66. Г. Кельзен и Г. Харт. 67. Неотомистская теория возрождённого естественного права. 68. Концепция «движения критических правовых исследований».
66. Г. Кельзен и Г. Харт. Создатель – Ганс Кельзен (1881-1973). Основные труды – «Чистая теория права», «Общая теория права». Суть теории – право необходимо рассматривать в чистом виде, не связывая с экономикой, политикой и т. д. Чистота по Кельзену означает: 1) исключение из юрид. науки идеологических и аксиологических (ценностных) элементов; 2) изъятие из юр. науки любых социологических аспектов, т. е. попыток рассмотреть право во взаимосвязи с другими явлениями общественной жизни. Основа такого подхода – субъективный идеализм. В праве он усматривает то, что создал Кант – философская основа учения о праве – учение Канта о категорическом императиве. В основе права лежит постулируемая человеческим сознанием основная норма (абстрактная норма: можешь, т. к. должен). С помощью основной нормы, право достигает единства, не прибегая к метаправовым источникам (будь то бог, гос-во, полит. власть) и образует ступенчатый порядок, в котором низшие нормы вытекают из высших. Высшая ступень права – конституция. А уже на основе конституции, издаются обычные законы, в соответствии с законами издаются подзаконные акты, и в соответствии со всем этим нормативным массивом устанавливаются судебные и административные решения. Всё это – нормы, право. Эта система норм находится в иерархическом соотношении, право – это иерархическая система норм должного поведения. Главное в праве – обязанности; полномочия в праве не существенны, вторичны. «Государство – специфическое нормативное единство; правопорядок, достигший определённой степени централизации». 67. Неотомистская теория возрождённого естественного права. Всем направлениям характерно общее: естественное право – это общечеловеческие ценности, и именно они, их реализация, воспроизводство. Им должно соответствовать право положительное. Но сам набор ценностей у каждого из направлений неодинаков. Не все естественные направления признают естественное право неизменным – некоторые (экзистенциолистическое, герменевтическое) считают, что право изменяется по мере изменения условий.
Неотомистское направление. (Ж. Маритен, Ж. Дабен, В. Катрайн). Бог является первоисточником всего бытия. С этой точки зрения государство и право являются результатом божественного творения. Под естественным правом неотомисты понимают совокупность общих абстрактных принципов: свободы, справедливости, уважение властей, общее благо и др. Одним из сторонников был Де Белль: гражданские законы, противоречащие естественному праву – плохие законы.
68. Концепция «движения критических правовых исследований».
69. Современная реалистическая школа права. Дж. Френк, К. Ллевелин. Основоположником реалистической школы считают Иеринга. Самостоятельной её считают не все. Некоторые считают 2-м направлением социологической школы права. В самом стане сторонников реалистической школы выделяются крайние (Олифэн) и умеренные (Гвейлен, Пунк). Радикалы хорошо отражают суть. Теория была создана в 19 веке Иеренгом, в 20-м появилась современная реалистическая школа. Суть: Право находится в постоянном движении. Оно создаётся только судом
или административными работниками; Право – это не самоцель, а средство для достижения социальных целей; С точки зрения реалистов общество развивается значительно быстрее права, поэтому наблюдается сложность процессов приспособления права к изменениям социальной системы. К. Ллевелин противопоставлял «бумажные нормы (нормы должного поведения, выраженные в законах) праву в жизни, или «реальному праву». Реалисты отождествляли право с конкретной практикой судей и администраторов. Правовые нормы – лишь предсказание того, что должны делать суды. Действия, относящиеся к решению спора – сфера права, и люди, осуществляющие эту деятельность – официальные выразители права. То, что они решают по спору – есть само право. Джером Фрэнк: книга «Суд перед судом»: «Право – то, что какой-либо суд где-нибудь и когда-нибудь решит в специальном разбирательстве относительно конкретных прав данного человека». Право – совокупность конкретных судебных решений, которые определяют право субъектов конкретных правоотношений. Ллевелин: не только судебные решения, но и административные акты. Фрэнк: абсолютной истины нет. В области права в некоторой степени возможны вероятности и достоверности.
70. Социологическая школа права. Р. Паунд.
Наибольшее распространение социологическая юриспруденция получила в США. Её представитель Роско Паунд (1870-1964) – профессор Гарвардского университета. Труд – «Юриспруденция». Паунд видел задачу социологии права в том, чтобы объяснить возникновение, развитие, эффективность права в его взаимосвязи с другими общественными явлениями. Отсюда широкое использование им в теории права этики, истории, психологии. Социологию права Паунд определял как изучение юр. системы функционально, в свете преследуемых ею социальных целей. А право – это высший вид социального контроля для согласования компромисса интересов в обществе. Паунд выделил три стороны в понятии права: 1) Право как правопорядок, т. е. режим упорядоченных отношений между людьми посредством систематического применения силы политически организованного сообщества; 2) Право как совокупность юридических предписаний, т. е. правил, норм в данном политически организованном обществе; 3) Право как судебный и административный процесс. В этих 3-х сторонах на 1-й план выступает право как правопорядок. Он не отрицает нормативного характера права, но считает, что право – не только государственное предписание, нормы, но и их реализация, т. е. их претворение в жизнь, это правовые отношения. Право как режим сводится к защите интересов дела, оно заслуживает защиту интересов, т. к. полезно всему обществу (интересам собственности). Основное звено социологической школы права – противопоставление права в законе праву в действии, динамическому правопорядку. Право призвано обеспечить полную безопасность человека. Основная структура, обеспечивающая реализацию права – суды.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|