусь с таким положением вещей, потеряю себя, с другой стороны — боялся, что уйду, не исчерпав всех возможностей настоять на своем, что брошу работу, которую люблю, по внешнему понуждению, из-за людей, не имеющих ничего общего с самим делом»[110]. Б. Г. Устинову удалось сохранить себя, свое видение Архитектуры. «Это был сложный путь. Оглядываясь, я не понимаю, как его прошел», — заключает Борис Георгиевич. В результате его проектно-учительской деятельности сформировалась школа, продолжающая и развивающая идеи архитектора.
Библиографический список
1. Алвар Аалто. Архитектура и гуманизм. Вст. ст. Гозак А., М.: Академия, 2007. — 272 с, ил. 2. Архитекторы об архитекторах. Ленинград-Петербург. XX век/сост. Ю. И. Курбатов. — СПб.: Иван Федоров, 1999. — 568 с. 3. Архитектура Запада. Мастера и течения // Под. Ред. Хан-Магомедова. М.: Стройиздат, 1972. – 215 с., ил. 4. Бартенев И. А. Форма и конструкция в архитектуре. Л.: Стройиздат, 1968. — 264 с., ил. 5. Бартенев И. А. Современная архитектура Ленинграда. — Л.:Лениздат, 1996. — 200 с., ил. 6. Бэнем Р. Новый брутализм. Этика или эстетика? М.:Стройиздат, 1973. — 199 с. 7. Вентури Р. Уроки Лас-Вегаса. М.:STRELKA PRESS, 2015. — 211 с, ил. 8. Виппер Б. Р. Введение в историческое изучение искусства. М.: Изд-во В. Шевчук, 2010. — 365 с. 9. Гозак А. Алвар Аалто. Архитектура и гуманизм, М.: Академия, 2007. — 272 с, ил. 10. Гольдштейн А. Ф. Ф. Л. Райт, М.: Стройиздат, 1973. — 136 с, ил. 11. Глезеров С. Петербург на Север от Невы. Лесной, Удельная, Коломяги. Озерки-Шувалово. М.: Центрполиграф, 2004. — 431 с. 12. Глезеров С. Е. Санкт-Петербург от А до Я. Исторические районы. СПб.: Глагол, 2005. — 223 с., ил. 13. Глезеров С. Лесной, Гражданка, Ручьи, Удельная… М.: Центрполиграф, 2006. — 479 с., ил. 14. Глезеров С. Е., Кравченко Г. В. и др. Лесной: исчезнувший мир. Очерки петербургского предместья. М.: Центрполиграф, 2011. — 432 с., ил. 15. Дженкс Ч. Язык архитектуры постмодернизма. М.: Стройиздат, 1985. — 138 с. 16. Курбатов Ю. И. Петроград, Линенград. Санкт-Петербург: Архитектурно градостроительные уроки, СПб.:Искусство, 2008. — 280 с. 17. Зодчие Санкт-Петербурга. XX век/ сост. В. Г. Исаченко. — СПб.: Лениздат, 2000. — 720 с., ил. 18. Иконников А. В. Зарубежная архитектура от «новой архитектуры» до постмодернизма. М.: Стройиздат, 1982. — 254 с, ил. 19. Иконников А. В. Художественный язык архитектуры. М.: Искусство, 1985. — 175 с., ил. 20. Иконников А. В. Функция, форма, образ в архитектуре. — М.: Стройиздат, 1986. — 288 с., ил. 21. Иконников А. В. Архитектура XX века. Утопии реальность. Т II. М.: Прогресс-Традиция, 2002. — 672 с., ил. 22. Иконников А. В. Архитектура XX века. Утопии реальность. Т I. М.: Прогресс-Традиция, 2001. — 656 с, ил. 23. Коганов Г. По поводу выставки работ Б. Г. Устинова и Л. Н. Травиной. 2 стр. — рукопись. 24. Коганов Г. По поводу проектов ДК ВОГ, Малой сцены театра им. Пушкина и ДК для г. Шевченко, обсуждавшихся в ЛОСа 14.XII. 1978 г., 3 стр. — рукопись. 25. Лаврентьев Н.В «Приходская церковь Лесного корпуса во имя Апостолов Петра и Павла»// История Петербурга. 2009. № 3(49). С. 53–57. 26. Ле Корбюзье. Архитектура XX века, М.: Прогресс, 1970. — 304 с, ил. 27. Лисовский В. Г. Город без окраин. Районы новостроек Ленинграда. Л.: Лениздат, 1974. — 239 с., ил. 28. Лисовский В. Г.: Архитектура Петербурга: Три века истории. СПб.: Славия, 2004. — 416 с., ил. 29. Лисовский В. Г. Санкт-Петербург. Очерки архитектурной истории города. Т. 2. От классики к современности. СПб.: Коло, 2009. — 582 с., ил. 30. Мельников К. С. Архитекторское слово в его архитектуре, М.: Архитектура-С, 2006. — 143 с, ил. 31. Некрасов И. Третье измерение «большой деревни»//Архитектура. 1989.№12. С. 6. 32. Орельская О. В. Современная зарубежная архитектура, М.: Академия, 2007. — 272 с, ил. 33. Полосканич В. Е. Особенности пространственных построений в архитектуре Б. Г. Устинова», 2002. — дипломная работа, рукопись. 34. Пясковский Ю. Дворец в Ленинграде//Декоративное искусство СССР. 1896. С. 13-14. 35. Райт Ф. Л. Будущее архитектуры. М.: Госстройиздат, 1960 — 247 с., ил. 36. Руднев В. А. Советские обычаи и обряды. Л.: Лениздат, 1974. — 150 с. 37. Руднев В. А. Древо жизни. Л.: Лениздат, 1989. — 160 с., ил. 38. Рябушин А. В. Новые горизонты архитектурного творчества 1970-1980-е годы. М.: Стройиздат, 1990. — 327 с., ил. 39. Тареев В. М. Дворец гражданских обрядов//Ленинградская панорама. 1984. №3. С. 25-27. 40. Устинов Б. Г. Автобиография, 2014. — рукопись. 41. Устинов Б. Г. Статьи разных лет — рукопись. 42. Устинов Б. Г. Пояснительная записка к проекту обустройства пространства центрального узла г. Луги — рукопись. 43. Устинов Б. Г. О театре — рукопись, 6 с. 44. Устинов Б. Г. Учебно-воспитательные учреждения в структуре города и их характеристика — рукопись, 12 с. 45. Устинов Б. Г. Архитектурный проект — это предложения образа жизни — рукопись, 8 с. 46. Устинов Б. Г. Письма отцу — рукопись, 4 с. 47. Устинов Б. Г. Город — рукопись, 2 с. 48. Устинов Б. Г. Письмо главному архитектору — рукопись, 3 с. 49. Устинов Б. Г. Новое идет!//приложение к «Строительной газете» Архитектура, 1986. №4. С.1-2. 50. Устинов Б. Г. Новоневский узел — рукопись, 8 с. 51. Устинов Б. Г. Пояснительная записка к ЖК на 15–ой линии — рукопись, 2 с. 52. Устинов Б. Г. Учебно-воспитательные учреждения в структуре города и их характеристика — рукопись, 12 с. 53. Устинов Б. Г. В поисках социального исцеления — рукопись, с. 5. 54. Устинов Б. Г. Введение в архитектонику жилой единицы на земле — рукопись, с. 6. 55. Ширяев Д. Ю. Кризис архитектуры и современного градостроения: взгляд из Санкт-Петербурга//Территория и планирование. №3. С. 22–27 56. Шмаков С. Живое пространство//приложение к «Строительной газете» Архитектура. 1984. №6. С. 4–5. 57. Чалдымов А.К. Письмо в Правительство СССР, 19 октября 1944 год. 58. Хан-Магамедов С. О. Константин Мельников, М.:Архитектура-С, 2007. – 295 с, ил.
[1] Коганов Г. По поводу выставки работ Б. Г. Устинова и Л. Н. Травиной. Рукопись. с. 2 [2] Коганов Г. По поводу проектов ДК ВОГ, Малой сцены театра им. Пушкина и ДК для г. Шевченко, обсуждавшихся в ЛОСА 14.XII.1978 г. 1978. Рукопись. с. 2. [3] Устинов Б. Г.. Автобиография. Рукопись. 2011. С. 19. [4] Устинов Б. Г.. Автобиография. Рукопись. 2011. с. 1. [5] Устинов Б. Г.. Автобиография. Рукопись. 2011. с. 1. [6] Устинов Б. Г.. Автобиография. Рукопись. 2011. с. 1. [7] Лисовский В. Г. Санкт-Петербург. Очерки архитектурной истории города. Т. 2. От классики к современности. СПб.: Коло, 2009. — с. 429. [8] Устинов. Б. Г. Статьи. Явление, имя которому Константин Мельников. Рукопись. С.25. [9] Устинов. Б. Г. Автобиография. 2011. Рукопись. с. 1 [10] Устинов Б. Г.. Автобиография. Рукопись. 2011. с. 2. [11] Устинов Б. Г.. Автобиография. Рукопись. 2011. с. 2. [12] Устинов. Б. Г. Автобиография. 2011. Рукопись. с. 5. [13]Устинов Б. Г.. Автобиография. Рукопись. 2011. с. 5. [14] Устинов Б. Г.. Автобиография. Рукопись. 2011. с. 14. [15] Устинов Б. Г.. Автобиография. Рукопись. 2011. с. 14. [16] Устинов Б. Г.. Автобиография. Рукопись. 2011. с. 14. [17] Устинов Б. Г. Статьи. О русской архитектуре. Рукопись. с. 20. [18] Устинов Б. Г. Статьи. О русской архитектуре. Рукопись. с. 19. [19] Устинов Б. Г. Статьи. Слово о Мастере. 1990. Рукопись. с. 20. [20] Устинов Б. Г. Статьи. Световое состояние пространства. Рукопись. с. 22. [21] Устинов Б. Г. Статьи. Прямой угол. Рукопись. с. 27. [22] Устинов Б. Г. Статьи. Прямой угол. Рукопись. с. 22. [23] Устинов Б. Г. Статьи. Прямой угол. Рукопись. с. 24.
[24] Устинов Б. Г. Статьи. Прямой угол. Рукопись. с. 19. [25] Устинов Б. Г. Статьи. Прямой угол. Рукопись. с. 18. [26] Устинов Б. Г. Статьи. Прямой угол. Рукопись. с. 19. [27] Устинов Б. Г. Статьи. Прямой угол. Рукопись. с. 19. [28] Устинов Б. Г. Статьи. Явление, имя которому Константин Мельников. Рукопись. с. 25. [29] Устинов Б. Г. Статьи. Явление, имя которому Константин Мельников. Рукопись. с. 21. [30] Устинов. Б. Г. Статьи. О Русской архитектуре. Рукопись. с. 19. [31] Устинов. Б. Г. Статьи. О Русской архитектуре. Рукопись. с. 19. [32] Устинов. Б. Г. Статьи. О Русской архитектуре. Рукопись. с. 19. [33] Устинов Б. Г. Автобиография. 2011. Рукопись. с. 2. [34] Райт Ф. Л. Будущее архитектуры. М.:Госстройизат, 1960. – с. 19. [35] Райт Ф. Л. Будущее архитектуры. М.:Госстройизат, 1960. – с. 20. [36] Райт Ф. Л. Будущее архитектуры. М.:Госстройизат, 1960. – с. 16. [37] Устинов Б. Г. Статьи. Архитектор и мебель. Рукопись. с. 27. [38] Устинов. Б. Г. Статьи. Жизнь, а не декорация жизни. 1987. Рукопись. с. 14. [39] Исаченко В. Г. Зодчие Санкт-Петербурга. XX век. СПб.: Лениздат, 2000. – с. 19. [40] Исаченко В. Г. Зодчие Санкт-Петербурга. XX век. СПб.: Лениздат, 2000. – с. 601. [41] Цит. по Рябушин А. В. Новые горизонты архитектурного творчества 1970-1980-е годы. М.: Стройиздат, 1990. – с. 26. [42] Цит. по Рябушин А. В. Новые горизонты архитектурного творчества 1970-1980-е годы. М.: Стройиздат, 1990. – с. 27. [43] Цит. по Рябушин А. В. Новые горизонты архитектурного творчества 1970-1980-е годы. М.: Стройиздат, 1990. – с. 28.. [44] Устинов Б. Г. Учебно-воспитательные учреждения в структуре города и их характеристика. Рукопись. с. 2. [45] Устинов Б. Г. Новое идет!//приложение к «Строительной газете» Архитектура, 1986. №4. с.1. [46] Устинов Б. Г. Новое идет!//приложение к «Строительной газете» Архитектура, 1986. №4. с. 2. [47] Устинов Б. Г. Учебно-воспитательные учреждения в структуре города и их характеристика. Рукопись. с. 3. [48] По Некрасову И. Третье измерение «большой деревни»//Архитектура. 1989.№12. с. 6. [49] По Некрасову И. Третье измерение «большой деревни»//Архитектура. 1989.№12. с. 6. [50] Устинов Б. Г. О городе. Рукопись. с.1. [51] По Некрасову И. Третье измерение «большой деревни»//Архитектура. 1989.№12. с. 6. [52]Ширяев Д. Ю. Кризис архитектуры и современного градостроения: взгляд из Санкт-Петербурга//Территория и планирование. №3. с. 24. [53] Ширяев Д. Ю. Кризис архитектуры и современного градостроения: взгляд из Санкт-Петербурга//Территория и планирование. №3. с. 25. [54] Устинов Б. Г. Новое идет!//приложение к «Строительной газете» Архитектура, 1986. №4. с.2. [55] Устинов Б. Г. О городе. Рукопись. с. 1. [56] Устинов Б. Г. О проектах северных городов. Рукопись. с. 1. [57] Ширяев Д. Ю. Кризис архитектуры и современного градостроения: взгляд из Санкт-Петербурга//Территория и планирование. №3. с. 25. [58] Устинов Б. Г. Письмо главному архитектору. Рукопись. с. 1. [59] Устинов Б. Г. Пояснительная записка к проекту обустройства пространства центрального узла г. Луги. Рукопись. с. 1. [60] Устинов Б. Г. Введение в архитектонику жилой единицы на земле. Рукопись. с. 1. [61] Устинов Б. Г. Введение в архитектонику жилой единицы на земле. Рукопись. с. 3. [62] Устинов Б. Г. Введение в архитектонику жилой единицы на земле. Рукопись. с. 3. [63] Устинов Б. Г. Введение в архитектонику жилой единицы на земле. Рукопись. с. 3. [64] Устинов Б. Г. Введение в архитектонику жилой единицы на земле. Рукопись. с. 4. [65] Устинов Б. Г. Введение в архитектонику жилой единицы на земле. Рукопись. с. 4. [66] Устинов Б. Г. Введение в архитектонику жилой единицы на земле. Рукопись. с. 2. [67] Устинов Б. Г. Введение в архитектонику жилой единицы на земле. Рукопись. с. 3. [68] Устинов Б. Г. Введение в архитектонику жилой единицы на земле. Рукопись. с. 5. [69] Устинов Б. Г. Введение в архитектонику жилой единицы на земле. Рукопись. с. 5. [70] Устинов Б. Г. Пояснительная записка к комплексу на 15-ой линии ВО. Рукопись. с. 2. [71] Устинов Б. Г. Новоневский ствол. Рукопись. с. 7. [72] Устинов Б. Г. Статьи. Что есть театр? Рукопись. с. 12. [73] Устинов Б. Г. Статьи. Что есть театр? Рукопись. с. 12. [74] Устинов Б. Г. О театре. Рукопись. с. 4. [75] Устинов Б. Г. О театре. Рукопись. с. 4. [76] Устинов Б. Г. О театре. Рукопись. с. 4. [77] Устинов Б. Г. Статьи. Принципы, в основных чертах, которыми мы руководствуемся в своей работе. Рукопись. с. 9. [78] Устинов Б. Г. О театре. Рукопись. с.3. [79] Устинов Б. Г. О театре. Рукопись. с.3. [80] Устинов Б. Г. О театре. Рукопись. с.6. [81] Устинов Б. Г. О театре. Рукопись. с.3. [82] Там же, с. 3. [83] Устинов Б. Г. О театре. Рукопись. с.3. [84] Устинов Б. Г. Эрмитаж. Рукопись. с.3. [85] Устинов Б. Г. Новый комплекс приемных помещений Эрмитажа. Рукопись. с.4. [86] Устинов Б. Г. Новый комплекс приемных помещений Эрмитажа. Рукопись. с. 3. [87] Устинов Б. Г. Учебно-воспитательные учреждения в структуре города и их характеристика. Рукопись. с. 2. [88] Устинов Б. Г. Учебно-воспитательные учреждения в структуре города и их характеристика. Рукопись. с. 2. [89] Устинов Б. Г. Учебно-воспитательные учреждения в структуре города и их характеристика. Рукопись. с. 1. [90] Устинов Б. Г. Учебно-воспитательные учреждения в структуре города и их характеристика. Рукопись. с. 1. [91] Устинов Б. Г. Учебно-воспитательные учреждения в структуре города и их характеристика. Рукопись. с. 7. [92] Устинов Б. Г. Учебно-воспитательные учреждения в структуре города и их характеристика. Рукопись. с. 7. [93] Устинов Б. Г. Учебно-воспитательные учреждения в структуре города и их характеристика. Рукопись. с. 7. [94] Устинов Б. Г. Учебно-воспитательные учреждения в структуре города и их характеристика. Рукопись. с. 7. [95] Устинов Б. Г. Учебно-воспитательные учреждения в структуре города и их характеристика. Рукопись. с. 7. [96] Устинов Б. Г. В поисках социального исцеления. Рукопись. с. 2. [97] Устинов Б. Г. В поисках социального исцеления. Рукопись. с. 2. [98] Устинов Б. Г. В поисках социального исцеления. Рукопись. с. 1. [99] Устинов Б. Г. В поисках социального исцеления. Рукопись. с. 1. [100] Устинов Б. Г. Учебно-воспитательные учреждения в структуре города и их характеристика. Рукопись. с. 11. [101] Устинов Б. Г. Учебно-воспитательные учреждения в структуре города и их характеристика. Рукопись. с. 8. [102] Устинов Б. Г. Учебно-воспитательные учреждения в структуре города и их характеристика. Рукопись. с. 6. [103] Устинов Б. Г. Учебно-воспитательные учреждения в структуре города и их характеристика. Рукопись. с. 6 [104] Устинов Б. Г. Статьи. Принципы, в основных чертах, которыми мы руководствуемся в своей работе. Рукопись. с. 8. [105] Устинов Б. Г.. Автобиография. 2011. Рукопись. с. 4. [106] Устинов Б. Г.. Автобиография. 2011. Рукопись. с. 5. [107] Устинов. Б. Г. Статьи. Световое пространство. Рукопись. с. 23. [108] Устинов. Б. Г. Статьи. Световое пространство. Рукопись. с. 11. [109] Устинов. Б. Г. Статьи. Световое пространство. Рукопись. с. 11. [110] Устинов Б. Г. Письмо отцу. Рукопись. с.1.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|