Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

57. Психологическая школа права Петражицкого.




57. Психологическая школа права Петражицкого.

Основателем и наиболее ярким представителем психологической теории права в первой трети ХХ в. был Л. И. Петражицкий. Он считал, что эмпирическая наука изучает два вида бытия – физическое и психическое. Право, как одно из явлений бытия, принадлежит миру психики и представляет собой обязательно-притязательное переживания людей. Нормы, как авторитарные запреты и веления есть лишь отражение этих переживаний. Петражицкий трактует право как элемент психики человека, сводит право к чувствам и эмоциям, трактуя его в двух аспектах: 1) как право официальное и неофициальное. Официальное право подлежит применению гос. властью и поддерживается с её стороны. Неофициальное право лишено такого значения, однако оно всё же действует в качестве права. Т. о. каждая соц. группа создаёт своё право, независимо от государства. 2) как позитивное и автономное право. Позитивное право опирается на внешние источники (кодексы, законы; книжное право – книги юридического содержания + сборники обычного права + священные книги; право принятых в науке мнений – доктрины права, позиции, мнения учёных; право учений отдельных юристов

58. Религиозно-нравственная философия права в России. В. С. Соловьёв, Е. Н. Трубецкой.

 

Владимир Сергеевич Соловьёв (1853-1900). «Кризис в западной философии. Против позитивизма». К числу положительных общественных форм жизни Западной Европы он относил правовое государство. В обсуждении проблем организации теократии он выделяет три элемента её социальной структуры: священники, князья и начальники, народ земли. Соловьёв пологал, что истинное христианство должно быть общественным, что вместе с индивидуальным душеспасением оно требует социальной активности, социальных реформ. Христианство даёт нам высшее благо, духовное благо и при этом не отнимает у нас низших природных благ. Именно гос-во должно стать гарантом в обеспечении права каждого человека на достойное существование. Нормальная связь церкви и государства находит своё выражение в постоянном согласии их высших представителей – первосвятителя и царя. Рядом с этими носителями безусловного авторитета и безусловной власти должен быть в обществе и носитель безусловной свободы – человек. Естественное право и положительное право для него лишь две различные точки зрения на один и тот же предмет.

Евгений Николаевич Трубецкой (1863-1920) известен своими фундаментальными разработками истории религиозной философии и исследовании проблем философии права. Право он определял как внешнюю свободу, предоставленную и ограниченную нормой. Нормы нравственные и правовые не исключают друг друга: поскольку внешнее поведение обусловливоемое внутренним настроением, последнее далеко не безразлично для права. Присутствует мысль о гармонизации позитивного права с естественным правом, причём естественное играет роль движущего начала в истории.

 

59. Идеи русских консерваторов. К. Леонтьев, Н. Данилевский, Л. Тихомиров.

 

Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885). «Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому» Развивал теорию культурно-исторических типов человеческой цивилизации. Он считал, что никакие особые гарантии политических и гражданских прав невозможны, кроме тех которые верховная власть захочет предоставить своему народу. Высоко оценивал значение свободы слова, считая её не привилегией, а естественным правом.

Константин Николаевич Леонтьев (1831-1891). Он отвергал либеральный эгалитаризм, сближая и часто отождествляя его с анархизмом и с эгалитаризмом социалистов. Обсуждал тему русской государственности, был склонен выводить её природу из византийского и отчасти европейского наследия. Русское право есть право европейское, слегка окрашенное византизмом там, где государственность соприкасается с религией. В начале развития государства всего сильнее проявляет себя аристократическое начало, в середине жизни гос. Организма появляеться тенденция к единоличной власти и лишь к старости и смерти воцаряется демократическое, эгалитарное и либеральное начало. Единство сильной государственности с церковью.     

 

60. Социальные концепции в России. С. А. Муромцев, Н. М. Коркунов, М. М. Ковалевский.

 

Муромцеву принадлежит историческая заслуга в деле обоснования социологического подхода к изучению права, в истолковании права как действующего правопорядка и в оправдании свободы судейского правотворчества, способного содействовать эволюции России в сторону более либерального режима властвования. Закон, обычай, наука, общественные воззрения на справедливость и нравственность – всё это суть авторитеты, которые руководят судьёй, но которым он не подчиняется пассивно. Указания различных авторитетов постоянно расходятся, и судье приходится делать выбор между ними. «Суд и закон в гражданском праве». Под правом понимает совокупность юридических отношений (правовой порядок). Нормы же представляются как некоторый атрибут порядка. Зарекомендовал себя сторонником умеренно-либеральных конституционных преобразований.

Коркунов – социально психологическое истолкование права. Общество – есть объективный общественный порядок. Содержание общественной жизни составляет многообразие различных сталкивающихся личных и общественных интересов в политической, экономической, религиозной областях. Чтобы обеспечить возможность совместного сосуществования и осуществления интересов, каждому субъекту правовых отношений должна быть отграничена известная сфера. Эту сферу и отграничивает право, которое собственно есть разграничение интересов и вместе с тем инструмент обеспечения определённого порядка в процессе возникновения и урегулирования конфликта интересов. Основной труд – Лекции по общей теории права.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...