47. ППУ славянофилов и западников.
46. О. Конт.
Родоначальник позитивизма. Конт возвысился над материализмом и идеализмом, преодолел их противоречия, изобрёл новую науку. В развитии человека и общества он усматривает 3 эпохи, которым соответствуют 3 состояния человеческого ума: 1) теологическое состояние ума – характеризуется тем, что мир рассматривается как результат деятельности сверхчеловеческих существ, сил. В области политики это выразилось в создании теории, призывающей к соединению светской и духовной власти, оправдывающей монархическую форму правления; 2) метафизическое состояние ума – характеризуется тем, что при этом состоянии ума природа наделяется теми свойствами, которые ей не присущи. В политике это республиканские теории, теории о народном суверенитете; 3) позитивистское состояние ума – характеризуется тем, что человеческий ум отказывается от происхождения и целей Вселенной и внутренних причин явлений и ограничивается установлением между различными частными явлениями. К. положил начало 3-му состоянию человеческого ума, создав политическую философию и социологию, возникла новая политика, основанная на подлинно социологической науке. Позитивистская философия и политика способны обуздать революционный дух, укрепить общественный порядок. Основное назначение позитивистской философии – внушить стойкие и всеобщие убеждения. Она призвана обеспечить устойчивый порядок. При этом порядок неизбежно сочетается с прогрессом. Прогресс – это порядок. Порядок – это воплощение позитивистской политики, в противоположность анархической республике, наступает социократия, т. е. гармоничная организация общества. Социократия Конта имеет в основе идею солидарности. Солидарность и гармония – закон Вселенной. Задача политики – укрепить общественную солидарность, установить гармонию между целым и частями общественной системы. Основной закон социократии – любовь как принцип, порядок как основание и прогресс как цель. Позитивная политика не признаёт никаких прав, кроме права исполнять свой долг. «Новая философия всё более будет стремиться поставить на место бурные рассуждения о правах, и будет спокойно рассуждать о взаимных обязанностях». Слово «право» должно быть устранено из языка – это теологическое понятие, оно аморально и анархично. Надо ставить вместо прав обязанности. Все члены общества выполняют свои обязанности, функции.
Обладание капиталом – общая заслуга. Капитал оплодотворяет промышленность, производство. Для обеспечения социократии, солидарности в обществе предлагает учредить 2 власти: духовную и светскую. Духовная власть должна формироваться из духовной аристократии, т. е. из числа выдающихся вождей пролетариата. Светская власть должна принадлежать банкирам (главное – денежное влияние). Духовная власть покровительствует угнетённому классу, должна вести воспитание в позитивистском духе даже среди этого класса. При спорах между вождями светской и духовной власти арбитром должен быть народ.
47. ППУ славянофилов и западников. Чаадаев П. Я. (1794-1856) — западник. Представитель просветительства в России. Был противникам крепостного права. Сторонник европеизации общества на основе самоуправления. Он отстаивал главным образом интересы крестьян. Отмена крепостного права принесёт общее благосостояние. Он не призывал к революции. Ч. выступал против самодержавия и крепостничества, но только моральное обновление приведёт к изменениям. Труды – 8 философских писем. Он осуждает самодержавие и крепостничество (называет последнее «ужасной язвой»). Чаадаев подчёркивает отсталость России. По его мнению, успехи западной Европы во многом объясняются господством там католицизма. В России же православие бессильно перед светской властью. Осуждение было таким смелым, что Николай I посчитал Ч. умалишённым. Ч. не видел в народе силы. Он не рассчитывал ни на какие прогрессивные акции со стороны русского народа. Это критиковалось его друзьями.
48. А. Герцен и Н. Чернышевский. Важное значение для распространения в России идей революционного демократизма имела деятельность А. И. Герцена (1812-1870). Он иммигрировал за границу и там издавал русскую революционную прессу. Происхождение государства Герцен объяснял в духе договорной теории и выводил её из необходимости сохранить общественную безопасность. В государстве он видел форму без определённого содержания. Поэтому после победы революции государство должно исчезнуть. Допускал существование республики и всячески отвергал монархию. Герцен неустанно боролся против русского самодержавия, был противником капитализма и сторонником социалистических идей. В учении Н. Г. Чернышевского о государстве и праве большое место занимала проблема их происхождения. Первоначально, считал он, существовала общинная собственность на землю и господствовала племенная организация. С возникновением земледелия появляется частная собственность, кот. вытесняет общинную. Изменение формы собственности приводит к возникновению гос-ва. Возникновение права Чернышевский видит в необходимости регулирования отношений между людьми, в установлении правил для гос. устройства. Постепенно с течением времени, после свершения революции отпадёт необходимость в государственной власти. Формой нового гос-ва должна быть республика. Т. о. специфика социалистов: 1) сторонники осуществления революции. Герцен: насильственное революционное свержение существующего экономического и политического строя. Надежда социалистов на сельскую общину как зародыш будущего общества; 2) формой власти, которая должна быть установлена в результате революции крестьян вместе с рабочими – республика как форма государства.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|