Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

36. Жан-Жак Руссо. 37. Гамильтон и Джефферсон.. 38. Историческая школа права.




36. Жан-Жак Руссо.

Создатель теории «народного суверенитета». Он поэт, публицист, моралист и философ. Родился в Женеве в семье часовщика. В 16 лет стал бродячим музыкантом, в 30 – поселился в Париже и занялся перепиской нот. Наиболее известно произведение «Об общественном договоре» (1762г. ) – учение о народном суверенитете. Стоит на позициях естественного права. Естественное состояние – «золотой» век в истории человека. Люди тогда были равны, обладали хорошим здоровьем, наслаждались всеми благами природы. Неравенство было только физическим (возраст, пол).

Случайно появилась частная собственность. Она повлекла неравенство, зависть, борьбу. Человеческий разум потребовал такой организации, которая бы устранила существовавшую несправедливость в обществе. В результате общественного договора учреждается государство. Но оно вместо восстановления справедливости стало на защиту частных собственников, усугубление неравенства (2-ая ступень неравенства). 3-я ступень – деспотизм. Когда народ законодательствует, он будет подчиняться, будет обеспечена свобода, равенство. Законодательство должно закрепить свободу граждан. Это возможно только, если народ будет непосредственно издавать законы, в которых будет выражена общая воля. Закон заключается в общей воле, а воля не может быть предоставлена. Представительные органы не могут выразить волю народа. Законодательная власть – сердце государства, мозг, приводящий в движение все его части. Руссо не разграничивает власти, он критикует теорию разделения властей. Это противоречит концепции народного суверенитета. Суть теории: народный суверенитет неотчуждаем, его нельзя передать кому-либо, народный суверенитет неделим, народный суверенитет неограничен, абсолютен. Осуществление суверенитета возможно при небольшой территории с малым населением. Идеал – небольшая демократическая республика. Обеспечивается положение, при котором ни один не должен быть настолько богат, чтобы купить другого, чтобы продать себя. Для счастья необходимы 3 условия: банковский счёт, отменный повар, хороший желудок.

 

37. Гамильтон и Джефферсон.

Томас Джефферсон (1743-1826). Сын плантатора. Он сочетал свою деятельность с познаниями в области философии. С 1790 по 1793 он Госсекретарь США, с 1801 по 1809 – президент. Вместе с Франклином составлял проект Декларации о независимости 1776г. Его публичные выступления, Декларация, письма английскому монарху отра­жа­ют его взгляды. Основные: «Заметки о штате Вирджиния». В нём – история штата и его государственное устройство. Д. стоял на позициях естественной школы права. 2-ое произведение: «Общий обзор прав Британской Америки», в котором он, обращаясь к британскому королю, обосновывает необходимость вернуть народу право поступать по законам природы. Он исходил из того, что общественный договор – основа устройства общества, который даёт право всем участникам

38. Историческая школа права.

 

Она сформировалась в к. 18 - н. 19 в. в., оказалась весьма влиятельной. Историческая школа была реакций на естественную школу права. Сторонники этой школы были решительными противниками революции. Историческая школа: право – не результат созна­тельной деятельности людей, не воля сознательная, а продукт народного, на­ци­о­нального духа, право возникает само собой, стихийно, независимо от воли людей, та же, как появился язык. Сам народный дух как таковой не изменяется, а лишь развивается в процессе развития. Дух, присущий кон­кретному народу, дан Всевышним, он является постоянным, в процессе рас­крытия происходит и изменения в самом праве. Основатель – Густав Гуго (1764-1844) – профессор Геттингемпского университета, специалист по римскому праву. Власть и право возникают не в результате договора, не по чьему-то указу, не от Бога, а появилось стихийно. Он оправдывает рабство, т. к. оно существовало тысячелетиями. Дальше эти положения развивал его соотечественник Савиньи (1779-1861). Изложил свою позицию в 6-титомном курсе «Структура современного РП» (учебник). С. акцентирует внимание на националистическом характере духа, который порождает право. Всякое право в своём развитии проходит 3 ступени: 1) природное право – живёт в сознании народа, свойственно национальному духу, прирождённое народу, это право возникает под влиянием внутри действующих сил, и объективируется как право; 2) учёное право – тоже обычное право, но подвергшееся научной обработке. Это право живёт как бы двойной жизнью: как право природное и учёное. Это не двойное, а единое право, т. к. имеет один источник – народный дух; 3) кодификация. Как объединение в единой форме законов. Пухта Георг Фридрих (1798-1846). Профессор Берлинского университета, специалист по римскому праву. Право в своём развитии проходит 3 стадии: 1) обычай – первоначальный источник права; 2) законодательство – персонификация общей воли; 3) право юристов – юристы вскрывают нормы, таящиеся в духе народа, наци­ональном духе, но их нормы ещё нет ни в обычае, ни в законодательстве.

Национальный дух в конечном итоге народу даётся Всевышним. «Если бы кто подумал, что наши воззрения противоречат богу, он бы нас не понял. Бог вложил в нацию силу создавать право».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...