39. И. Кант.. 40. Гегель.
39. И. Кант. В тот период Германия была самой отсталой страной в Западной Европе – ещё преобладал феодализм. Сформировалось 2 направления: либеральное (Кант, Гегель) и историческая школа права; Иммануил Кант (1724-1804). Всю жизнь посвятил науке. Жил в Кённиксберге. Он самый плодовитый исследователь-философ. Его позиция – позиция умеренная (либерал). Кант – философ, дуалист. Мир двойственен. Он представляет собой «мир сущего» и «мир должного». Человек – существо двойственное. В мире сущего действуют объективные законы, этот мир познаваем. В этом мире человек не свободен, он вынужден подчиняться естественным законам. Мир должного – там нет закономерностей, человек в нём свободен, поведение непредсказуемо, мир непознаваем. Это мир морали, права, область государства. Т. к. нет закономерностей, в этом мире должны действовать императивы – обязательные веления, коим надлежит повиноваться. Они: категорические и гипотетические. Гипотетические – условные веления, такие поступки людей, которые исходят из соображения собственного блага. Категорические – безусловные веления, подчинение которым должно быть безусловным. Эти веления вытекают из чувства долга. Долг – ты должен, а поэтому ты можешь. Категорический императив проявляется в 3-х аспектах: 1) действуй по такой максиме (правилу), руководствуясь которой, ты в то же время желать, чтобы она стала всеобщим законом; 2) действуй так, чтобы ты никогда не относился к человеку, как в твоём лице, так и всякого другого, только как к средству, но в то же время как к цели; 3) действуй по такой максиме, которая в то же время может сделать сама себя всеобщим законом. Каждый может и должен участвовать в законодательстве (кроме женщин и работников по найму, т. к. они зависимы).
Сфера деятельности человека в мире должного обусловлена этими 3-мя проявлениями. Соблюдение нравственного закона может быть формальным (внешней свободы человека) и по внутреннему убеждению (сфера нравственности). Законы, по которым устанавливается внешнее поведение, – юридические законы. Это и есть право. Право – это совокупность условий, при которых произвол одного может быть согласован с произволом другого по общему закону свободы. К. исходит из того, что право, установленное государством, должно соответствовать естественному праву. Государство – это объединение множества лиц, подчинённых правовым законам. Создание государства – это требование категорического императива; организация государства – результат соглашения в силу, которого все и каждый в замен естественной свободы получают свободу в качестве членов государства. В государстве существует 3 власти: верховная, исполнительная, судебная. Источник установления законов – ограниченный круг людей. К. к концу жизни стал обосновывать более прогрессивные идеи, отстаивал взгляды, связанные с обеспечением человечеству благоприятных условий жизни. Работа «К вечному миру» – это самая высокая цель человечества. Будущее человечества – федерация, основанная на устоях естественного права, которая обеспечивает самое важное благо человечества – мир. Самое важное для человечества – достижение всеобщего правового гражданского общества. Только в нём существует свобода. наиболее естественно и наиболее приближается к свободе, которую природа предоставляет каждому, ибо каждый переносит своё естественное право на большую часть общества, которую он составляет, т. к. всё прибывает в естественном состоянии. Однако Б. С. допускал монархию, где верховная власть у Собрания (законодательный орган, контроль за исполнением), и возможность аристократии. Он утверждал, что власть должна быть связана законами, обеспечивающими действительные права и свободы человека. Государственное могущество тогда, когда гарантирует каждому гражданину не только сохранение жизни, но и удовлетворяет его интересы, собственность, безопасность. Закон ограничен в своём действии.
40. Гегель.
У Гегеля и Канта есть определённая общность: оба – идеалисты, диалектики. Гегель – объективный идеалист, право едино. От него начинается юридический позитивизм (философская основа). По Гегелю мир познаваем, и всё в природе и обществе развивается по триаде: тезис, антитезис, синтез. В истории: тезис – восточный мир; антитезис – античный мир; синтез – романо-германская система. В основе развития – дух познания в науке: дух субъективный (отражается в антропологии – дух в связи с телом, и психологии – в связи с мыслью), дух объективный (в праве, нравственности, государстве), дух абсолютный (в искусстве, религии, философии). Право как развитие объективного духа проходит 3 ступени: тезис (абстрактное право), антитезис (личная мораль), синтез (нравственность). 3 аспекта характеристики права: тезис – право как идея свободы, антитезис – форма свободы, синтез – право как закон. Почва права – царство реализованной свободы. Закон – не просто закон, а закон правовой, т. е. закон, ведущий людей. Нравственность в развитии прошла 3 ступени: семья (простое единство), гражданское общество (множество), государство (объединение первого и второго). Семья – абсолютная нравственность, т. к. союз основан на любви, отношения между мужем и женой – отношения между животным и растением. Гражданское общество – не внутренняя, а внешняя основа: частный интерес. Это социальные группы, семьи, корпорации, сословия. Государство – синтез семьи и гражданского общества. Цель государства – всеобщий интерес как таковой, в ней – соединение всех интересов. Свобода должна основываться на частной собственности, которая является её гарантией. Без собственности свобода – голая абстракция. Государственная власть характеризуется тем, что распадается на 3 субстанциальных различия: законодательная власть, исполнительная власть, княжеская власть (единство 1-го и 2-го). Именно монарх олицетворяет суверенитет. Народ – стадо, нуждающееся в пастухе. Именно князь такой пастух. Разделение властей считал гарантией публичной свободы, резко критиковал деспотизм, как состояние беззакония, в котором особенная воля как таковая заменяет собой закон.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|