Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

32. Феофан Прокопович. 33. Василий Татищев. 34. Радищев.. 35. Монтескье.




32. Феофан Прокопович.

Феофан Прокопович (1681-1737). Стоял на теократических позициях. Закончил Киевскую духовную академию, учился в Риме, получил сан Архиерея. Труд – «Правда воли монаршей», «Слово о власти и чести царской». Считал, что образованию государства предшествует естественное состояние, которое он изображает как «чёрное да безмерное беззаконий море». Чтобы выйти из этого состояния люди заключают «гражданский союз» и устанавливают верховную власть. Критиковал аристократию (приводит к разногласиям в среде правящих) и демократию (всегда приводит к мятежам и смуте). Лучшим «образом правления» является неограниченная наследств. монархия. Если прямой наследник недееспособен, то надо назначать доброго и искусного, независимо от степени родства. Кроме того, решительно отвергал притязание церкви на превосходство перед светской властью. Выступал за отмену патриаршества и утверждение Синода. (Синод обеспечит лучшее упр-е церковными делами) Причина бедствий – невежество людей – выступал за насаждение просвещения в России.

 

33. Василий Татищев.

Татищев В. Н. (1686-1750) – граф, участник Полтавской битвы, один из первых русских историков. Труд – «История российская», подготовил к изданию «Русскую правду», «Судебник 1650». Стоит на позициях естественного права. Человек сначала был полностью свободен. Вольность характерна для этого состояния. Человек плохо пользовался этой вольностью - своеволие. Интересы общества требуют ограничения вольности каждого индивида. «На вольность каждого должна быть одета узда неволи для его же пользы». Узда: естественная, договорная, принудительная. Первая узда означает необходимость подчинения родителям. Вторая узда – договорная. Из такого договора происходит неволя холопа или слуги, кот. идут в услужение к другим чтобы прокормится. Третья узда – насильственное лишение воли (плен). Татищев считал эту узду противоправной. Считал, что в России невозможны ни демократия, ни аристократия. Невозможность демократии вытекает из обширности государства, недопустимость аристократии подтверждается историческим опытом. Был сторонником просвещённой монархии, кот. должна осуществлять реформы с помощью разумных законов: естественных и гражданских. Характерные черты законов: понятность, выражение преемственности по отношению к древним законам и обычаям, не содержат противоречий, выполняются теми людьми, которым направлены.

34. Радищев.

Вершиной прогрессивной политической и правовой мысли в России вт. пол. XVIII в. стало учение А. Н. Радищева. Образование государства он связывает с возникновением собственности. Государство образуется молчаливым договором в целях защиты слабых и угнетённых. Радищев считает, что государство – великая махина, цель которой – блаженство граждан. Большое внимание Радищев уделяет выяснению сущности права и закона. Он последовательно защищает три основных тезиса по этому вопросу: 1) Существует тесная связь между законом, народным суверенитетом и естественным правом. В основе закона должно лежать естественное право; 2) Законы основанные только на силе необязательно выполнять; 3) Основанные на естественном праве законы могут быть реализованы только тогда, когда они опираются на реальную силу. Резко критиковал крепостное право, которое противоречит естественному праву и общественному договору; самодержавие, которое является препятствием на пути прогрессивного развития.

 

 

35. Монтескье.

Монтескье (1689-1775). Знаменит тем, что создал теорию разделения властей, которая воплотилась в современных конституциях развитых государств, учение о духе законов. Выходец из знатного аристократического рода. Принимал активное участие в политической жизни Франции. Являлся президентом сословно-представительного органа департамента Бордо. Над своей теорией он работал 25 лет. Труды – «О духе законов» (состоит из 31 главы), «Персидские письма». Разграничивает законы юридические и законы объективные и исследует закономерности воздействия факторов на формирование юридических законов. С точки зрения М. законы, в самом большом значении этого слова – необходимое отношение, вытекающее из природы вещей. Всё, что существует имеет свои законы. Законы – это отношения, существующие между различными существами. По М. На юридические законы влияют 4 группы факторов: устройство, правление (политические факторы); географические; экономические; нравы и религия. На первых этапах развития человечества большое значение имели географические факторы. В странах с жарким климатом законы более суровые, чем в странах с холодным климатом. Природа почвы влияет на законы. Если территория государства велика – власть сильная, деспотичная. Если маленькая, то возможна монархия, республика. Законы в тесном отношении со способами, с помощью которых народ добывает средства к существованию. Религия. Христианство нуждается в мягких законах, способствует умеренному правлению. Мусульманство – деспотизм. На современном этапе определяющим является политический фактор. В нём он различал природу правления, его принципы. Природа правления – количество правящих лиц. Различает монархические, республиканские, деспотические государства. Принцип правления определяется природой правления. Принципы правления определяют дух законов. Принцип правления – это то, что управляет деятельностью того или иного правительства. В законах должны отражаться естественные требования, в частности которые коренятся в роде человеческом. Чтобы законы соблюдались, реализовывались, торжествовали необходимо разделение властей. Три рода власти: законодательная, исполнительная, судебная. Каждой из них свойственна тенденция к злоупотреблению. Различные власти должны взаимно сдерживать друг друга. Как самая главная власть (законодательная) должна принадлежать в принципе всему народу. В больших государствах власть народа осуществляться не может – народ не пригоден для законодательствования. В этом слабая сторона демократии. Поэтому она должна принадлежать представительному органу, избираемому народом. Судебная власть должна принадлежать тоже народу. Судебные учреждения должны быть выборными. Суды не должны быть постоянными. Исполнительная власть должна осуществляться одним лицом (монархом) с его министрами, ведающими соответствующими отраслями, управляемыми по поручению монарха. Исполнительная власть должна быть постоянной, действовать быстро, реагировать оперативно. Все три вида власти должны уравновешивать друг друга. Не исключается вмешательство одной власти в дела другой.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...