Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

71. Теория институтов. М. Ориу.




71. Теория институтов. М. Ориу.

 

Морис Ориу (1856-1929). Труд – «Основы публичного права». Основное содержание теории: государство – это политический организм, который представляет всю нацию в целом. Государство – режим одновременно и экономический, и политический, и юридический, режим, который овладевает нацией, видоизменяет её, налагает на неё определённую форму, становится средой, в которой существуют индивиды. Согласно Ориу каждый гражданин занимается своими делами, и тем самым совершает общее дело на благо всего общества. Единственный стимул гражданина – стремление к наживе, институт приобретения. Для того чтобы в обществе не возникали конфликты, чтобы общество было стабильным, необходимо учреждение институтов. Институт – спокойное, длительное существование какого-либо положения вещей. Это известная организация, постоянство определённой социальной группы, образующее институты (семья, церковь, община, профсоюз и т. д. ), в том числе и государство. Все институты делятся на 2 группы: 1) институты-корпорации; 2) институты-вещи. Корпорация – институт, обладающий внутренней свободой, позволяющий себе преследовать свои цели и делающийся индивидуальностью. Этот институт обладает определённой автономией. Эти институты возникали давно и совсем недавно. Наиболее устойчивый – государство. Институты-вещи лишены автономии. Государство осуществляет свою деятельность на основе права. Право уравновешивает вечную противоположность между личностью и обществом. Нормы права создаются институтами. Процесс создания проходит 3 стадии: 1) возникает направляющая идея института, которая получает выражение в волевых актах правящих лиц. Идея превращается в право дисциплины; 2) становление права. Придание идее силы. Но право дисциплины ещё не право, оно не совершенно, не обладает подлинной юридической природой, т. к. представляет собой лишь субъективное выражение направляющей идеи института; 3) право дисциплина становится подлинным правом. Правовые предписания должны получить одобрение со стороны подданных, граждан в форме их присоединения к действующим нормам. Т. е. нормы санкционируются гражданами, что приводит к длительному, ни чем не нарушаемому существованию. Это уже статутное право, когда к нему присоединяются институты.

 

72. Теория элит.

 

Основателями теории были итальянские политологи Г. Моска, и В. Парето. Парето исходит из ценностного подхода к пониманию элиты. Элиту он определял как группу людей, занимающих высокое положение соответственно степени своего влияния. Принадлежность к элите зависит от особых качеств, которыми в незаурядной степени обладают некоторые лица и которые обеспечивают им власть. Элиты, считал Парето имеют тенденцию к упадку из-за внутренней замкнутости элиты. На смену новой элите приходит новая элита. Революции, перевороты – это и есть смена элит. В своём труде «Подъём и падение элит» Парето писал, что вся человеческая история – это история постоянной смены элит, одни возвышались, другие приходили в упадок. Г. Моска обращал внимание на роль меньшинства, которое управляет большинством. Ни аристократическая тенденция, ни демократическая, с точки зрения Моска не дают власть большинству. Власть от меньшинства всегда переходит к меньшинству. Отличие лишь в том, что аристократический правящий класс пополняется людьми из замкнутого социального круга. Выборы в условиях демократии Моска трактовал как путь к обновлению элиты, а не как форму контроля масс над руководителями. Меньшинство отличается от масс присущими ему особыми качествами. Меньшинство управляет большинством только потому, что оно лучше организовано. Каждое государство, общество можно разделить на 2 страты, слоя: 1) высшая (правящая, элита). Делится на подгруппы: правящая элита и неправящая элита; 2) управляемые (нет подгрупп). Элита и массы, управляющие и управляемые, меньшинство и большинство. У меньшинства 2 разновидности приёмов управления: сила (элита львов) и хитрость (элита лис). История общества – большей частью история преемственности аристократий. Правление элиты львов – правление радикальных меньшинств в условиях сильной бюрократизации деятельности. Западная Европа управляется семейством лис. Проблематика организации общества должна решаться не демократиями, а научными исследованиями.

и их групп). В автономном праве отсутствует ссылка на внешние источники. Это право есть результат внутреннего интуитивного самоопределения человека. Отсюда следует, что существует столько систем автономного права, сколько самих людей. Таким образом, согласно психологической теории существует подлинное право, которое представляет собой психологические переживания людей об их правах и обязанностях и официальное право – совокупность гос. норм.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...